Кто такой Пелевин и почему все говорят об этом загадочном писателе?

Кто этот таинственный писатель, чьи книги разлетаются миллионными тиражами, а фильмы собирают полные залы, хотя сам он предпочитает держаться в тени и почти ничего не говорит о себе публично? В данной статье мы постараемся со всей объективностью рассказать о жизни и творчестве столь популярного российского писателя. Погрузимся в загадочный мир Виктора Пелевина.

Биография Виктора Пелевина до литературного дебюта

Виктор Олегович Пелевин родился 22 ноября 1962 года в Москве. Его отец Олег Анатольевич был преподавателем военной кафедры, мать Зинаида Семеновна работала заведующей отделом в одном из центральных гастрономов столицы.

Семья поначалу ютилась в коммунальной квартире на Тверском бульваре, затем переехала в отдельную трехкомнатную квартиру в районе Северное Чертаново.

В 1979 году Виктор окончил английскую спецшколу No 31 в центре Москвы, считавшуюся весьма престижной. После школы поступил в Московский энергетический институт на факультет электрификации и автоматизации, который окончил в 1985 году.

В апреле того же года Пелевин был принят на должность инженера кафедры электрического транспорта МЭИ. В 1987 году он поступил там же в очную аспирантуру, где проучился до 1989 года.

В это же время Пелевин начал увлекаться восточной философией и мистицизмом. В 1989 году он поступил на заочное отделение Литературного института имени Горького, где проучился недолго. Уже в 1991 году писателя отчислили оттуда за "отрыв от института".

Первые литературные опыты

Еще обучаясь в аспирантуре, Пелевин начал публиковать свои литературные опыты. Его дебютом стала публикация в 1989 году рассказа «Колдун Игнат и люди» в журнале «Наука и религия», для которого Пелевин в то время готовил материалы по восточной мистике.

В 1990 году в журнале «Химия и жизнь» вышла первая повесть Пелевина «Затворник и Шестипалый», а в 1991 году в том же издании — рассказ «Жизнь и приключения сарая Номер XII».

В начале 1990-х Пелевин активно печатался в различных научно-популярных журналах вроде «Знание — сила», «Наука и религия», «Химия и жизнь». Он экспериментировал с жанрами фантастики, фэнтези и философской прозы.

В 1991 году вышел первый авторский сборник рассказов Пелевина «Синий фонарь». Сначала книга осталась незамеченной критикой, однако спустя два года автор получил за нее премию «Малый Букер».

Взлет популярности в 1990-е годы

Настоящую известность Пелевину принесла повесть «Омон Ра», впервые опубликованная в 1992 году в журнале «Знамя». Это произведение сразу же привлекло пристальное внимание критиков и читателей.

Главный герой повести, выпускник Академии космонавтики Омон Кривомазов, отправляется в космос на секретном корабле «Омон Ра». По ходу повествования выясняется, что на самом деле корабль никуда не летит, а является лишь декорацией для грандиозной постановки.

Эта история, полная черного юмора и философских размышлений, сразу поставила Пелевина в один ряд с самыми яркими молодыми писателями страны. «Омон Ра» получил сразу несколько престижных наград, включая Букеровскую и «Бронзовую улитку».

В 1996 году Пелевин опубликовал в «Знамени» еще один культовый роман — «Чапаев и Пустота». Действие книги разворачивается в абсолютной пустоте, где бывший наркоман и поэт-декадент Петр Пустота встречает легендарного героя гражданской войны Василия Чапаева.

Вместе герои пытаются найти выход из пустоты и обретают дзен. Философский роман имел огромный успех у читателей и критиков. Он вошел в шорт-лист самой престижной литературной премии планеты.

Но по-настоящему культовым Пелевин стал после выхода в 1999 году романа «Generation П». Эта книга о жизни рекламного агента Вавилена Татарского в диком капитализме 1990-х разошлась тиражом более 3,5 миллионов экземпляров!

Роман переведен на десятки языков, неоднократно переиздавался и считается визитной карточкой Пелевина. Он получил премии «Бронзовая улитка» и немецкую литпремию имени Шенфельда.

Благодаря «Generation П» и другим бестселлерам к концу 1990-х Виктор Пелевин превратился из малоизвестного литератора в звезду первой величины и лидера новой волны русской литературы.

2000-е - новые эксперименты и награды

Несмотря на головокружительный успех, Пелевин не останавливается на достигнутом и продолжает экспериментировать. В начале 2000-х он публикует философское эссе «Подземное небо», посвященное загадочному миру Московского метро.

Писатель исследует мистические легенды столичной подземки, устанавливает параллели с древними языческими культами. Книга имела большой успех у читателей, в очередной раз продемонстрировав неиссякаемое воображение автора.

После пятилетнего перерыва в публикациях в 2003 году выходит сборник «Диалектика переходного периода. Из ниоткуда в никуда». За эту работу Пелевин получает сразу две престижные награды – премии Аполлона Григорьева и «Национальный бестселлер».

2010-е - новый виток славы

И в следующем десятилетии Пелевин продолжает удивлять читателей и критиков своим творчеством. В 2009 году выходит очередной роман «t», занявший третье место в рейтинге премии «Большая книга».

Вслед за ним в 2010 году публикуется сборник повестей и рассказов «Ананасная вода для прекрасной дамы», который также попадает в лонг-лист этой престижной премии.

Еще больший ажиотаж вызывает вышедший в 2011 году роман «S.N.U.F.F.», удостоенный награды «Электронная книга» как лучшая проза года.

Пелевин сегодня

И сегодня, по прошествии более тридцати лет творческой карьеры, 61-летний Пелевин остается в авангарде современной русской литературы.

Он продолжает ежегодно радовать поклонников новыми работами, последние из которых – «Тайные виды на Фудзи», «Искусство легких касаний», «Непобедимое солнце».

Кто же такой этот Пелевин, чьи книги по-прежнему пользуются таким спросом?

Творческий метод и философия Пелевина

Многие критики отмечают склонность Пелевина к постмодернизму, абсурдизму и иронии. Его произведения изобилуют каламбурами, мистификациями, игрой смыслов. Сюжеты обычно разворачиваются в некой условной реальности сновидений и грез.

Персонажи писателя путешествуют сквозь разные исторические эпохи, сталкиваются с неожиданными поворотами судьбы, переосмысляют главные вопросы бытия.

В то же время на творчество Пелевина явно повлияли восточные учения и эзотерические традиции. Он часто использует буддийскую символику, рассуждает о дзен и пути к просветлению.

Образ писателя-затворника

Особенности мироощущения Пелевина как нельзя лучше отражает его публичный образ загадочного мудреца-отшельника. После начала литературной карьеры писатель практически перестал появляться на людях.

О его личной жизни известно крайне мало. Даже место его проживания держится в строжайшем секрете. Из-за этого вокруг Пелевина ходит немало слухов и домыслов.

Экранизации произведений

Многие произведения Пелевина экранизированы или поставлены на театральной сцене. В 2011 году вышел фильм «Generation П», имевший большой кассовый успех.

Его режиссер Виктор Гинзбург вынашивает планы по экранизации других романов писателя. В Германии снимается лента «Мизинец Будды» по мотивам «Чапаева и Пустоты».

Пьесы по произведениям Пелевина идут в театрах Москвы, Киева, Лондона. Его своеобразный мир продолжает покорять и зрителей, и читателей.

Пелевин и Нобелевская премия

Учитывая мировую известность и влияние Пелевина, неудивительно, что его имя не раз упоминалось в числе возможных номинантов на Нобелевскую премию по литературе.

Эта высочайшая награда пока остается недосягаемой вершиной для писателя. Но кто знает, какие сюрпризы преподнесет нам его творчество в будущем?

Коммерческий успех книг Пелевина

Произведения Пелевина пользуются огромной популярностью у читателей. Тираж первого издания новой книги часто достигает полумиллиона экземпляров. Роман «Generation П» разошелся по миру 3,5 миллионным тиражом.

Права на экранизации произведений Пелевина покупают крупнейшие голливудские студии. Фильм «Generation П» 2011 года собрал в прокате более 4 миллионов долларов.

Гонорары самого писателя за книги исчисляются миллионами рублей. Коммерчески его творчество можно назвать чрезвычайно успешным.

Биография писателя в 2000-2010-е годы

О личной жизни Пелевина в 2000-2010-е годы известно немного. Предположительно он по-прежнему живет в Москве, в районе Чертаново.

Писатель много путешествует по Востоку – бывает в Непале, Южной Корее, Китае, Японии. Он увлекается буддизмом, но при этом довольно прагматичен в финансовых делах.

Достоверно известно лишь, что в 2018 году Пелевин зарегистрировался как индивидуальный предприниматель в Пенсионном фонде.

Пелевин в мировой литературе

Творчество Пелевина получило признание далеко за пределами России. Он входит в тысячу наиболее влиятельных деятелей мировой культуры по версии French Magazine.

Книги писателя переведены на десятки языков, включая китайский и японский. Они популярны в Европе и обеих Америках, а также в азиатских странах.

Пелевин и Нобелевская премия

Учитывая мировую известность и влияние Пелевина, неудивительно, что его имя не раз упоминалось в числе возможных номинантов на Нобелевскую премию по литературе.

Эта высочайшая награда пока остается недосягаемой вершиной для писателя. Но кто знает, какие сюрпризы преподнесет нам его творчество в будущем?

Критика творчества Пелевина

При всей популярности, творчество Пелевина неоднократно подвергалось критике со стороны литераторов и исследователей.

Так, сторонники соцреализма и «чистого» реализма упрекают его произведения в чрезмерной фантазийности, отрыве от реальных социальных проблем.

Консервативная критика не приемлет интереса Пелевина к психоделическим опытам, мистицизму, восточным культам.

Пелевин и читательская аудитория

Несмотря на разногласия в литературных кругах, читательская аудитория по-прежнему боготворит Пелевина.

Его книги собирают аншлаги на презентациях и публичных читках. В социальных сетях действуют десятки фан-клубов писателя.

Поклонники с восторгом воспринимают ироничность произведений, тонкий юмор, неожиданные повороты сюжета. Каждая новая книга Пелевина становится для них настоящим праздником.

Будущее творчества Пелевина

Что ждет творчество Виктора Пелевина в будущем? Скорее всего, он и дальше будет радовать поклонников новыми оригинальными и загадочными произведениями.

Вполне возможно, со временем интерес к его книгам станет еще выше. А может быть, Пелевин и впрямь станет нобелевским лауреатом, что выведет его на новый уровень славы.

Одно можно сказать точно – этот писатель еще не раз удивит нас неожиданными сюжетными поворотами и игрой слов, образов и смыслов.

Пелевин versus современные писатели

На фоне других известных современных писателей творчество Пелевина выглядит весьма своеобразно. В отличие от многих коллег, он не пишет традиционных реалистических романов.

Его тексты наполнены абсурдистским юмором, иронией, философскими размышлениями. Яркий и узнаваемый авторский стиль по праву считается одним из главных козырей писателя.

Пелевин и постмодернизм

Многие литературные критики относят творчество Пелевина к постмодернизму. Действительно, его произведениям присущи типичные черты этого направления:

  • Ирония, игра слов, обыгрывание культурных кодов
  • Фрагментарность повествования, коллаж разнородных стилей
  • Условность изображаемого мира, смешение реальности и фантазии
  • Интертекстуальность, обилие аллюзий и реминисценций

В то же время сам Пелевин в интервью заявлял, что не считает себя постмодернистом. По его мнению, в России не было настоящего культурного модернизма, поэтому говорить о постмодернизме неправомерно.

Буддийские мотивы в творчестве Пелевина

Еще одна характерная черта прозы Пелевина – обращение к восточным философско-религиозным учениям, прежде всего – буддизму.

Его персонажи нередко придерживаются принципов дзен, пытаются постичь истину бытия через медитацию и осознание иллюзорности окружающего мира.

Так, в «Чапаеве и Пустоте» действие разворачивается в некоем подобии нирваны, куда попадают герои, преодолевшие жизненные иллюзии. Этот роман пронизан отсылками к восточным учениям о сансаре и карме.

Язык и стиль Пелевина

Язык произведений Пелевина отличается яркой метафоричностью, обилием неологизмов, каламбуров.

Его синтаксис часто нарочито запутан, фразы могут занимать чуть ли не весь абзац. Писатель активно использует разнообразные стилистические фигуры вроде парадокса, оксюморона, гиперболы.

Благодаря блестящему владению словом ему удается создавать яркие, пластичные художественные образы и незабываемые сцены.

Комментарии