ДПС это что: разбираемся в функциях и отличиях от других структур

ДПС, или Дорожно-патрульная служба, играет важную роль в обеспечении безопасности на дорогах России. Однако многие автомобилисты путают ДПС с другими структурами вроде ГИБДД и не до конца понимают, чем занимаются инспекторы ДПС. Давайте разберемся!

История создания дорожно-патрульной службы в России

ДПС была образована в 1936 году в СССР под названием Госавтоинспекция (ГАИ). Изначально она занималась регулированием дорожного движения, пресечением нарушений ПДД и расследованием ДТП. В 1998 году ГАИ была переименована в ГИБДД, а в 2002 году в ее структуре появилась дорожно-патрульная служба, получившая широкие полномочия по контролю за безопасностью на дорогах.

На сегодняшний день в ДПС России работает около 40 000 сотрудников. Больше всего их в Московской, Свердловской и Самарской областях:

Регион Количество сотрудников ДПС
Московская область 8492
Свердловская область 3561
Самарская область 3194

Чтобы поступить на службу в ДПС, нужно пройти специальную подготовку в учебных центрах МВД России.

Основные функции и полномочия ДПС

ДПС выполняет важную задачу - обеспечивает безопасность дорожного движения. Для этого у нее есть ряд полномочий:

  • Контроль за соблюдением ПДД
  • Пресечение нарушений ПДД
  • Остановка и досмотр транспортных средств
  • Проверка документов водителей

Также инспекторы ДПС имеют право оформлять протоколы о нарушениях ПДД, задерживать транспортные средства и лишать водителей прав.

В случае ДТП сотрудники дорожно-патрульной службы прибывают на место происшествия, фиксируют обстоятельства, составляют схемы, оказывают помощь пострадавшим и организуют эвакуацию аварийных автомобилей.

Также в функции ДПС входит проведение различных профилактических мероприятий, направленных на предотвращение ДТП и повышение дисциплины на дорогах.

Техническое оснащение ДПС

Для эффективного контроля обстановки на дорогах у ДПС есть современные технические средства:

  1. Автомобили LADA Vesta, УАЗ Патриот, Форд Фокус для патрулирования и выезда на ДТП
  2. Камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД
  3. Планшеты и смартфоны для работы в полевых условиях
  4. Система "Вездеход" - программно-аппаратный комплекс с видеокамерами, радарами и датчиками для мониторинга обстановки на дороге и автоматической фиксации нарушений

В ближайшие годы ДПС планирует оснастить свои автомобили дополнительным оборудованием: датчиками определения состояния водителя, системами распознавания государственных регистрационных знаков, беспилотными летательными аппаратами для видеонаблюдения с высоты.

Взаимодействие ДПС с другими службами

ДПС тесно взаимодействует с другими подразделениями для комплексного обеспечения безопасности на дорогах. В частности:

ДПС и ГИБДД réгулярно проводят совместные рейды по проверке транспортных средств и выявлению пьяных водителей. Также ДПС передает часть материалов по выявленным нарушениям в регистрационно-экзаменационные подразделения и службу технического контроля ГИБДД.

При расследовании обстоятельств ДТП сотрудники дорожно-патрульной службы взаимодействуют со следственными органами и экспертами. Они также координируют свои действия с медицинскими работниками и сотрудниками МЧС при оказании помощи пострадавшим.

В целом можно сказать, что ДПС активно сотрудничает с различными ведомствами для повышения безопасности на дорогах страны.

Профилактика ДТП силами ДПС

Одной из основных функций ДПС является профилактика дорожно-транспортных происшествий. Для этого сотрудники дорожно-патрульной службы регулярно проводят различные мероприятия:

  • Патрулирование опасных участков дорог и перекрестков
  • Установка камер фото- и видеофиксации нарушений
  • Проверка технического состояния транспортных средств
  • Работа по повышению культуры вождения среди населения

В частности, инспекторы ДПС регулярно выступают перед учащимися школ и водителями с лекциями о правилах дорожного движения, проводят разъяснительную работу на предприятиях транспорта.

Перспективы развития ДПС

В ближайшие годы планируется дальнейшее развитие и совершенствование дорожно-патрульной службы. В частности:

  1. Увеличение штата сотрудников ДПС для более плотного патрулирования дорог
  2. Оснащение новой техникой и оборудованием для фиксации нарушений
  3. Внедрение автоматизированных систем анализа обстановки на дорогах

Также планируется повысить квалификацию сотрудников ДПС, чтобы они могли более эффективно выявлять нарушителей и предотвращать ДТП.

Как проходит типичный рабочий день инспектора ДПС

Рабочий день сотрудника дорожно-патрульной службы достаточно напряженный и требует высокой концентрации внимания.

После утреннего инструктажа инспекторы ДПС выезжают на патрулирование закрепленных участков дорог. Они следят за обстановкой, выявляют нарушителей ПДД и принимают меры по их пресечению и наказанию.

В случае получения сообщения о ДТП, сотрудники дорожно-патрульной службы незамедлительно выезжают на место происшествия. Здесь они помогают пострадавшим, организуют устранение последствий аварии, фиксируют обстоятельства случившегося.

Общественное мнение о работе ДПС

К работе сотрудников ДПС в обществе неоднозначное отношение. С одной стороны, многие ценят их вклад в обеспечение порядка на дорогах и соблюдение ПДД:

Без контроля со стороны ДПС, водители чувствовали бы полную безнаказанность и ездили как им вздумается. Это привело бы к росту аварийности.

С другой стороны, некоторые считают методы работы дорожно-патрульной службы слишком жесткими и даже коррупционными:

Инспекторы ДПС специально выискивают мелкие нарушения у водителей, чтобы вымогать взятки. Они действуют излишне строго, что вызывает раздражение людей.

Несмотря на критику, роль ДПС в повышении дисциплины на дорогах трудно переоценить. А действенная профилактическая работа и модернизация службы помогут улучшить ее имидж в глазах автомобилистов.

Комментарии