ДМРВ "Приора": описание конструкции, диагностика неисправностей и инструкция по замене

На ВАЗ "Приора" устанавливался двигатель ВАЗ-21126 объемом 1,6 литра и мощностью 87 л.с. Именно на этой модели впервые появился датчик ДМРВ "Приора", ставший впоследствии стандартом для всех малолитражных автомобилей ВАЗ.

В состав этого двигателя входили:

  • Блок цилиндров и головка блока 16-клапанные
  • ДМРВ приора 16 с электроприводом
  • Впрыск топлива центральный Multec-S
  • Зажигание электронное

Датчик ДМРВ на приоре является важным компонентом этой системы. Он контролирует положение клапана посредством обратной связи с электронным блоком управления. В случае выхода датчика из строя возможны сбои в работе системы рециркуляции и двигателя.

Диагностика ДМРВ

Помимо кодов ошибок, на работоспособность ДМРВ "Приора" можно косвенно указывают параметры, считываемые с датчиков:

  • Датчик массового расхода воздуха
  • Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе
  • Датчик положения дроссельной заслонки

Сопоставляя их показания, можно сделать вывод о текущем состоянии системы рециркуляции отработавших газов и ДМРВ.

Подготовка к замене ДМРВ

Перед заменой ДМРВ необходимо подготовить рабочее место и инструмент. Следует обеспечить доступ к двигателю со стороны впускного коллектора, установив автомобиль на смотровую яму или подъемник. Полезно замену ДМРВ совместить с заменой воздушного фильтра.

Также потребуются емкости для слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения и масла из картера двигателя при их частичной разборке.

Порядок замены ДМРВ

Последовательность замены ДМРВ следующая:

  1. Отсоединить крепление впускного коллектора, отвести его в сторону
  2. Отсоединить электропривод и вакуумные шланги от ДМРВ
  3. Отвернуть гайки крепления ДМРВ к коллектору
  4. Установить на место все в обратном порядке

После завершения монтажа нужно проверить герметичность соединений и удалить воздух из системы питания при помощи шприца или специальной прокачки.

Ошибки при замене ДМРВ

Чтобы избежать поломок при замене ДМРВ, следует контролировать:

  • Момент затяжки резьбовых соединений ДМРВ
  • Надежность подключения электропривода и вакуумных шлангов
  • Чистоту сопрягаемых поверхностей деталей системы впуска

Также нельзя допустить попадания грязи во впускной коллектор и цилиндры двигателя при его частичной разборке.

Проверка после замены

После замены ДМРВ функционирование системы рециркуляции проверяется посредством сканера или тест-драйва. Нужно убедиться в отсутствии кодов ошибок, проверить динамику и устойчивость работы двигателя на различных оборотах и нагрузках.

Тюнинг ДМРВ

Для улучшения динамических характеристик двигателя ВАЗ применяют тюнинг дроссельного модуля рециркуляции отработавших газов. Это позволяет оптимизировать работу системы впуска и выпуска на различных режимах.

В тюнинг ДМРВ входит:

  • Установка полнопроходного клапана увеличенного диаметра
  • Замена штатного электромагнита на более мощный
  • Перепрограммирование блока управления

Это дает прирост крутящего момента на низких оборотах и улучшение динамики разгона. Но при этом возможно ухудшение экологичности выхлопа.

ДМРВ и турбонаддув

При оснащении двигателя ВАЗ турбонаддувом применение ДМРВ сохраняет актуальность. Более того, в этом случае возможности по оптимизации процессов газообмена с помощью рециркуляции расширяются.

Путем грамотной настройки совместной работы ДМРВ, турбины и интеркулера можно эффективнее использовать энергию отработавших газов.

Альтернативы ДМРВ

Существуют и альтернативные системы рециркуляции на замену ДМРВ, например:

  • Пневмоклапан с электроприводом
  • Специальный рециркуляционный насос

Они выполняют ту же функцию возврата части отработавших газов в цилиндры двигателя. Но конструктивно отличаются и имеют свои преимущества и недостатки.

Перспективы ДМРВ

Несмотря на появление новых технологий, применение ДМРВ сохраняет актуальность и в обозримой перспективе. Оптимизация процессов газообмена посредством рециркуляции остается эффективным способом повысить экологичность и экономичность двигателя.

Установка ДМРВ на другие двигатели

ДМРВ, применяемый на двигателях ВАЗ, возможно установить и на некоторые другие отечественные моторы, такие как:

  • ЗМЗ-405
  • УМЗ-421
  • А01

Это позволит реализовать на них систему рециркуляции отработавших газов, повысить экологичность и оптимизировать рабочий процесс.

Плюсы и минусы Евро-2

Переход с Евро-1 на Евро-2 (вместе с появлением ДМРВ) дал следующие преимущества автомобилям ВАЗ:

  • Меньшее содержание СО и NOx
  • Улучшение топливной экономичности

Однако имелись и недостатки:

  • Снижение максимальной мощности
  • Усложнение конструкции системы выпуска

ДМРВ и нейтрализатор

ДМРВ и нейтрализатор (каталитический конвертер) - разные по конструкции, но взаимосвязанные по функциям элементы одной выхлопной системы.

ДМРВ снижает содержание вредных веществ "на входе", а нейтрализатор дожигает их "на выходе". Оптимальная работа одного компонента положительно сказывается на другом.

Датчики ДМРВ

Работа ДМРВ контролируется по датчикам:

  • Положения дроссельной заслонки
  • Температуры и массового расхода воздуха
  • Абсолютного и относительного давления

Они являются важной частью общей системы управления двигателем, позволяющей оптимизировать состав смеси.

Ресурс работы ДМРВ

При штатной эксплуатации в нормальных условиях ресурс работы ДМРВ составляет 150-200 тысяч километров пробега автомобиля. Это ориентировочный срок, по истечении которого рекомендуется замена ДМРВ на новый.

Фактический ресурс зависит от качества деталей, условий эксплуатации, своевременности ТО и других факторов. При появлении неисправностей замена требуется досрочно.

Признаки неисправного ДМРВ

Основные признаки неработоспособного или неисправного ДМРВ:

  • Двигатель "душит", не развивает обороты
  • Повышенный расход топлива
  • Детонация и "пробуксовка" турбины
  • Мигание лампы "Check engine"

При подозрении на поломку ДМРВ нужно провести диагностику с помощью сканера (чтение кодов ошибок) и более глубокое техническое обслуживание.

Профилактика и уход

Для продления срока службы ДМРВ рекомендуется:

  • Регулярно менять воздушный фильтр
  • Использовать качественное моторное масло
  • Не эксплуатировать автомобиль с перегревом ДВС

Это позволит предотвратить загрязнение и закоксовывание деталей ДМРВ продуктами неполного сгорания топлива.

Безопасность при обслуживании

При любых работах с ДМРВ следует соблюдать меры безопасности:

  • Использовать защитные очки и перчатки
  • Соблюдать осторожность при работе с горячим двигателем
  • Выполнять правила эксплуатации инструмента и оборудования

Комментарии