УАЗ, ШРУС : описание, особенности, назначение, работа и ремонт
УАЗы славятся своей проходимостью и надежностью. Однако даже эти внедорожники не застрахованы от поломок. Одной из наиболее уязвимых деталей является ШРУС – шарнир равных угловых скоростей. Давайте разберемся, что это за элемент, как он работает и ремонтируется.
Что такое ШРУС на УАЗе
ШРУС или шарнир равных угловых скоростей – это элемент подвески автомобиля, который передает крутящий момент от двигателя на управляемые колеса.
Шрус «УАЗ», или шарнир равных угловых скоростей, представляет собой элемент автомобиля, который позволяет без потери мощности передавать крутящий момент от двигателя ТС на его управляемые колеса.
Водители также называют эту деталь машины «гранатой».
Конструкция и составные части
Конструкция шруса «УАЗ» включает в себя две основные части:
- Обойма
- Корпус
Они имеют канавки с расположенными в них шариками. С их помощью и передается вращение с одной детали на другую.
Типы шарниров ШРУС на разных моделях УАЗ
Существует несколько разновидностей шарниров ШРУС для автомобилей УАЗ:
- Шарнир Вейса
- Вилка Виллиса (одношаровый шрус)
- Шарнир Бирфильд
Наибольшее распространение на современных моделях УАЗ получил шарнир Бирфильд. Он отличается высокой надежностью и долговечностью по сравнению с другими типами.
Рассмотрим более подробно принцип работы шарнира ШРУС на примере популярной модели УАЗ шрус.
Принцип работы и передачи крутящего момента
В шарнире установлены шарики, которые включаются попарно в зависимости от направления вращения:
- одна пара работает при движении автомобиля вперед,
- вторая пара – при движении назад.
Таким образом обеспечивается плавная и равномерная передача крутящего момента на колеса.
Углы поворота шарнира
Внешний шарнир ШРУС может передавать крутящий момент под любым углом. Внутренний шарнир передает момент под углом до 20 градусов. Но работая в паре, оба шарнира обеспечивают передачу мощности при любых нагрузках и положениях колес.
Особенности работы на скручивание
Так как шарнир работает в том числе и на скручивание, полуоси в нем не закаливаются на всю глубину – сердцевина остается пластичной.
Несмотря на высокую надежность, шарниры ШРУС на УАЗ могут выйти из строя.
Причины выхода шарнира из строя
К основным причинам поломок ШРУСов на УАЗ относятся:
- Естественный износ при эксплуатации
- Агрессивное вождение, движение в условиях бездорожья
- Повреждение защитного пыльника шарнира
- Отсутствие или некачественная смазка
- Применение некачественных запчастей
Диагностика неисправностей
О поломке шарнира ШРУС может свидетельствовать появление посторонних шумов при движении автомобиля – скрежет, щелчки и т.п. Это говорит о попадании пыли и грязи во внутренние зазоры шарнира.
Чтобы проверить исправность шарнира, можно приподнять УАЗ на подъемнике, включить передачу и прослушать работу шарниров. Любые хруст или стук будут указывать на неисправность.
Признаки поломки шарнира
Основные признаки выхода шарнира ШРУС из строя:
- Посторонние звуки при движении автомобиля
- Вибрация рулевого колеса
- Затрудненное переключение передач
- Потеря управляемости автомобиля
При появлении таких симптомов следует незамедлительно проверить состояние шарниров ШРУС и при необходимости заменить неисправные узлы.
Рассмотрим последовательность действий при замене шарнира ШРУС на примере УАЗ uaz шрус Патриот.
Порядок демонтажа старого шарнира:
- Установить автомобиль на эстакаду или подъемник
- Демонтировать колесо
- Отсоединить наконечники шарнира от поворотного кулака
- Извлечь шарнир ШРУС из поворотного кулака
Особенности подбора нового шарнира ШРУС
Существует множество модификаций шарниров для УАЗ с разной длиной полуосей. Поэтому перед покупкой важно определить точную длину штатного шарнира и подобрать аналогичный вариант.
Граната (сам шарнир) у всех ШРУСов одинаковая, за исключением шарниров для редукторных мостов.
Пошаговая инструкция установки нового шарнира:
- Установить новый шарнир ШРУС в поворотный кулак
- Закрепить наконечники шарнира
- Проверить легкость вращения шарнира и отсутствие люфтов
- Установить колесо
- Опустить автомобиль
После замены шарнира рекомендуется проехать 50-100 км и подтянуть крепежные болты.
При выборе шарнира ШРУС для УАЗ важно обращать внимание на следующие характеристики:
Критерии выбора качественного шарнира:
- Материал изготовления (качественные сталь 40Х, 30ХГСА)
- Твердость поверхностей качения (не меньше 58 HRC)
- Точность обработки дорожек под шарики (до 2-4 мкм)
- Наличие правильной термообработки
- Высокая стойкость к скручиванию
Обзор производителей шарниров для УАЗ
Среди российских производителей шарниров ШРУС для УАЗ можно отметить такие компании как ООО «Спайсер», ООО «Ригинал», ГК «АМТ», «Полярис», БАРС и другие. Качество их продукции в целом удовлетворительное.
Некоторые владельцы УАЗов также используют шарниры производства Мозырского завода шарниров из Белоруссии.
Стоимость шарнира ШРУС для УАЗ
Цены на шарниры ШРУС для УАЗ варьируются от 2000 до 6000 рублей за штуку в зависимости от:
- Бренда
- Типа шарнира
- Материала изготовления
- Места покупки
Где выгодно купить шарнир ШРУС
Наиболее выгодно покупать шарниры можно в интернет-магазинах запчастей, таких как СпецТюнингУАЗ, ИжТехноЭкспорт, АвтоГур и им подобные. Там действуют скидки, цены обычно ниже чем в обычных автомагазинах.
Также периодически бывают хорошие предложения по шарнирам на Авито или в группах для владельцев УАЗов ВКонтакте.
В среднем пару шарниров можно приобрести за 5-7 тысяч рублей.
Особенности шарниров ШРУС для УАЗ Патриот
Для модели шрус уаз патриот предлагается довольно широкая линейка шарниров ШРУС различной длины. Это связано с тем, что даже в рамках одной модели Патриот существуют различные модификации подвески.
Для точного подбора шарнира рекомендуется обращаться к каталогу оригинальных запчастей по модели автомобиля и VIN-номеру.
Также можно воспользоваться услугами фирм, занимающихся продажей запасных частей для внедорожников УАЗ, где помогут определить нужный вариант.
На военных и редукторных мостах УАЗ устанавливаются специальные шарниры ШРУС, отличающиеся от гражданских аналогов.
Отличительные особенности военных шарниров
Основные отличия военных ШРУСов:
- Укороченный вал шарнира
- Шлицы полуоси меньшего диаметра
- Повышенная прочность и износостойкость
- Усиленные защитные элементы
Совместимость с гражданскими мостами УАЗ
В целом шарниры ШРУС с военных УАЗов не рекомендуется устанавливать на обычные автомобили.
Они могут не подойти из-за других размеров, а их избыточная прочность приведет к повышенным нагрузкам на детали подвески штатных мостов.
Чтобы продлить срок службы шарниров ШРУС на УАЗ, важно регулярно проводить их профилактику.
Регламент техобслуживания шарниров
Рекомендуется проводить следующие работы по профилактике ШРУСов:
- Проверка люфтов шарниров – каждые 5 тыс. км
- Замена смазки в шарнирах – каждые 20-30 тыс. км (или 1 раз в год)
- Затяжка крепежа шарниров – при каждой замене колес
- Проверка износа и вибрации – каждые 10 тыс. км
Рекомендации по продлению срока службы
Для увеличения ресурса шарниров ШРУС рекомендуется:
- Использовать качественную смазку
- Периодически промывать шарниры от грязи
- Избегать эксплуатации на предельных нагрузках
- Своевременно затягивать крепеж
Правила эксплуатации УАЗа для сохранности ШРУСов
Для сохранения ресурса шарниров следует придерживаться таких правил эксплуатации УАЗа:
- Избегать пробуксовки и резких стартов
- Не перегружать автомобиль
- Выбирать оптимальные скорости
- Плавно входить в повороты
Помимо рассмотренных аспектов, при выборе и эксплуатации шарниров ШРУС на УАЗ стоит обратить внимание и на некоторые другие нюансы.
Влияние тюнинга подвески на шарниры
Установка колес большего диаметра, применение жесткой подвески, использование проставок и разрезных полуосей – все эти мероприятия по тюнингу УАЗа увеличивают нагрузки на шарниры ШРУС, что сокращает их ресурс.
При замене зависимой передней подвески на независимую конструкция шарниров и вся система управления колесами меняется кардинально. Штатные ШРУСы в таких случаях обычно не годятся – требуется подбор новых.