Метки распредвала и коленвала - техническое обслуживание автомобиля

Автолюбители часто сталкиваются с необходимостью замены ремня или цепи газораспределительного механизма. При этом ключевым моментом является правильная установка меток распредвала и коленвала. От этого зависит дальнейшая безаварийная работа двигателя.

Назначение и принцип работы ГРМ

Газораспределительный механизм (ГРМ) - это комплекс деталей, обеспечивающих согласованную работу коленвала и распредвального вала, а также управление впускными и выпускными клапанами двигателя. Распределительный вал через систему толкателей открывает и закрывает клапаны в строго определенной последовательности, обеспечивая попеременное наполнение цилиндров свежей топливно-воздушной смесью и удаление отработавших газов.

Коленвал соединен с распредвалом при помощи цепи или ремня ГРМ, передавая ему вращение. При соотношении 2:1 коленвал совершает 2 оборота, в то время как распредвальный вал - только 1. Таким образом происходит согласованное управление процессами впуска и выпуска в каждом из цилиндров двигателя.

ГРМ является одним из наиболее нагруженных узлов двигателя, поэтому требует регулярного технического обслуживания. При своевременной замене изношенных деталей можно избежать дорогостоящего ремонта.

Конструктивные особенности распредвалов и коленвалов

Для правильной совместной работы узлов ГРМ на коленвальном и распредвальном валах предусмотрены специальные метки:

  • Метка на шкиве коленвала
  • Метка на маховике
  • Метка на звездочке или шкиве распредвала

Эти метки при правильной сборке должны располагаться строго определенным образом по отношению к корпусу двигателя. Так, метки на шкиве коленвала должны совпадать с метками на передней крышке блока цилиндров, метки на звездочках распредвала - с метками на крышке зубчатого ремня.

Количество меток зависит от типа двигателя - на 8-ми клапанных моторах обычно присутствует только метка на шкиве коленвала. На 16-клапанных двигателях используется до 3 меток для точной синхронизации работы коленвала и двух распредвалов.

Подготовка к установке меток ГРМ

Перед установкой нового ремня ГРМ необходима тщательная подготовка:

  1. Подготовить необходимые инструменты - комплект торцевых головок, монтажка цепи ГРМ, отвертка.
  2. Снять старый изношенный ремень/цепь.
  3. Установить поршень 1го цилиндра в ВМТ такта сжатия для удобства работы.
  4. Зафиксировать распредвал и коленвал от проворачивания во избежание смещения меток.

После подготовки можно приступать к установке меток распредвала и коленвала и монтажу нового ремня или цепи ГРМ.

Компонент Количество меток
Коленвал 1
Шестерня распредвала 1-2 в зависимости от количества распредвалов

Важно отметить, что на некоторых двигателях положение датчиков коленвала и распредвала может заменять метки. В этом случае ориентиром служат сами датчики ГРМ.

Выставление меток на примере разных двигателей

Рассмотрим особенности установки меток ГРМ на некоторых распространенных моторах:

Двигатель ВАЗ-2106

На 8-клапанном carburetor двигателе ВАЗ-2106 для определения правильного положения коленвала и распределительного вала используется всего одна метка на шкиве коленвала.

  1. Установить поршень 1‑го цилиндра в ВМТ такта сжатия.
  2. Совместить метку на шкиве коленвала с меткой на передней крышке блока цилиндров.
  3. Проверить совпадение метки на шкиве распредвала с меткой на крышке цепи.

Двигатель ВАЗ-2112

На 16-клапанном инжекторном двигателе ВАЗ-2112 установка меток ГРМ выполняется в такой последовательности:

  1. Установить поршень 1‑го цилиндра в ВМТ.
  2. Совместить П-образный выступ на шестерне коленвала с треугольной меткой на блоке цилиндров.
  3. Совместить метки на 2‑х шестернях распредвалов с треугольными метками на крышке.

Двигатель Niva 21214

Особенности данного двигателя:

  • Используется задающий диск вместо шестерни распредвала.
  • Метка на задающем диске совмещается с серединой ДПКВ.

Возможные последствия неправильной установки

Среди возможных последствий неверной установки меток распредвала и коленвала можно отметить:

  • Сбитые фазы газораспределения, нарушение работы цилиндров.
  • Прогары, загибание или поломка клапанов вследствие их столкновения с поршнями.
  • Повреждение деталей ГБЦ, направляющих втулок клапанов.
  • Повышенный износ и шумность работы двигателя.

Последствия на 16-клапанных двигателях обычно более серьезные. На 8-клапанных моторах ВАЗ клапана зачастую выдерживают легкое касание с поршнями.

Признаки неправильной установки меток после сборки

О нарушении работы ГРМ после ошибочной сборки могут свидетельствовать:

  • Повышенный расход топлива.
  • Неравномерный холостой ход.
  • Посторонние стуки в работе шестерни распредвала.
  • Дымный выхлоп.

Техническое обслуживание ГРМ

Для предотвращения проблем с газораспределительным механизмом рекомендуется выполнять его регулярное техническое обслуживание:

  • Своевременная замена ремня ГРМ.
  • Использование качественных материалов и запчастей.
  • Обращение в сервис при возникновении подозрительных шумов в работе механизма.

Соблюдение периодичности и правил техобслуживания поможет продлить срок службы двигателя Вашего автомобиля.

Как исправить положение меток после ошибочной сборки

Если после замены ремня ГРМ Вы обнаружили признаки неправильной установки меток, рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Снять ремень и разобрать механизм ГРМ.
  2. Зафиксировать распредвал и коленвал в нужных положениях при помощи специального инструмента или приспособлений из подручных материалов.
  3. Установить звездочку распредвала с предварительным совмещением меток.
  4. Поочередно надеть и снять цепь, каждый раз меняя ее положение на 1-2 зуба, пока метки не совпадут как нужно.
  5. Затянуть все крепежные болты, провернуть коленвал и убедиться в правильном положении всех меток.

Приемы фиксации деталей ГРМ

Для предотвращения проворачивания коленвала, распредвального вала или их звездочек во время монтажа цепи можно использовать:

  • Специальные приспособления-фиксаторы из комплекта инструментов.
  • Отвертку, упирая ее в пазы или отверстия на деталях ГРМ.
  • Кусок проволоки, обмотав его вокруг зубьев шестерен.

Метод последовательных приближений

Если метки с первой попытки не совпали, то цепь снимают и устанавливают заново с небольшим смещением.

Постепенно, меняя положение цепи и контролируя метки, добиваются их точного совпадения как на заводе-изготовителе.

Рекомендации по предотвращению проблем с ГРМ

Чтобы избежать осложнений при замене изношенного ремня газораспределительного механизма, рекомендуется:

  1. Не запускать дальнейшую сборку без совпадения всех контрольных меток.
  2. Использовать фиксирующие приспособления во избежание смещения деталей.
  3. Выполнять работу строго по технологии, изложенной в инструкции по ремонту данной модели двигателя.

При соблюдении всех правил установки вероятность возникновения проблем с ГРМ сводится к минимуму.

Комментарии