Нравственное поведения: понятие, особенности
Нравственное поведение - важнейший аспект развития личности. Как правильно формировать такое поведение с раннего детства? Ответы ищите в этой статье. Мы рассмотрим сущность нравственного поведения, этапы его становления, эффективные методы воспитания. Узнаете, как привить ребенку моральные ценности, чтобы они надолго запали в душу. Погрузитесь в увлекательный мир детской этики!
Сущность нравственного поведения
Нравственное поведение - это поведение, основанное на усвоении и следовании моральным нормам и принципам. Оно тесно связано с понятием культуры поведения, которая включает гигиеническую культуру, культуру общения, отношения к людям, вещам, деятельности.
Основные критерии оценки нравственного поведения:
- Соответствие поступков моральным нормам
- Наличие благих намерений и мотивов
- Полезность для окружающих
- Устойчивость нравственных привычек
В формировании такого поведения важную роль играют нравственные идеалы - образцы поведения, с которыми человек себя соотносит. Идеалы помогают выработать систему ценностей и стимулируют следовать ей.
Механизм формирования нравственного поведения
Процесс формирования нравственного поведения включает несколько этапов.
На первом этапе ребенок получает нравственные знания - представления о моральных нормах и качествах. Это создает базу для дальнейшего развития.
Затем формируется мотивация - осознанное положительное отношение к определенным нормам, желание им соответствовать.
Например, ребенку объясняют, что быть честным - хорошо, потому что ложь разрушает доверие между людьми. И у ребенка появляется мотивация говорить правду.
Следующий важный этап - выработка устойчивых нравственных привычек. Это когда моральные нормы начинают регулярно проявляться в поведении, даже неосознанно.
На высшей стадии нравственные качества превращаются в устойчивые черты личности. Тогда они определяют поступки человека в любой ситуации.
Так поэтапно формируется целостное нравственное поведение. Рассмотрим более подробно процесс воспитания на каждом из этапов.
Воспитание в дошкольном возрасте
Закладка фундамента нравственности происходит в раннем и дошкольном детстве. Именно тогда закладываются основы личности, отношения к миру и людям. Поэтому так важно уже в этом возрасте прививать ребенку базовые моральные ценности.
Нравственное поведение дошкольников формируется с помощью:
- Личного примера взрослых
- Специально организованных игр и занятий
- Обсуждения поступков из книг, мультфильмов
- Поощрения за хорошие дела
Основные качества, которые необходимо прививать в этом возрасте:
- Доброта и отзывчивость
- Честность и правдивость
- Трудолюбие
- Заботливое отношение к близким
Эффективный метод воспитания нравственного поведения - специальные ролевые игры, моделирующие жизненные ситуации. Ребенок учится ставить себя на место другого, соотносить свои действия с интересами окружающих.
Например, в игре "День рождения" дети готовят угощение, накрывают на стол, поздравляют именинника. Такая игра учит заботе о ближнем, вниманию к его желаниям.
А в игре "Семья" ребенок берет на себя роль кого-то из членов семьи, выполняет его обязанности. Это помогает понять ценность взаимопомощи в семье.
Такие игры - отличный инструмент для успешного нравственного развития.
Роль семьи в воспитании
Семья играет определяющую роль в формировании нравственного поведения ребенка. В первую очередь, через личный пример родителей. Ребенок копирует их стиль общения, ценности, отношение к людям и обязанностям.
Очень важно поощрять и стимулировать хорошие поступки малыша. Например, похвалить за помощь бабушке, поблагодарить за уборку игрушек. Так закрепляется положительный опыт.
Но и наказание тоже должно иметь место. Если ребенок проявил агрессию или игнорирование просьб старших, необходим конструктивный разговор и лишение чего-то приятного - сладостей, гаджета.
Главное, чтобы наказание не воспринималось как месть, а как закономерное следствие неправильных действий.
Нравственное воспитание в школе
Важнейшая задача школьного обучения - дальнейшее развитие нравственного сознания и поведения учащихся. Это достигается с помощью:
- Уроков этики
- Обсуждения примеров из литературы
- Активностей в классном коллективе
- Внеучебной работы (кружки, секции)
На уроках этики дети получают систематизированные знания о моральных нормах и ценностях. А через обсуждение поступков литературных героев эти знания закрепляются и становятся личностно-значимыми.
Значение коллектива
Большую роль в нравственном становлении играет детский коллектив и его лидеры. Дети копируют стиль общения в группе, перенимают ценности и интересы друзей.
Поэтому так важен правильный психологический климат в классе и авторитет положительных лидеров. Нравственное поведение отдельного ребенка во многом зависит от ценностей его ближайшего окружения.
Задача педагога - поддерживать в коллективе атмосферу сотрудничества, взаимопомощи, терпимости. Только в таком коллективе возможно полноценное нравственное развитие школьников.
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - сложный этап в нравственном развитии личности. Это связано с психологическими особенностями переходного периода от детства к взрослению.
Подросткам свойственно:
- Повышенная эмоциональность
- Чувство взрослости при сохранении детских интересов
- Потребность в самоутверждении
- Копирование внешних проявлений взросления (курение, сленг)
Эти факторы часто приводят к демонстративным, вызывающим формам поведения. Нравственное поведение может приобретать противоречивые, ситуативные формы.
Очень большую роль в этом возрасте играют нравственные идеалы, образцы для подражания. Если идеалы социально позитивны и подросток стремится им соответствовать, это положительно сказывается на его развитии.
Работа с трудными подростками
Если у подростка наблюдаются серьезные нарушения нравственного поведения - систематическая ложь, воровство, бродяжничество, необходима специальная психокоррекционная работа с привлечением психологов.
Эффективные методы коррекции:
- Индивидуальные беседы
- Групповые тренинги
- Консультирование и поддержка семьи
- Вовлечение в занятия по интересам
Такая комплексная работа дает хорошие результаты в исправлении поведения даже запущенных подростков. При условии заинтересованного участия родителей и школы.
Диагностика нравственной сферы
Чтобы оценить уровень сформированности нравственного поведения используют специальные диагностические методики, позволяющие количественно и качественно проанализировать развитие личности в моральном плане.
Основные методы, используемые для диагностики уровня нравственного развития:
- Наблюдение за поведением в типичных ситуациях
- Беседы на моральные темы
- Анкетирование и тестирование
- Анализ продуктов деятельности (рисунки, сочинения)
Эти методы позволяют оценить степень усвоения моральных норм, сформированность нравственных чувств и привычек, наличие положительной мотивации.
Например, в ходе беседы предлагают оценить поступки героев книги, обосновать сделанный нравственный выбор. Или проанализировать рисунки детей на предмет присутствия морально-этической тематики.
По результатам диагностических процедур определяют уровень нравственного развития:
- Высокий
- Средний
- Низкий
Выявляют проблемные зоны, например отсутствие сочувствия сверстникам или склонность к обману ради собственной выгоды.
Далее разрабатываются индивидуальные или групповые развивающие и коррекционные программы для повышения уровня нравственного развития детей.
Рекомендации по развитию и коррекции
По результатам диагностики нравственного развития даются развернутые рекомендации педагогам и родителям о необходимости:
- Дополнительной индивидуальной работы
- Включения в групповые развивающие занятия
- Изменения стиля взаимодействия
- Корректировки воспитательных методов в семье