Ведущая деятельность в подростковом возрасте -это разные виды деятельности и концепция обучения

Подростковый возраст - время перемен, поиска себя и экспериментов. Какая деятельность в это непростое время может стать для ребенка ведущей, определяющей вектор его развития? Давайте разберемся.

Определение ведущей деятельности в подростковом возрасте

Ведущая деятельность - это такая деятельность ребенка, которая определяет наиболее существенные изменения в его психологическом развитии. У подростков нет единого мнения о том, какая именно деятельность может считаться ведущей. Рассмотрим основные подходы.

Подход Д.Б. Эльконина: общение со сверстниками

По мнению Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростков является общение со сверстниками. В этом возрасте ребята активно экспериментируют с отношениями с другими людьми: ищут друзей, вступают в конфликты, меняют компании.

Общение в подростковом возрасте отличается следующими характеристиками:

  • Направлено на поиск близких по духу людей и глубокое взаимопонимание;
  • Основано на "кодексе товарищества", разделяемых ценностях и правилах;
  • Включает совместную деятельность, обсуждение общих интересов.

По мере взросления мотивы общения меняются:

  1. 10-11 лет: быть частью группы сверстников, заниматься общим делом.
  2. 12-13 лет: занять определенное положение в группе.
  3. 14-15 лет: обрести автономию и признание собственной индивидуальности.

Такое общение играет важную роль в становлении личности и формировании самосознания. Через взаимодействие с другими подросток усваивает моральные нормы и ценности.

Позиция Д.И. Фельдштейна: общественно-полезная деятельность

Другой ученый, Д.И. Фельдштейн, считает ведущей в подростковом возрасте "общественно-полезную деятельность" . Это может быть:

  • Учебно-познавательная деятельность;
  • Трудовая;
  • Общественная;
  • Художественная;
  • Спортивная.

Главное, чтобы она была значима для других людей и всего общества. Ее мотивом является возможность проявить самостоятельность и личную ответственность. Такая деятельность есть и у младших школьников, но у подростков она принимает более развернутый характер.

Отношение к общественно-полезной деятельности с возрастом меняется:

9-10 лет Появляется стремление к самоутверждению и признанию взрослыми
10-11 лет Важно получение оценки своих возможностей от других людей
12-13 лет Актуализируется потребность в признании прав и включении во "взрослое" общество
14-15 лет Возникает стремление проявить и реализовать свои возможности, занять определенную социальную позицию

Такая деятельность очень важна для психического развития и социализации подростка.

Проектная деятельность по К.Н. Поливановой

Еще один распространенный взгляд - проектная деятельность как ведущая. Его представляет К.Н. Поливанова.

Проектная деятельность подразумевает реализацию авторского замысла подростка от начала и до конца. Это позволяет ему проявить и воплотить свою индивидуальность. Например, придумать идею социального проекта и воплотить ее в жизнь. Или создать собственный сайт, видеоканал и т.п.

Во время работы над проектами подростку нужна помощь взрослого. Но такое наставничество должно быть ненавязчивым. Главная роль - за автором проекта.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте это обучение?

Какая ведущая деятельность в подростковом возрасте - вопрос дискуссионный. Рассмотрим аргументы в пользу обучения.

Во-первых, именно образовательная деятельность развивает интеллектуальную сферу личности. Приобретаются академические знания, формируются учебные навыки и умения. А это важный фундамент будущей жизни.

Во-вторых, успешное обучение дает подростку ощущение собственной компетентности и эффективности. А это важно для здорового самоуважения и адекватной самооценки.

В-третьих, именно через систематическое глубокое обучение подросток готовится к будущей профессиональной самореализации в обществе. Обретение профессии - важнейшая задача юношеского возраста.

И наконец, образование открывает горизонты для интеллектуального и личностного роста. Этот процесс может стать увлекательным приключением.

Конечно, возможны и другие варианты ведущей деятельности в подростковом возрасте. В реальности она часто носит многоплановый характер, сочетая в себе разные компоненты. Например, обучение в школе и внеурочную творческую деятельность. Главное - чтобы между этими сферами был баланс, и они гармонично дополняли друг друга.

Организация обучения как ведущей деятельности подростка

Чтобы сделать обучение по-настоящему ведущей и эффективной деятельностью в подростковом возрасте, необходимо правильно ее организовать.

Рекомендации родителям

  • Создать дома условия, благоприятные для учебы;
  • Обсуждать с подростком учебный процесс, демонстрировать к нему интерес и уважение;
  • Поощрять образовательную активность, но не давить;
  • При необходимости помогать в поиске репетиторов и курсов;
  • Следить за соблюдением режима труда и отдыха.

Советы педагогам

  • Выстраивать процесс обучения с опорой на интересы и потребности подростков;
  • Давать им возможность проявить самостоятельность в учебных проектах;
  • Поощрять любознательность и исследовательский подход;
  • Устраивать интеллектуальные соревнования и олимпиады.

Как мотивировать

Чтобы подросток с интересом и энтузиазмом занимался образовательной деятельностью, его нужно правильно мотивировать. Вот несколько способов это сделать:

  1. Демонстрировать личный пример увлеченности знаниями и саморазвитием.
  2. Обсуждать перспективы профессиональной самореализации.
  3. Привлекать к решению актуальных практических задач.
  4. Устраивать интеллектуальные соревнования с поощрением победителей.

Возможные трудности

Реализация обучения в качестве ведущей деятельности подростка не всегда проходит гладко. Могут возникать следующие трудности:

  • Недостаток учебной мотивации и интереса;
  • Перегрузки и нарушение режима труда и отдыха;
  • Несоответствие стандартных программ образовательным потребностям конкретного подростка;
  • Недостаток компетентности и чуткости со стороны педагогов;
  • Отсутствие поддержки и понимания в семье.

Чтобы преодолеть эти трудности, необходим индивидуальный подход с учетом запросов и возможностей подростка. Также важна совместная слаженная работа педагогов и родителей по созданию максимально благоприятных условий.

Альтернативные варианты ведущей деятельности

Хотя обучение имеет большой потенциал в качестве ведущей деятельности подростков, существуют и другие варианты, которые тоже могут претендовать на эту роль. Рассмотрим некоторые из них.

Творческая деятельность

Творческая реализация через музыку, танцы, живопись, литературное или техническое творчество может стать для подростка смыслообразующей. В процессе создания авторских произведений ребенок обретает уникальный личный опыт самовыражения.

Для полноценной реализации творческого потенциала важно:

  • Создать благоприятную поддерживающую атмосферу дома и в школе;
  • Предоставить доступ к необходимым инструментам и материалам;
  • Записать на занятия в профильные кружки и студии;
  • Регулярно демонстрировать интерес к творчеству ребенка и обсуждать его;
  • Организовывать выставки и концерты для презентации результатов.

Социальные проекты

Еще один мощный вариант самореализации для современных подростков - разработка и запуск собственных социальных проектов. Это позволяет проявить инициативу, творчество, организаторские способности и ощутить свою полезность.

Для успеха таких начинаний важно:

  1. Помочь сформулировать социально значимую идею и продумать план реализации.
  2. Обеспечить доступ к необходимым ресурсам - информационным, материальным, человеческим.
  3. Консультировать в процессе осуществления проекта, но не подменять инициативу подростка.
  4. Содействовать в продвижении результатов и поиске единомышленников.

Познавательный туризм

Активные путешествия с образовательными целями также могут стать определяющим видом деятельности в подростковом возрасте. Это отличный способ раздвинуть горизонты и реализовать исследовательский интерес.

Для того чтобы подросток получил максимум пользы от такого рода туризма, рекомендуется:

  • Спланировать маршрут с посещением познавательных объектов (музеев, заповедников, исторических мест);
  • Подобрать и предварительно изучить информационные материалы о месте путешествия;
  • Сформулировать ключевые образовательные вопросы и исследовательские задачи;
  • После возвращения обсудить итоги, поделиться впечатлениями и открытиями.

Перспективы дальнейших исследований

Тема поиска ведущей деятельности, оптимальной для развития подростка, остается открытой. Ученым и практикам предстоит продолжить изучение этого вопроса. Перспективные направления включают:

  • Дальнейшее уточнение критериев выбора ведущей деятельности применительно к подростковому возрасту;
  • Исследование гендерных и индивидуально-типологических особенностей этого выбора;
  • Разработка образовательных программ, методик и технологий сопровождения ведущей деятельности подростка.

Индивидуально-типологические особенности выбора

При поиске ведущей деятельности для конкретного подростка важно учитывать его индивидуальные особенности:

  • Склонности и одаренность в определенных областях (спорт, творчество, лидерство и т.д.);
  • Ценностные приоритеты и мечты о будущем;
  • Уровень развития когнитивной и эмоционально-волевой сфер;
  • Особенности темперамента и характера.

Также нужно принимать во внимание гендерный фактор. Мальчики чаще тяготеют к техническому творчеству, спорту, исследовательской деятельности. Девочкам ближе художественное творчество, социальные проекты.

Семейный контекст и микросреда

На выбор ведущей деятельности влияют семейное окружение подростка и ближайшая микросреда.

Важные факторы:

  1. Ценности, принятые в семье, стиль воспитания.
  2. Образовательный и культурный уровень родителей.
  3. Наличие ресурсов для развития склонностей и талантов ребенка.
  4. Характер ближайшего социального окружения (двора, района и т.д.) и наличие там единомышленников.

По возможности взрослые должны расширять рамки этой микросреды, чтобы дать больше стимулов и возможностей для выбора оптимальной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение

Для облегчения поиска ведущей деятельности каждого подростка нужна комплексная система его психолого-педагогического сопровождения. Она может включать:

  • Диагностику и мониторинг познавательных интересов, мотивации, одаренности и других значимых качеств;
  • Консультирование подростков и их родителей по данным вопросам;
  • Проектирование индивидуальных образовательных траекторий и планов развития с учетом выявленных особенностей и возможностей ребенка, а также контекста его жизни;
  • Содействие в реализации этих планов и сопровождение.

Значение ведущей деятельности для будущего

То, какой именно деятельностью увлечен подросток, во многом определяет направление его дальнейшего развития и будущего жизненного пути.

Комментарии