Санкционирование - это... Санкционирование расходов бюджетов, их роль и особенности
Санкционирование расходов бюджетных учреждений - важная процедура, позволяющая контролировать потоки бюджетных средств и не допускать их нецелевое использование. Давайте разберемся, что это такое, какова роль санкционирования и какие особенности присущи этому процессу.
Что такое санкционирование расходов
Санкционирование расходов - это утверждение расходных статей бюджетных организаций государством в лице Министерства финансов или иных уполномоченных органов. Государство как высший распорядитель бюджетных средств контролирует их распределение по назначениям, получателям и непосредственным исполнителям расходов.
Определение санкционирования расходов дает и Бюджетный кодекс РФ. Согласно ст. 306.4 БК РФ, санкционирование расходов означает "предоставление права на осуществление расходов бюджета". Иными словами, это разрешение тратить бюджетные деньги на конкретные цели.
Санкционирование призвано не допустить принятие бюджетными учреждениями чрезмерных обязательств, не подкрепленных бюджетным финансированием. А также предотвратить возможность нецелевого расходования выделенных средств.
Таким образом, санкционирование расходов бюджетных учреждений - это утверждение и контроль расходных статей бюджета государством с целью недопущения необоснованных трат и хищений.
Порядок санкционирования расходов бюджетных учреждений
Процедура санкционирования расходов включает несколько обязательных этапов, прописанных в Бюджетном кодексе РФ и отраслевых нормативных актах.
- Составление сводной бюджетной росписи
- Установление лимитов бюджетных обязательств
- Доведение бюджетных ассигнований до получателя
- Подтверждение принятых бюджетных обязательств
Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.
1. Составление сводной бюджетной росписи
Сводная бюджетная роспись - это документ, который распределяет бюджетные средства по целевым статьям, получателям и исполнителям.
В соответствии со ст. 217 БК РФ сводную роспись составляет финансовый орган, ответственный за формирование соответствующего бюджета (федеральный, региональный или местный). Утверждает сводную роспись руководитель финансового органа.
После утверждения роспись направляется в казначейство - орган, контролирующий исполнение бюджета. И уже на основании сводной росписи казначейство устанавливает лимиты бюджетных обязательств.
2. Установление лимитов бюджетных обязательств
Лимиты бюджетных обязательств - это предельные объемы расходов, которые бюджетное учреждение может принять на себя исходя из выделенного финансирования.
Лимиты устанавливает казначейство на основании данных из сводной бюджетной росписи. Эта информация сообщается главным распорядителям бюджетных средств, а те уже доводят лимиты до подведомственных получателей бюджета.
Лимиты бюджетных обязательств служат ограничителем, не позволяющим бюджетным учреждениям тратить больше средств, чем запланировано.
3. Доведение бюджетных ассигнований до получателя
Следующий шаг - доведение информации о бюджетных ассигнованиях до конечного получателя. Это осуществляет главный распорядитель бюджетных средств путем издания уведомления о бюджетных ассигнованиях.
На основании такого уведомления бюджетная организация составляет бюджетную смету - документ, определяющий объем поступлений из бюджета и направления расходов этих средств. Только после утверждения сметы организация может тратить выделенные деньги.
4. Подтверждение принятых бюджетных обязательств
Заключительный этап санкционирования расходов - подтверждение обязательств, возникших у бюджетополучателя.
Перед списанием средств со счетов проводится сверка платежных и иных финансовых документов с ранее утвержденными бюджетными лимитами и сметой. Эту процедуру выполняет казначейство.
Таким образом происходит окончательное подтверждение обоснованности осуществляемых расходов бюджетных средств конкретным учреждением.
Бюджетное санкционирование в Беларуси
В Беларуси процедура санкционирования расходов бюджетных организаций также установлена на законодательном уровне и включает схожие этапы.
Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, санкционирование осуществляется на основании утвержденной сметы доходов и расходов организации и в пределах доведенных до нее лимитов бюджетных обязательств.
Контроль за соблюдением установленных лимитов бюджетных обязательств в ходе исполнения бюджета возложен на Министерство финансов и местные финансовые органы.
Таким образом, в Беларуси, как и в России, бюджетное санкционирование призвано обеспечивать целевое и эффективное расходование государственных средств.
Особенности учета операций по санкционированию расходов
Санкционирование расходов бюджетных учреждений обязательно отражается в бухгалтерском учете. Для этих целей Приказом Минфина РФ No 162н предусмотрено использование счетов:
- 050200000 "Обязательства"
- 050207000 "Принимаемые обязательства"
На счете 050200000 отражаются принятые бюджетные обязательства в пределах утвержденных смет и лимитов. А на счете 050207000 - ожидаемые обязательства, которые возникнут в будущем при выполнении условий госконтрактов или иных соглашений.
При санкционировании расходов делаются следующие проводки:
Дебет 050200000 | Кредит 050207000 - на сумму принимаемых обязательств по бюджетным ассигнованиям |
Дебет 050207000 | Кредит 050200000 – при подтверждении принятого денежного обязательства |
Таким образом, учет санкционирования расходов ведется на забалансовых счетах и позволяет в режиме реального времени отслеживать состояние и движение бюджетных обязательств учреждения.
Санкционирование правовых обычаев
Помимо санкционирования расходов бюджетных учреждений, этот термин применяется и в других сферах, в частности при санкционировании правовых обычаев.
Санкционирование обычая означает признание государством сложившегося в обществе правила поведения в качестве правовой нормы. То есть обычай, поддерживаемый многократным соблюдением, приобретает статус нормы права.
Способы санкционирования обычаев
Существует несколько основных способов санкционирования обычаев:
- Закрепление обычая в законодательных и подзаконных актах
- Ссылка на обычай в судебном решении
- Соблюдение обычая госорганами и должностными лицами
- Признание международного обычая
Таким образом, государство может как прямо закрепить обычай в качестве правовой нормы, так и косвенно признать его юридическую силу.
Значение санкционирования обычного права
Санкционированные правовые обычаи играют важную роль в регулировании общественных отношений. Они позволяют сохранить ценный опыт и традиции общества и гибко реагировать на новые жизненные ситуации.
Особенно большое значение обычное право имеет в странах англосаксонской правовой системы, где судебный прецедент выступает в качестве одного из основных источников права.
Нововведения в порядке санкционирования в России
В России в последние годы также был внесен ряд поправок в порядок санкционирования расходов госучреждений. Об этих изменениях говорится в Приказе Минфина РФ No 162н.
Введение единого плана бухгалтерского учета
Теперь все бюджетные учреждения РФ обязаны применять Единый план счетов при ведении бухгалтерского и налогового учета. Это позволит унифицировать отражение в учете операций санкционирования расходов.
Уточнение методов учета обязательств
Приказ Минфина детализировал методы учета по счетам 050200000 "Обязательства" и 050207000 "Принимаемые обязательства".
Теперь при санкционировании расходов применяются унифицированные проводки в соответствии с Единым планом счетов бухучета.