Волок - это... Значение и использование
Волок - это участок суши между двумя водными артериями (реками, озерами), по которому в древности перетаскивали лодки и грузы при переходе из одной реки или озера в другое.
Определение термина "волок"
Волок это место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому в старину перетаскивали (волочили) суда и грузы из одной речной системы в другую.
Волок это также перешеек между двумя водоемами (озерами, реками), по которому перетаскивали лодки, суда, грузы при переходе из одного водоема в другой.
Волок это еще и сухопутный участок пути при сплаве по реке, в обход порогов, перекатов.
Волок это место перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой.
История возникновения волоков
Волоки начали использовать еще в глубокой древности, когда водный транспорт был одним из основных. Наличие рек, озер и морей позволяло перевозить грузы и людей по воде. Но водные артерии не всегда были связаны между собой. Часто требовалось перетаскивать лодки и грузы волоком через сухопутный участок с одной реки или озера на другое.
Так появились первые волоки - участки суши между водными преградами, которые соединяли водные пути.
Одним из самых древних волоков в мире был Диолк в Древней Греции. Этот 6-километровый волок проходил через Коринфский перешеек между Эгейским и Ионическим морями. О нем знали еще за тысячу лет до нашей эры.
Значение волоков для транспорта и торговли
Наличие волоков с одной стороны позволяло осуществлять водные грузоперевозки на большие расстояния, по связанным между собой рекам и озерам. Но с другой стороны волоки часто становились узким местом и тормозили развитие транспорта и торговли.
- Перетаскивание лодок и грузов волоком было тяжелым трудоемким процессом.
- На волоках происходили задержки в движении.
- Высока была опасность порчи и потери грузов.
Поэтому там, где это было экономически целесообразно, волоки заменяли каналами, соединяющими реки или озера. Например, Коринфский канал в Древней Греции был прорыт вместо волока Диолк. А в России был построен Волго-Донской судоходный канал.
Волоки на Руси
На Руси использовалось большое количество волоков, соединяющих реки разных бассейнов. Они находились в верховьях рек на водоразделах двух бассейнов.
Волок это выбиралось место с наиболее коротким путем перехода, удобное для перетаскивания ладей, челнов и других плавсредств.
Самыми известными русскими волоками были:
- Смоленский волок между Западной Двиной и Днепром.
- Вышний Волок между реками Цна и Тверцой.
- Нижний Волок на реке Мста.
- Волго-Донской волок.
- Волжский волок в районе Жигулей.
- Волок на Ламе между Волгой и Москвой-рекой.
На волоках формировались специальные поселения волочан, которые занимались обслуживанием волока и обеспечивали перенос лодок и грузов. За прохождение волока взималась пошлина, которую собирал тиун - управляющий волоком.
Синоним к слову "волок" | переволок |
Со временем волоки начали заменять судоходными каналами, хотя это было непростой технической задачей. Уже при Петре I предпринимались попытки построить Волго-Донской судоходный канал в обход волока, но строительство затянулось более чем на 200 лет.
Следы волоков в топонимике
Хотя большинство волоков исчезли, замененные каналами, они оставили заметный след в географических названиях. Множество рек, озер, городов и сел имеют в своих названиях корень "волок". Например:
- Волоколамск
- Вышний Волочек
- Охта
- Вохма
- Сабровка
Эти названия напоминают о тех временах, когда волоки были важными транспортными узлами, соединявшими реки и озера Древней Руси.