Волок - это... Значение и использование

Волок - это участок суши между двумя водными артериями (реками, озерами), по которому в древности перетаскивали лодки и грузы при переходе из одной реки или озера в другое.

Определение термина "волок"

Волок это место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому в старину перетаскивали (волочили) суда и грузы из одной речной системы в другую.

Волок это также перешеек между двумя водоемами (озерами, реками), по которому перетаскивали лодки, суда, грузы при переходе из одного водоема в другой.

Волок это еще и сухопутный участок пути при сплаве по реке, в обход порогов, перекатов.

Волок это место перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой.

История возникновения волоков

Волоки начали использовать еще в глубокой древности, когда водный транспорт был одним из основных. Наличие рек, озер и морей позволяло перевозить грузы и людей по воде. Но водные артерии не всегда были связаны между собой. Часто требовалось перетаскивать лодки и грузы волоком через сухопутный участок с одной реки или озера на другое.

Так появились первые волоки - участки суши между водными преградами, которые соединяли водные пути.

Одним из самых древних волоков в мире был Диолк в Древней Греции. Этот 6-километровый волок проходил через Коринфский перешеек между Эгейским и Ионическим морями. О нем знали еще за тысячу лет до нашей эры.

Значение волоков для транспорта и торговли

Наличие волоков с одной стороны позволяло осуществлять водные грузоперевозки на большие расстояния, по связанным между собой рекам и озерам. Но с другой стороны волоки часто становились узким местом и тормозили развитие транспорта и торговли.

  • Перетаскивание лодок и грузов волоком было тяжелым трудоемким процессом.
  • На волоках происходили задержки в движении.
  • Высока была опасность порчи и потери грузов.

Поэтому там, где это было экономически целесообразно, волоки заменяли каналами, соединяющими реки или озера. Например, Коринфский канал в Древней Греции был прорыт вместо волока Диолк. А в России был построен Волго-Донской судоходный канал.

Волоки на Руси

На Руси использовалось большое количество волоков, соединяющих реки разных бассейнов. Они находились в верховьях рек на водоразделах двух бассейнов.

Волок это выбиралось место с наиболее коротким путем перехода, удобное для перетаскивания ладей, челнов и других плавсредств.

Самыми известными русскими волоками были:

  1. Смоленский волок между Западной Двиной и Днепром.
  2. Вышний Волок между реками Цна и Тверцой.
  3. Нижний Волок на реке Мста.
  4. Волго-Донской волок.
  5. Волжский волок в районе Жигулей.
  6. Волок на Ламе между Волгой и Москвой-рекой.

На волоках формировались специальные поселения волочан, которые занимались обслуживанием волока и обеспечивали перенос лодок и грузов. За прохождение волока взималась пошлина, которую собирал тиун - управляющий волоком.

Синоним к слову "волок" переволок

Со временем волоки начали заменять судоходными каналами, хотя это было непростой технической задачей. Уже при Петре I предпринимались попытки построить Волго-Донской судоходный канал в обход волока, но строительство затянулось более чем на 200 лет.

Следы волоков в топонимике

Хотя большинство волоков исчезли, замененные каналами, они оставили заметный след в географических названиях. Множество рек, озер, городов и сел имеют в своих названиях корень "волок". Например:

  • Волоколамск
  • Вышний Волочек
  • Охта
  • Вохма
  • Сабровка

Эти названия напоминают о тех временах, когда волоки были важными транспортными узлами, соединявшими реки и озера Древней Руси.

Комментарии