Культовая картина эпохи перемен"Интердевочка": фильм 1989 — отзывы зрителей

Фильм "Интердевочка" вышел на экраны в 1989 году и сразу же вызвал неоднозначную реакцию в советском обществе. С одной стороны, это была смелая картина для своего времени, затрагивающая острые социальные проблемы. С другой - многим показалась чересчур откровенной и даже аморальной.

Сюжет и главные герои фильма

Главная героиня фильма - молодая медсестра Татьяна, живущая в Ленинграде. Днем она честно трудится в больнице, а ночами подрабатывает валютной проституткой. Ее мечта - выйти замуж за иностранца и уехать из СССР. И вот однажды это происходит - шведский бизнесмен Йонас делает Татьяне предложение. Девушка с радостью уезжает с ним в Швецию, полагая, что теперь все ее мечты сбудутся.

Однако на новом месте Татьяну ждет жестокое разочарование. Несмотря на материальный достаток, она чувствует себя в Швеции совершенно чужой. Ее мучает ностальгия и тоска по родине. В итоге Татьяна погибает в автокатастрофе, пытаясь бежать обратно в СССР.

Особенности съемок

Изначально ни одна киностудия не хотела браться за съемки столь скандального сценария. Тогда супруга режиссера Петра Тодоровского обратилась за помощью к шведским спонсорам. Благодаря шведским инвестициям фильм все-таки удалось снять.

Фильм оказался чрезвычайно успешным коммерческим проектом. В СССР его посмотрело более 41 миллиона человек. Прибыль была огромная.

Однако в самой Швеции картина провалилась. Местная публика так и не поняла и не приняла образ главной героини.

Реакция советских зрителей: восторг и возмущение

В СССР фильм вызвал небывалый ажиотаж. Огромные очереди выстраивались к кинотеатрам на каждый сеанс. При этом реакция зрителей разделилась.

Одни воспринимали Татьяну как героиню, воплощение мечты о роскошной жизни на Западе. Появилось даже модное слово "интердевочка", обозначавшее девушку, мечтающую выйти замуж за иностранца.

Другие же считали такое поведение аморальным и осуждали Татьяну за "торговлю собой". Возникла острая дискуссия о нравственных ценностях в перестроечном советском обществе.

Несмотря на неоднозначность, "Интердевочка" стала по-настоящему культовой картиной эпохи 1980-х. Вокруг фильма и его главных героев сложились легенды и мифы.

интердевочка фильм 1989 отзывы

интердевочка фильм 1989 отзывы

интердевочка отзывы

интердевочка фильм 1989 отзывы

Плюсы и минусы фильма

Давайте теперь рассмотрим достоинства и недостатки ленты, которые отмечают критики и зрители в своих отзывах.

Плюсы "Интердевочки"

  • Яркие запоминающиеся образы главных героев
  • Точное отражение настроений эпохи перестройки в СССР
  • Смелость в затрагивании острых социальных тем
  • Мастерство режиссера Петра Тодоровского
  • Актерская игра Елены Яковлевой в роли Татьяны

Минусы "Интердевочки"

  • Спорная мораль фильма
  • Чересчур натуралистичные сцены
  • Неубедительность сюжетного поворота в финале
  • Некоторая идеализация образа главной героини

интердевочка фильм отзывы

Цитаты из фильма

Некоторые реплики героев фильма стали по-настоящему крылатыми:

Иностранцы – они не то, что наши. Они и обходительны и при деньгах.
Танька, но это же значит торговать собой!

Эти фразы моментально вошли в разговорную речь и на сленг молодежи конца 1980-х.

Влияние фильма на культуру и общество

"Интердевочка" оказала заметное влияние на массовое сознание эпохи перестройки. Некоторые тенденции, заданные фильмом:

  • Рост интереса молодых девушек к зарабатыванию "легких" денег
  • Мода на все иностранное, мечты об эмиграции
  • Формирование определенных гендерных стереотипов
  • Дискуссии в обществе о нравственных нормах и ценностях
Год выхода фильма 1989
Количество зрителей в СССР 41 млн
Режиссер Петр Тодоровский

Конечно, фильм стал зеркалом своего времени, отразив и дух эпохи, и ее противоречия. Для кого-то "Интердевочка" - воплощение мечты, для кого-то - символ разложения нравов. Но так или иначе, эта лента навсегда вписала свое имя в историю отечественного кино.

Воплощение мечты или разложение нравов?

До сих пор ведутся споры о том, является ли "Интердевочка" воплощением мечты для советских девушек или, напротив, символом разложения нравственных устоев общества.

С одной стороны, образ Татьяны действительно олицетворял стремление к богатой, красивой жизни, о которой мечтали многие. Уехать за границу, выйти замуж за иностранца - это казалось вершиной успеха.

Но, с другой стороны, путь к этой мечте для Татьяны лежал через нарушение моральных норм, традиционных для советского общества. Поэтому для консервативной части аудитории она стала олицетворением безнравственности и разрушения ценностей.

Наследие фильма

"Интердевочка" не только отразила дух времени, но и в определенной степени сформировала его. После выхода фильма мечты об эмиграции, о богатой жизни на Западе перестали быть чем-то зазорным.

Кинолента внесла свой вклад в формирование определенных гендерных ролей и стереотипов. Образ советской девушки, меняющей свою страну на благополучие и комфорт, стал весьма популярен.

Персонажи: антигерои или жертвы системы?

Многие критиковали персонажей "Интердевочки" как аморальных и циничных. Однако была и другая точка зрения: герои фильма - жертвы системы, вынужденные идти на компромисс с совестью ради выживания.

Действительно, Татьяна и ее подруги - не отпетые негодяи, у них есть свои принципы и ценности. Просто в условиях того времени им приходилось поступаться моральными нормами в погоне за обеспеченной жизнью.

Наследники "Интердевочки" в кино и литературе

Успех фильма породил множество подражаний в кино и литературе. Темы "валютных проституток", поисков лучшей доли на Западе стали очень популярны.

В частности, прямым наследником "Интердевочки" можно назвать фильм "Интердевочка-2" 1993 года. Также эта тема звучит в фильмах "Бандитский Петербург", сериалах "Бандитский Петербург" и других.

Переосмысление темы в современном кино

В новейшем российском кино тема "валютных невест" также получила свое развитие. Однако теперь это чаще ироничный или драматичный взгляд на судьбы девушек, ищущих лучшей доли за рубежом.

Яркие примеры - фильмы "Географ глобус пропил", "Счастье мое", сериал "Нюхач". Здесь героини сталкиваются с разочарованиями, насилием, непониманием в другой культуре и с ностальгией по родине.

Роль фильма в карьере Петра Тодоровского

"Интердевочка" стала важной вехой в творчестве режиссера Петра Тодоровского. До этого он поставил такие известные картины, как "Военно-полевой роман" и "Интервенция".

Выбор столь скандального сценария был для Тодоровского рискованным шагом. Многие считали, что после лирической "Интервенции" ему не стоит браться за подобную тему.

Однако режиссер блестяще справился с непростой задачей. Ему удалось показать всю глубину социальных проблем, нравственных дилемм героев.

Судьба актеров фильма

Участие в культовом фильме во многом предопределило судьбы актеров. Особенно яркой оказалась карьера исполнительницы главной роли Елены Яковлевой.

Роль медсестры Тани принесла ей всесоюзную славу и любовь зрителей. В последующие годы Яковлева много снималась, преимущественно в образе роковой красавицы.

Другие актрисы фильма - Розанова, Дапкунайте, Полищук - также продолжили успешную карьеру в кино и театре.

Место действия: Ленинград и его роль

Важную смыслообразующую роль в фильме играет место действия - город Ленинград. Именно здесь разворачиваются основные события истории Татьяны.

Ленинград предстает символом родины, куда в финале так стремится вернуться героиня. Этот город ассоциируется с близкими Татьяне людьми, с ее корнями.

Так режиссер еще раз подчеркивает мысль о том, что настоящее счастье не в деньгах и комфорте, а в любви к своей стране и близким.

Музыкальное сопровождение

В "Интердевочке" звучат песни "Гоп со смыком" Виктора Цоя и "До свидания, Америка" группы "Рондо". Эта музыка отлично передает дух времени.

Бунтарские, язвительные тексты песен словно комментируют происходящее, выражают отношение авторов к мечтам героини об эмиграции и богатой жизни на Западе.

В целом музыкальное сопровождение играет важную смыслообразующую роль, усиливая восприятие основной идеи картины.

Костюмы героев как отражение эпохи

Яркие, стильные костюмы героинь фильма также передают атмосферу 1980-х. Мода того времени - пышные юбки, крупные аксессуары, массивные бижутерия.

Для Тани и ее подруг внешний вид, красивая одежда имеют колоссальное значение. Ради фирменных нарядов они готовы пойти на многое.

Так костюмеры не просто воссоздали стиль эпохи, но и раскрыли с его помощью характеры персонажей, их ценности и приоритеты.

Сценография Александра Боровского

Запоминающийся визуальный стиль фильму задают декорации художника Александра Боровского - мастера по созданию атмосферы retro.

Интерьеры гостиницы, квартир, ресторанов; улицы Ленинграда - все эти локации выполнены в едином стиле, образуя целостную картину эпохи 1980-х.

Жанровое своеобразие фильма

"Интердевочку" невозможно однозначно отнести к какому-то одному жанру. Это и драма, и мелодрама, и трагикомедия.

Режиссер мастерски совмещает трогательные, грустные сцены с язвительным юмором, сатирой, абсурдом. Такое жанровое смешение придает остроту восприятию.

Феномен кассовости фильма

41 миллион зрителей только в советском прокате - это феноменальный результат. При бюджете в 1,5 млн фильм собрал в прокате 41 млн рублей.

Помимо художественных достоинств, на успех повлияла и скандальная слава ленты. Многих привлекла возможность увидеть запретный постсоветский киноэксперимент.

Кадры из фильма

Рассмотрим некоторые ключевые кадры из фильма, которые наглядно передают его атмосферу.

На этом кадре запечатлена главная героиня Татьяна (в исполнении Елены Яковлевой) в нарядном платье с пышной юбкой. Этот образ передает характер персонажа - ее любовь к модной, красивой одежде и стремление выглядеть стильно.

Здесь Татьяна изображена в компании своих подруг. Девушки собрались в ресторане, их окружает атмосфера веселья и беззаботности. Эта сцена отражает увлеченность героинь образом жизни "интердевочек".

На этом кадре запечатлен вид на улицу Ленинграда - родного города Татьяны. Архитектура, транспорт, прохожие на улицах - все соответствует стилю 1980-х годов. Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу того времени.

Комментарии