Предметность восприятия в психологии
Восприятие является фундаментальным психическим процессом, который лежит в основе формирования представлений человека об окружающем мире. Рассмотрим подробнее свойства восприятия, его роль в познавательной деятельности и особенности протекания этого процесса.
Предметность как центральное свойство восприятия
Предметность восприятия в психологии это отнесение получаемой информации к реальным объектам, а не к ощущениям или нервным процессам. "Предметность в психологии" означает, что образы восприятия соотносятся с конкретными предметами и явлениями действительности.
Предметность восприятия формируется в онтогенезе по мере развития практической деятельности ребенка и накопления им опыта взаимодействия с окружающим миром. Ребенок начинает соотносить получаемую информацию со свойствами и характеристиками реальных объектов, а не только со своими ощущениями.
Важнейшие факторы, влияющие на формирование предметности восприятия:
- Развитие двигательной активности ребенка
- Накопление практического опыта взаимодействия с объектами
- Речевое развитие
- Установление связей между различными модальностями восприятия (зрительного, слухового, тактильного и др.)
Предметность восприятия является фундаментальным свойством, отличающим восприятие человека от элементарных ощущений и обеспечивающим адекватное отражение действительности.
Целостность образа как отражение системной организации мира
Следующим важным свойством восприятия является его целостность. Это означает, что любой объект или ситуация воспринимаются человеком как единое целое. Например, при восприятии лица человека мы не выделяем отдельно глаза, нос, рот, а видим интегральный образ.
Также если мы видим человека только частично или под определенным углом, наше восприятие достраивает полный целостный образ на основе прошлого опыта. Это свойство имеет большое адаптивное значение, поскольку позволяет адекватно ориентироваться в окружающей действительности, которая имеет системный характер.
Целостность восприятия обеспечивается комплексным взаимодействием сенсорных, перцептивных и мнемических процессов. Она является отражением объективной целостности и системности мира в человеческом сознании.
Нарушение целостности восприятия проявляется в таких феноменах, как:
- Незавершенность перцептивного образа
- Фрагментарность восприятия
- Сенсорные иллюзии
Преодоление этих нарушений является важной задачей в работе психологов и коррекционных педагогов.
Константность - устойчивость образов восприятия
Еще одним фундаментальным свойством, характеризующим зрелую перцептивную систему человека, является константность восприятия. Это означает относительное постоянство воспринимаемых свойств предметов и явлений при изменении внешних условий и характеристик стимуляции рецепторов.
Например, величина предмета остается относительно неизменной при изменении расстояния до него. Или цвет объекта меняется несущественно при вариациях освещенности. Константность восприятия имеет большое приспособительное значение, поскольку позволяет распознавать знакомые объекты в разнообразных ситуациях, что существенно для выживания.
Наиболее ярко это свойство проявляется в зрительной модальности, однако присутствует и в других сенсорных системах. Константность восприятия базируется на сложном взаимодействии сенсорных, перцептивных и когнитивных механизмов мозга человека.
Таким образом, константность является еще одной важной характеристикой зрелого и адекватного восприятия человека, позволяющей эффективно ориентироваться в мире.
Апперцепция - активная роль прошлого опыта
Еще одна важная особенность восприятия - его апперцептивный характер. Это означает, что на формирование перцептивного образа активно влияет весь прошлый опыт человека, его знания, установки, мотивы, эмоции.
Например, один и тот же предмет может по-разному восприниматься художником, инженером и ребенком в силу различий в их опыте и знаниях. Это свойство восприятия имеет большое значение для организации целенаправленного наблюдения и формирования адекватной картины мира.
Структурность - системная организация образа
Восприятие носит не мозаичный, а структурный характер. Это проявляется в системной организации перцептивного образа. Предмет или ситуация представлены в сознании не набором разрозненных элементов, а единой структурой взаимосвязанных компонентов.
Например, при восприятии лица мы выделяем конфигурацию, пропорции, взаиморасположение отдельных черт. Благодаря структурности обеспечивается целостность и осмысленность воспринимаемого.
Осмысленность - выделение значений
Восприятие никогда не сводится к простой регистрации физических свойств объекта. Оно всегда предполагает осмысление, выделение значений, соотнесение с потребностями и целями субъекта.
Например, воспринимая инструмент, человек не просто фиксирует его форму и цвет, но и выделяет функцию, назначение, способы использования на основе своего опыта и актуальной ситуации.
Интерперсональное восприятие
Особую разновидность представляет восприятие другого человека. Здесь ведущую роль играет прочтение невербальных сигналов - мимики, жестов, поз, интонаций, распознавание эмоциональных состояний.
На интерперсональное восприятие активно влияют личностные свойства и установки как субъекта восприятия, так и объекта, особенности их взаимоотношений.
Избирательность - активный поиск значимого
Восприятие никогда не бывает пассивным отражением всей доступной информации. Оно всегда селективно и избирательно. Человек активно выделяет наиболее важные, значимые для него в данный момент объекты и признаки.
Это достигается за счет перераспределения внимания, сенсорной адаптации к определенному типу стимулов, повышения чувствительности к значимым признакам. Благодаря избирательности обеспечивается направленность восприятия в соответствии с потребностями и целями человека.
Категоризация - отнесение к группе эквивалентных объектов
Важной стороной перцептивной деятельности является категоризация - отнесение объекта к некоторому классу, группе на основе выделения типичных, родовых признаков и свойств.
Категоризация позволяет структурировать окружающий мир, сокращает избыточность информации. На ее основе осуществляется опознание знакомых объектов и распознавание новых.
Влияние характеристик объекта на восприятие
На протекание перцептивных процессов активно влияют различные характеристики воспринимаемого объекта: его размеры, цвет, освещенность, расположение в пространстве и др.
Например, более крупные и яркие объекты, светлые или движущиеся стимулы воспринимаются быстрее. Пространственная, временная и смысловая близость элементов усиливает их группировку при восприятии.
Индивидуальные особенности субъекта восприятия
Значительную роль в формировании перцептивного образа играют личностные особенности субъекта: его мотивация, ценности, интересы, опыт, психофизиологические характеристики.
Эти индивидуальные различия обуславливают выбор объекта восприятия, направленность наблюдения, структуру перцептивного образа, его детализацию в соответствии с потребностями и задачами конкретного человека.
Развитие восприятия в онтогенезе
Восприятие как психический процесс имеет свои этапы и закономерности развития в онтогенезе. На ранних стадиях преобладает эмоциональный, непосредственный характер восприятия. Постепенно оно становится все более опосредованным, роль мышления и речи возрастает.
Расширяется объем воспринимаемого, растет скорость, развивается способность к анализу и синтезу. Формируются перцептивные действия, навыки наблюдения, увеличивается роль произвольного внимания и памяти.
Нарушения восприятия и их коррекция
Возможны различные нарушения восприятия действительности: иллюзии, галлюцинации, агнозии и др. Они могут быть обусловлены как биологическими дефектами, так и психологическими проблемами.
Для их преодоления применяются разнообразные методы психологической коррекции: упражнения на развитие восприятия, формирование ориентировочной основы деятельности, стимуляция аналитико-синтетической активности мозга.
Ошибки восприятия в практической деятельности
Недостаточно развитые или искаженные процессы восприятия могут приводить к ошибкам в профессиональной практике людей.
Например, у инженеров и конструкторов - ошибкам проектирования, у водителей - неправильной оценке дорожной ситуации, у менеджеров - искажению образа партнеров, у медиков - неверной диагностике.
Развитие перцептивной культуры личности
Для совершенствования профессиональных компетенций и успешной жизнедеятельности большое значение имеет целенаправленное развитие перцептивной культуры человека.
Это предполагает овладение индивидом эффективными способами и приемами наблюдения, кодирования информации, формирования целостного образа ситуации с учетом различных факторов - как объективных, так и субъективных.
Роль восприятия в познавательной деятельности
Восприятие играет ключевую роль в процессе познания человеком окружающего мира и ориентации в нем. Именно благодаря восприятию происходит получение и накопление конкретной информации об объектах и явлениях.
Перцептивные образы служат основой для последующих мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации. На базе образов восприятия формируются более сложные формы отражения действительности - понятия, суждения, умозаключения.
Зависимость других психических процессов от восприятия
Успешность и эффективность любой целенаправленной деятельности в значительной степени определяется качеством восприятия значимых для нее объектов и ситуаций.
От особенностей зрительного восприятия зависит продуктивность таких видов работ как чтение, конструирование, управление транспортом и т.д. От развития слухового восприятия - успешность общения, музыкальной деятельности.
Восприятие в системе регуляции активности
Восприятие является одним из основных источников информации для принятия решений, регуляции и коррекции деятельности на всех этапах:
- Первичной ориентировки в ситуации;
- Постановки задач;
- Выбора способов действия;
- Оценки результатов.
Поэтому от качества и полноты восприятия напрямую зависит адекватность регуляторных процессов на всех уровнях - сенсорно-перцептивном, логическом, мотивационном.
Пути совершенствования восприятия
Для развития и совершенствования восприятия как профессионально важного качества могут использоваться следующие основные пути:
- Обогащение чувственного опыта субъекта;
- Освоение эффективных способов обследования;
- Формирование гибкой системы перцептивных действий и эталонов;
- Развитие произвольных процессов регуляции.
Эта работа особенно эффективна при условии ее систематичности и включения в контекст конкретной практической деятельности.