Субъективный идеализм: философия субъективного мировосприятия
Субъективный идеализм - это философское направление, которое отрицает объективную реальность и утверждает приоритет сознания над бытием. Давайте разберемся, что означает субъективный идеализм, его историю и основные положения.
1. Определение субъективного идеализма
Субъективный идеализм - это философское направление, согласно которому единственной реальностью является сознание субъекта, а внешний мир существует лишь в восприятии этого субъекта. Основные принципы субъективного идеализма:
- Приоритет сознания над бытием. Сознание первично, материя вторична.
- Отрицание объективного материального мира. Мир существует только в сознании.
- Утверждение, что мир состоит из ощущений и восприятий субъекта.
Субъективный идеализм противопоставляется объективному идеализму , который признает существование объективного мира, но считает его порождением абсолютной идеи или абсолютного духа.
Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм. Солипсист утверждает, что существует только его собственное сознание, а весь остальной мир - иллюзия.
2. История субъективного идеализма
Идеализм как философское направление берет начало еще в античности. Его родоначальником считается древнегреческий философ Платон. Однако расцвет субъективного идеализма приходится на 17-18 века.
Основоположником субъективного идеализма по праву считается ирландский философ Джордж Беркли. В своем главном труде "Трактат о началах человеческого знания" (1710) он утверждал, что существовать - значит быть воспринимаемым. По его мнению, мир состоит только из идей, воспринимаемых конечным духом.
Другим ярким представителем субъективного идеализма был шотландский философ Дэвид Юм. В своем трактате "Исследование о человеческом разумении" (1748) он развил идеи скептицизма, утверждая, что человек не может знать ничего, кроме собственных ощущений.
Великий немецкий философ Иммануил Кант также внес значительный вклад в развитие субъективного идеализма. В своих работах он доказывал, что пространство, время и причинность являются априорными формами чувственности и рассудка.
В 19-20 веках идеи субъективного идеализма получили новое развитие в таких направлениях, как позитивизм, философия жизни, экзистенциализм. Однако подлинный расцвет этого философского течения пришелся на 17-18 века.
В то же время субъективный идеализм не раз подвергался резкой критике со стороны материалистов. Особенно сильно его критиковали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ленин.
3. Основные положения субъективного идеализма
Рассмотрим подробнее основные идеи и постулаты субъективно-идеалистической философии:
- Сознание первично, материя вторична. Мир существует только в сознании субъекта.
- Индивидуум является главным субъектом истории. История - это результат идей конкретных людей.
- Общество - это simply совокупность отдельных атомарных индивидов.
- Государство и право являются продуктом человеческого сознания, они не объективны.
- Природа существует только в восприятии человека, вне его сознания ее нет.
- Отрицание объективных законов исторического развития общества.
Таким образом, в основе субъективного идеализма лежит тезис о приоритете индивидуального сознания в формировании реальности. Это философия субъективизма в восприятии мира.
Далее мы подробно рассмотрим критику субъективного идеализма с позиций материализма и проанализируем его роль в современном мире.
4. Критика субъективного идеализма
Субъективный идеализм неоднократно подвергался резкой критике со стороны философов-материалистов. Особенно сильной была критика Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина.
Одним из главных тезисов материалистов было опровержение основополагающего для субъективных идеалистов постулата о первичности сознания по отношению к бытию. Марксисты доказывали, что, наоборот, материя первична, а сознание вторично и является отражением объективного мира.
Материалисты также указывали на решающую роль объективных факторов в историческом развитии общества. Против концепции "великих людей" они выдвинули идею о закономерности и объективной обусловленности исторического процесса.
5. Противоречия субъективного идеализма
Субъективный идеализм внутренне противоречив и несостоятелен с научной точки зрения. Рассмотрим основные противоречия этой концепции:
- Противоречит здравому смыслу, отрицая реальность внешнего мира.
- Противоречит данным естественных наук о материальности мира.
- Несовместим с практической деятельностью людей, направленной на познание и изменение объективного мира.
- Не объясняет происхождение ощущений, мыслей, идей самого субъекта.
- Не может объяснить взаимопонимание и общение между людьми.
Таким образом, отрицая объективную реальность, субъективный идеализм впадает в непреодолимые противоречия с практикой и естествознанием.
6. Связь субъективного идеализма с религией
Многие философы-материалисты указывали на тесную связь субъективного идеализма с религией и иррационализмом. Действительно, отрицание объективных законов мироздания открывает дорогу религиозному мистицизму.
Субъективный идеализм есть лишь одна из утонченных форм фидеизма, поповщины. (В.И. Ленин)
Многие субъективные идеалисты, как, например, Беркли, в своих философских построениях исходили из религиозных догматов. Тем самым субъективный идеализм оказывается философским обоснованием религии.
7. Упрощенность субъективного идеализма
Еще одним существенным недостатком субъективно-идеалистических концепций является их чрезмерная упрощенность и примитивность по сравнению с диалектическим материализмом.
Сводя все многообразие мира к "ощущениям субъекта", субъективный идеализм лишает себя возможности всесторонне и конкретно анализировать объективную реальность. Материализм же, признавая первичность материального мира, способен дать подлинно научное объяснение явлениям природы, общества и мышления.
Таким образом, несмотря на известную популярность в истории философии, субъективный идеализм представляет собой тупиковое и антинаучное направление мысли.