Мачта - это что такое: значение слова
Мачта это вертикально стоящая конструкция на паруснике, которая служит опорой для парусов и снастей. В данной статье рассматриваются различные аспекты, связанные с мачтами на парусных судах.
Назначение мачт
На парусных судах мачты служат для несения парусов и размещения снастей. Благодаря мачтам можно поднять паруса на нужную высоту для улавливания ветра. Кроме того, на мачтах закрепляются различные снасти, необходимые для управления парусами - с помощью снастей можно поднимать, опускать и поворачивать паруса.
На непарусных стальных судах функции мачт несколько иные. Они служат для размещения радиоантенн, радиолокационных станций, прожекторов, сигнальных огней. Также на мачтах могут быть установлены различные грузоподъемные устройства - краны, стрелы, шлюпбалки.
Типы мачт
В зависимости от расположения на судне, различают следующие основные типы мачт:
- Фок-мачта - первая от носа мачта на судне
- Грот-мачта - вторая мачта, обычно самая высокая
- Бизань-мачта - самая кормовая мачта на судне
Кроме того, на многомачтовых судах промежуточные мачты между фок-мачтой и бизань-мачтой называются грот-мачтами первой, второй и т.д. Порядок их нумерации идет от носа к корме.
Конструкция мачт
По конструкции мачты делятся на цельные (однодревки) и составные.
Однодревки изготавливаются из ствола одного дерева. Их чаще используют на небольших судах, поскольку они быстрее рассыхаются и растрескиваются. Для большей прочности однодревки укрепляют металлическими обручами - бугелями.
Составные мачты собираются из нескольких бревен. Это позволяет изготовить мачту нужной длины и толщины, а также обеспечить бóльшую эластичность по сравнению с однодревками. Отдельные части составной мачты соединяются между собой с помощью болтов, а снаружи укрепляются металлическими бугелями или деревянными обручами.
Основные части составной мачты
- Шпиндель - центральная осевая часть
- Пластины - дополнительные боковые элементы
- Фиши - обтекаемые деревянные планки спереди и сзади мачты
Благодаря такой конструкции, составные мачты получаются прочными и надежными.
Материалы для мачт
В качестве основного материала для изготовления мачт традиционно использовалась древесина хвойных пород - ели, сосны, пихты. Древесина должна быть легкой, эластичной и смолистой.
Наиболее высокие и прямые деревья для мачт заготавливали в лесах Северной Европы и Северной Америки. Например, английский флот активно использовал сосну из лесов Новой Англии, а после войны за независимость США перешел на рижскую сосну из Прибалтики.
Размеры и пропорции
Существовали определенные правила и стандарты для размеров мачт в зависимости от размеров самого судна. Например, на британских военных кораблях положение мачт рассчитывалось следующим образом:
- Фок-мачта - на 1/9 длины судна от носа
- Грот-мачта - на 5/9 длины судна
- Бизань-мачта - на 17/26 длины судна
Для торговых судов не было строгих правил - чаще всего грот-мачту размещали около середины судна (миделя), а положение фок- и бизань-мачт выбирали произвольно.
Дополнительные элементы
Для усиления конструкции мачт использовались следующие дополнительные элементы:
- Бугели - металлические обручи вокруг мачты
- Вулинги - витки троса для скрепления деталей мачты
- Фиши - обтекаемые деревянные планки снаружи
- Мачтовые щеки - усиленные боковые элементы в районе марса (верхней площадки)
Эти дополнительные детали повышали общую прочность мачты и позволяли равномерно распределять нагрузки по ее высоте.
Верхние конструкции мачт
Верхние части мачт также имели специальные конструктивные элементы:
- Топ - сужающаяся верхняя часть мачты
- Стень-эзельгофт - переходник между мачтой и стеньгой
- Салинги - основа для верхней площадки (марса)
За счет таких конструкций обеспечивалась прочная взаимосвязь всех элементов рангоута, а также возможность закрепления парусов и снастей на разной высоте.
Марсы
Марс - это площадка, расположенная на вершине нижней мачты. Марс служит опорой для разноса вант и крепления такелажа. Кроме того, на марсах в боевой обстановке могли располагаться стрелки.
По форме марсы сначала были круглыми, но к XVIII веку приняли более вытянутую эллипсовидную форму. Сзади марсов устанавливались специальные защитные ограждения.
Мачта это вертикально стоящая конструкция на паруснике, которая служит опорой для парусов и снастей.
Несущая способность мачт
Несущая способность мачт является важным фактором при их проектировании и постройке. От этого зависит, какое количество парусов и какой площади можно будет использовать на судне.
На несущую способность мачт влияют:
- Материал и качество древесины
- Конструкция мачты
- Наличие дополнительных элементов жесткости
- Высота и диаметр мачты
Чем выше несущая способность, тем большая парусность может быть реализована на судне. Однако излишне мощные мачты также нежелательны, поскольку значительно увеличивают вес и снижают остойчивость.
Поломки мачт
Одной из наиболее опасных аварий на парусных судах является поломка мачты. Чаще всего это происходит вследствие обрыва снастей стоячего такелажа либо при сильной качке и нагрузках, выходящих за пределы проектной несущей способности.
При поломке мачты происходят следующие негативные последствия:
- Потеря возможности нести паруса в районе поврежденной мачты
- Нарушение остойчивости из-за смещения центра тяжести
- Угроза дальнейших разрушений при падении мачты и такелажа
Поэтому поломка мачты опасна как потерей хода, так и угрозой затопления. Ликвидация последствий такой аварии может потребовать использования аварийного имущества, замены поврежденных элементов такелажа.
Мачта это вертикально стоящая конструкция на паруснике, которая служит опорой для парусов и снастей.