Психологические теории личности: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая

Понятие "личность" в психологии является одним из центральных и в то же время наиболее сложных для определения. Существует множество теорий, пытающихся описать и объяснить природу и структуру личности, ее развитие и функционирование.

Основные теории личности в психологии

Среди многообразия психологических теорий личности можно выделить несколько основных направлений:

  • Психоаналитические теории (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер)
  • Гуманистические теории (К.Роджерс, А.Маслоу)
  • Поведенческие теории (Б.Скиннер, А.Бандура)
  • Когнитивные теории (Дж.Келли, А.Бек)
  • Диспозициональные теории (Г.Олпорт, Р.Кеттелл)

Каждое из этих направлений по-своему подходит к определению личности, выделяет разные стороны и аспекты этого феномена. Рассмотрим подробнее некоторые из этих теорий.

Психоаналитическая теория личности З.Фрейда

Одной из наиболее влиятельных концепций личности в психологии является психоаналитическая теория, созданная Зигмундом Фрейдом. Согласно Фрейду, структуру личности составляют три основных компонента:

  1. Оно (ид) - бессознательные влечения и инстинкты;
  2. Я (эго) - сознательная часть личности;
  3. Сверх-Я (суперэго) - внутренние нормы и запреты.

Между этими тремя структурами постоянно происходит борьба и взаимодействие. Конфликт между требованиями "Оно" и ограничениями "Сверх-Я" порождает тревогу и чувство вины. Для снятия этих неприятных переживаний личность использует различные психологические защитные механизмы - вытеснение, проекцию, рационализацию и др.

Таким образом, по Фрейду, именно бессознательная сфера играет определяющую роль в мотивации и поведении человека. Личность формируется в детстве под влиянием значимых взрослых и сохраняет установившиеся паттерны на протяжении всей последующей жизни.

Гуманистическая теория личности

Представители гуманистического направления (А.Маслоу, К.Роджерс) делают акцент на сознательных процессах и внутреннем потенциале личности. Основные положения этого подхода:

  • Личность стремится к самоактуализации, то есть максимально полной реализации своих возможностей;
  • Поведение человека определяется его внутренней субъективной картиной мира;
  • Люди изначально добры и стремятся к росту, они способны принимать ответственные решения и выбирать оптимальный жизненный путь.

Такой взгляд резко контрастирует с пессимистическими воззрениями психоаналитиков на природу человека. Гуманисты утверждают, что, при благоприятных условиях каждый способен реализовать свой потенциал и стать зрелой самоактуализированной личностью.

Теория социального научения А.Бандуры

Согласно теории социального научения, разработанной Альбертом Бандурой, на формирование личности в первую очередь влияет окружающая среда. Через подражание, научение и подкрепление определенных форм поведения в человеке закрепляются устойчивые черты и паттерны реагирования.

Отличительная особенность концепции Бандуры - акцент на когнитивных факторах. Согласно его теории, поведение опосредуется следующими внутренними процессами:

  • Самоэффективность - оценка собственной компетентности и ожидание результата;
  • Викарное научение - усвоение через наблюдение за другими людьми;
  • Подкрепление - положительная или отрицательная реакция окружения на поступки индивида.

Таким образом, по Бандуре, человек - не пассивный объект внешних воздействий, а активный субъект, регулирующий свое поведение.

Диспозициональные теории личности

Диспозициональный подход объединяет личностные теории, которые в качестве ключевых детерминант поведения рассматривают устойчивые внутренние качества, именуемые диспозициями или чертами.

Одним из основателей диспозиционализма был Гордон Олпорт. Он ввел понятие личностных черт, под которыми понимал устойчивые индивидуальные свойства, позволяющие объяснить и предсказать поступки человека в разнообразных ситуациях.

Другой известный представитель - Реймонд Кеттелл, автор 16-факторного личностного опросника. На основе факторного анализа он выделил 16 ключевых измерений, описывающих индивидуальные различия между людьми.

Таким образом, с точки зрения диспозиционализма, устойчивая структура личностных черт, имеющая биологическую основу, определяет закономерности человеческого поведения в самых разных ситуациях.

Конечно, это далеко не полный обзор многообразия теорий личности в психологии. Многие концепции по-разному подходят к определению этого сложного феномена, выделяя те или иные ключевые факторы и особенности. Но все они стремятся пролить свет на уникальный внутренний мир человека и закономерности его поведения.

Бихевиористские теории личности

Еще одним влиятельным направлением в психологии личности является бихевиоризм. Его основоположником считается Джон Уотсон, который утверждал, что личность человека полностью формируется на основе приобретенного опыта через механизмы классического и оперантного научения.

Согласно бихевиористским теориям, все сложные формы человеческой активности, включая эмоции, мышление, творчество, являются результатом комбинаций простых рефлексов и реакций, выработанных в процессе взаимодействия организма и среды.

Когнитивно-бихевиоральный подход

Одна из наиболее влиятельных современных психологических теорий личности - это когнитивно-бихевиоральный подход, интегрирующий принципы бихевиоризма с новейшими когнитивными концепциями. В рамках этого подхода основное внимание уделяется изучению убеждений, схем, атрибутивных стилей и других ментальных структур, опосредующих реакции человека на внешние воздействия.

Ярким представителем этого направления является Аарон Бек - создатель когнитивной терапии. Согласно его теории, дезадаптивное и саморазрушительное поведение определяется не заложенными в психике влечениями или врожденными паттернами (как считали психоаналитики), а искаженным мышлением и дисфункциональными убеждениями, формирующимися в процессе негативного жизненного опыта.

Типологии личности Г. Айзенка и К.Г. Юнга

Наряду с различными структурными моделями личности, в психологических исследованиях предпринимались попытки разработать типологии, то есть классификации устойчивых вариантов личностного склада.

Наиболее известная типология была предложена Карлом Юнгом, который выделял два основных типа людей - экстравертов и интровертов, различающихся направленностью психической энергии и активности (соответственно, на внешний мир или внутренние переживания).

Другая популярная типология разработана Гансом Айзенком, который описал три измерения личности: "экстраверсия-интроверсия", "нейротизм", "психотизм". На их основе он выделил четыре типа личности, каждому из которых присущ определенный набор поведенческих и эмоциональных характеристик.

Применение теорий личности на практике

Помимо академического интереса, изучение и анализ различных теорий личности имеет важное прикладное значение. Знание основных детерминант поведения, мотивов, установок и убеждений позволяет психологам более эффективно строить процесс консультирования и психотерапии.

Каждая из теорий предлагает свою модель личностных расстройств и методы их коррекции. Так психоаналитики работают с вытесненными влечениями и конфликтами бессознательного, бихевиористы фокусируются на изменении внешнего поведения через систему подкреплений, а когнитивные психологи ориентированы на трансформацию иррациональных установок и убеждений.

Интегративные модели личности

Современные представления о личности носят междисциплинарный характер, интегрируя знания из различных областей психологических исследований - психологии, биологии, социологии, культурологии. Учитываются такие факторы, как генетика, нейрофизиология мозга, когнитивные структуры, социальное окружение и многое другое.

Такой комплексный взгляд позволяет получить наиболее полную и объемную картину этого сложного феномена, учесть многомерность и изменчивость личности на разных этапах индивидуального развития.

Биологические основы личности

Наряду с социальными и психологическим детерминантами, важную роль в формировании индивидуальных различий играет биологическая составляющая. Установлено, что многие черты темперамента и характера человека имеют выраженную генетическую предрасположенность.

Так, согласно исследованиям, полиморфизм гена рецептора серотонина 5-НТТЛР связан с личностной чертой нейротизма и склонностью к депрессивным расстройствам. А ген COMT, отвечающий за выработку фермента катехол-О-метилтрансферазы, находится в тесной связи с импульсивностью и агрессивным поведением.

Роль эмоций в поведении человека

Значимый вклад в понимание природы личности вносят современные исследования в области эмоционального интеллекта и эмоциональной саморегуляции. Было выявлено, что умение распознавать эмоции, как собственные, так и других людей, а также способность управлять ими, тесно связаны с жизненным успехом человека в самых разных сферах.

Люди с высокоразвитым эмоциональным интеллектом демонстрируют бóльшую стрессоустойчивость, удовлетворенность жизнью, уверенность в себе, умение строить конструктивные отношения и достигать поставленных целей.

Теории мотивации в контексте личности

Мотивация также является одним из ключевых аспектов, характеризующих направленность личности и объясняющих закономерности ее активности в различных жизненных ситуациях.

С этой точки зрения, большой интерес представляют теория иерархии потребностей А. Маслоу, двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга, теория ожиданий В. Врума и другие концепции мотивации, раскрывающие внутренние побуждения и механизмы целенаправленного поведения личности.

Личностный рост и саморазвитие

Процессы самопознания, личностного роста и саморазвития неразрывно связаны с проблематикой человеческой личности. Многие психологи уделяли пристальное внимание изучению потенциала личности и возможностей ее конструктивного развития.

Так, К. Роджерс сформулировал теорию личности, в центре которой находится представление о формирующей тенденции - врожденной мотивационной тенденции организма к сохранению, развитию и усложнению.

Гуманистически ориентированные психологи утверждают, что при благоприятных условиях любой человек способен к личностному росту, раскрытию своих талантов и духовному совершенствованию на протяжении всей жизни.

Гендерные различия личностных черт

Многочисленные исследования показали наличие определенных гендерных различий в выраженности тех или иных личностных черт и типов поведения.

Так, женщины в целом демонстрируют большую эмоциональность, тревожность, сочувствие и согласие по сравнению с мужчинами. В то время как мужчины проявляют более высокий уровень агрессивности, склонности к риску, уверенности в себе и доминантности.

Однако нужно учитывать значительные индивидуальные вариации внутри каждого пола. Поэтому конкретного человека нельзя однозначно оценивать, основываясь на общих гендерных стереотипах.

Кросс-культурные исследования личности

Сравнительные межкультурные исследования позволяют глубже рассмотреть влияние социальных и культуральных факторов на формирование психологических черт и особенностей личности представителей разных этносов и народов.

Были выявлены существенные различия, к примеру, между представителями индивидуалистических западных и коллективистских восточных культур в таких параметрах как независимость, открытость переживаний, важность групповых норм, отношения с властью и др.

Патопсихология: личность и психические расстройства

Особое направление в изучении личности представляет патопсихология, исследующая нарушения в психической деятельности при различных заболеваниях. Установлено, что многие патологии имеют характерные личностные изменения.

Так при шизофрении отмечается эмоциональное уплощение, расстройства мышления, нарушение волевых функций и социальной адаптации. А маниакально-депрессивный психоз проявляется в резких колебаниях настроения между двумя "полюсами" — манией и депрессией.

Практическое использование личностных тестов

На основе различных теоретических представлений о структуре личности был разработан обширный инструментарий для ее практической оценки и диагностики в виде стандартизированных опросников и личностных тестов.

Подобные методики широко используются в профориентации, при приеме на работу, в кадровом консультировании, для выявления склонности к определенным видам деятельности, а также в клинической психологии.

Комментарии