Понятие цели в психологии: изучение вопроса

Цель - это одно из ключевых понятий в психологии, описывающее направленность и осознанность деятельности человека. Рассмотрим подробнее, что такое цель в психологии, каковы ее функции и особенности.

Определение понятия цели

В психологии под целью понимается осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлена деятельность субъекта. Иными словами, цель - это мысленное представление того, что человек хочет получить в итоге своих действий.

Например, целью ученика может быть получение хорошей оценки за контрольную работу, целью повара - приготовление вкусного обеда, целью путешественника - достижение вершины горы. Во всех случаях цель выступает как образ результата, к которому стремится человек.

Функции цели

Выделяют несколько основных функций, которые выполняет цель:

  • Направляющая функция. Цель задает общее направление деятельности человека, определяет, на что должны быть ориентированы его действия.
  • Мобилизующая и активизирующая функция. Ради достижения цели человек прилагает волевые усилия, мобилизует свои ресурсы.
  • Функция программирования. Цель как бы программирует нужную последовательность действий человека.
  • Смыслообразующая функция. Благодаря цели деятельность человека приобретает личностный смысл.

Таким образом, цель организует, направляет и придает смысл деятельности человека.

Осознанность цели

Важной особенностью цели является ее осознанность. Цель всегда представлена в сознании субъекта в виде образа, мысли или идеи. Человек отчетливо представляет себе, к какому результату он стремится.

Это отличает целенаправленную деятельность человека от инстинктивного целевого поведения животных. У животного нет осознанного образа цели, его действия заданы изначально врожденными программами.

У человека же благодаря мышлению возникает ментальное представление о цели, которое затем реализуется в деятельности.

Процесс целеобразования

Возникновение цели у человека связано с процессом целеобразования. Он включает несколько этапов:

  1. Возникновение потребности, которая инициирует появление цели.
  2. Осознание мотива, побуждающего к деятельности.
  3. Постановка цели как образа конечного результата.
  4. Уточнение и конкретизация цели.

На разных этапах целеобразования задействованы такие психические процессы, как мышление, воображение, воля. Соответственно, от их развития зависит и умение человека ставить цели.

Классификация целей

Существует множество оснований для классификации целей в психологии. Рассмотрим некоторые из них:

  1. По временной перспективе:
      Дальние (стратегические) цели Ближние (тактические) цели
  2. По содержанию:
      Познавательные Материальные "понятие цели в психологии" Творческие
  3. По характеру:
      Объективные Субъективные

Данные классификации помогают упорядочить многообразие целей человека и лучше понять закономерности целеполагания.

Личностный смысл цели

Любая цель приобретает личностный смысл, когда соотносится с мотивами и ценностями человека. Одна и та же цель по-разному может осмысливаться разными людьми.

Например, цель получить высшее образование для кого-то является средством построения карьеры, а кто-то рассматривает ее как путь к self-realization.

Таким образом, помимо объективного содержания цель несет и субъективную смысловую нагрузку для конкретного человека.

Достижение цели

Главным результатом целеполагания является, конечно, достижение самой цели. Это сопровождается положительными эмоциями, чувством удовлетворения.

Однако возможны ситуации, когда цель так и не достигается, либо достигнутый результат оказывается иным по сравнению с изначальным замыслом.

Цель достигнута полностью Позитивные эмоции
Цель достигнута частично Нейтральные или амбивалентные эмоции
Неудача в достижении цели Негативные эмоции

Как видно из таблицы, эмоциональные реакции на результат зависят от степени реализации изначального замысла цели.

Целеполагание как процесс

Целеполагание можно рассматривать как процесс, состоящий из нескольких этапов. Рассмотрим их подробнее:

  1. Возникновение и осознание потребности. Это исходный момент зарождения цели.
  2. Формулирование цели. На этом этапе потребность преобразуется в конкретную цель, оформляется в виде мысленного образа или идеи.
  3. Оценка ресурсов. Человек оценивает, какими средствами и возможностями он располагает для достижения цели.
  4. Выбор способов достижения цели. Выстраивается последовательность конкретных действий для реализации цели.
  5. Реализация принятого решения. Человек приступает к практическим шагам для достижения цели.

Как видно из этапов, целеполагание - это достаточно сложный процесс, требующий включения различных психических функций.

Целеустремленность как черта личности

Близким к понятию целеполагания является понятие целеустремленности. Это устойчивая черта личности, характеризующаяся следующими проявлениями:

  • Способность ставить перед собой цели, планировать деятельность.
  • Настойчивость и решительность в достижении намеченных целей.
  • Умение концентрировать ресурсы для реализации целей.
  • Готовность преодолевать трудности ради достижения цели.

Целеустремленный человек отличается выраженной мотивацией достижения, ориентацией на успех. Целеустремленность как черта формируется в процессе воспитания и жизненного опыта.

Целеполагание и тайм-менеджмент

Эффективный инструмент для реализации целей - тайм-менеджмент. Его основные принципы:

  1. Целеполагание и планирование. Четко сформулированные цели и планы.
  2. Приоритезация. Ранжирование целей и задач по важности и срочности.
  3. Организация. Продуманность системы для реализации планов.
  4. Контроль и анализ. Мониторинг выполнения и корректировка планов.

С помощью тайм-менеджмента достижение целей становится намного более организованным и эффективным.

Целеполагание в организациях

Помимо индивидуальных, существуют и организационные цели. Это желаемые результаты деятельности всей организации. Несколько правил эффективного целеполагания в организациях:

  • Цели должны быть измеримыми и достижимыми.
  • Цели следует разделять на долго-, средне- и краткосрочные.
  • Необходимо обеспечить согласованность целей всех уровней и подразделений.

При выполнении этих правил организационные цели приобретают системный характер и мотивируют персонал на эффективную работу.

Комментарии