Аутизм и аутичные черты: в чем разница, определение и диагностика

Аутизм и наличие отдельных аутичных черт - два разных состояния, которые часто путают. Давайте разберемся, что они означают и в чем principialis их отличие.

Определение аутизма

Аутизм - это нарушение нервной системы, которое влияет на способность человека к коммуникации и социальному взаимодействию. Согласно исследованиям[1], аутизм обусловлен генетически и связан с особенностями развития головного мозга.

Основные признаки аутизма:

  • Трудности в общении и взаимодействии с другими людьми.
  • Нарушения речи и ее понимания.
  • Повторяющееся и стереотипное поведение (раскачивания, повторения слов, привязанность к ритуалам).
  • Узкие, ограниченные интересы.
  • Избегание зрительного контакта.
  • Повышенная или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам.

Симптомы аутизма проявляются в раннем возрасте, обычно в промежутке от 6 месяцев до 3 лет. Это пожизненное состояние, которое в той или иной степени ограничивает способность человека функционировать в обществе.

Что такое аутичные черты

"Аутичные черты" - это термин, используемый для описания поведения, схожего с поведением при аутизме. К таким чертам относят:

  • Трудности в коммуникации.
  • Необычные интересы или формы поведения.
  • Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам.

В отличие от аутизма как диагноза, наличие аутичных черт:

  • Не всегда связано с генетическими факторами.
  • Может появляться и в более позднем возрасте.
  • Не всегда означает инвалидизацию.
  • Может со временем пройти или значительно уменьшиться.

Аутизм и аутичные черты: в чем разница

Итак, аутизм - это диагноз, основанный на совокупности симптомов, влияющих на развитие ребенка с первых лет жизни. Аутичные черты - это скорее особенности или отклонения в поведении, которые могут, а могут и не быть проявлениями аутизма.

Основные отличия аутизма от аутичных черт:

  1. Аутизм вызван биологическими причинами и является расстройством нервной системы. Аутичные черты могут быть следствием средовых факторов.
  2. Симптомы аутизма более стойкие и резко ограничивают способность к обучению и социальной адаптации. Аутичные черты проявляются менее выражено.
  3. Аутизм требует специальной коррекционной программы на протяжении всей жизни. Аутичные черты зачастую корректируются в детстве без длительного вмешательства.

Таким образом, при наличии лишь отдельных признаков, схожих с аутистическими, но не влияющих кардинально на развитие ребенка, можно говорить об аутичных чертах. Если же эти проявления значительно ограничивают социальную адаптацию и коммуникацию, следует рассмотреть вопрос о расстройстве аутистического спектра.

Весь спектр аутистических проявлений в медицине принято называть расстройствами аутистического спектра (РАС). К РАС относят не только детский аутизм, но и синдром Аспергера, и некоторые другие нарушения нервной системы со сходными симптомами.

Диагноз РАС может поставить только врач (психиатр, невролог) на основе наблюдения, всестороннего обследования и с учетом анамнеза (истории развития) ребенка. Зачастую подтвердить или опровергнуть аутизм бывает непросто даже опытному специалисту.

Наличие лишь отдельных аутичных черт не позволяет ставить столь серьезный диагноз. К тому же такие особенности поведения имеют хороший прогноз при правильном подходе и коррекционной работе.

Поэтому крайне важно не путать аутизм как заболевание нервной системы с аутичными чертами как особенностями поведения. И в случае появления подозрений на аутизм обязательно проконсультироваться со специалистом для постановки точного диагноза и выбора оптимальной тактики развития и поддержки ребенка.

Диагностика аутизма и аутичных черт

Аутизм и аутичные черты - в чем разница? Разница заключается прежде всего в степени выраженности симптомов и их влиянии на повседневное функционирование ребенка. Чтобы правильно поставить диагноз, необходимо провести комплексную диагностику.

Обычно она включает:

  • Подробный сбор анамнеза и интервьюирование родителей о развитии ребенка.
  • Наблюдение за поведением в разных ситуациях.
  • Оценку уровня когнитивных и речевых навыков.
  • Анализ способности к социальному взаимодействию.
  • Исследование сенсорной чувствительности.

По результатам обследования делают вывод о наличии либо отсутствии признаков РАС. При этом "разница" между аутизмом и просто аутичными чертами может быть довольно тонкой.

Коррекционная помощь

При выявлении РАС ребенку показана пожизненная коррекционная поддержка, направленная на:

  • Стимуляцию коммуникации.
  • Развитие социального поведения.
  • Формирование жизненных навыков.
  • Обучение учебным и бытовым навыкам.
  • Помощь в развитии игровых и досуговых интересов.

Если же у ребенка отмечаются лишь отдельные аутичные черты без явных признаков РАС, коррекционная работа будет менее интенсивной и долгосрочной. Обычно она сводится к:

  • Консультациям психолога раз в 1-2 недели.
  • Занятиям с логопедом и/или дефектологом.
  • Групповым или индивидуальным коррекционным занятиям.

Таким образом, при аутичных чертах задействуется меньше специалистов и реже, нежели в случае подтвержденного диагноза РАС.

Разница между аутизмом и аутичными чертами

Итак, перечислим еще раз ключевые отличия полноценного аутизма от наличия лишь отдельных аутических проявлений:

  • Аутизм - врожденное и неизлечимое расстройство нервной системы. Аутичные черты могут быть временным явлением и не всегда имеют органическую природу.
  • "Разница"наблюдается в степени нарушения коммуникации, социализации, когнитивных способностей. При аутизме страдает общее развитие.
  • Аутизм требует регулярной пожизненной коррекционной поддержки. Аутичные черты могут быть скорректированы за более короткий срок.

Таким образом, "разница" довольно существенная. Однако в сложных диагностических случаях она может быть неочевидной даже для опытного специалиста. Поэтому при любых подозрениях на аутизм следует обратиться к врачу для уточнения диагноза.

Современные подходы к коррекции аутизма

На сегодняшний день аутизм как таковой неизлечим. Однако современные методы коррекции помогают добиться значительных успехов в социализации даже при тяжелой степени аутизма.

Наиболее эффективными считаются:

  • Прикладной анализ поведения (АВА-терапия).
  • Структурированное обучение.
  • Когнитивно-поведенческая терапия.
  • Альтернативные средства коммуникации (PECS, жесты).

При адекватной медико-психолого-педагогической поддержке даже severely аутичные дети могут осваивать некоторые академические навыки, учиться самообслуживанию и взаимодействию с близкими людьми.

Комментарии