Общение в педагогике - что это: понятие, виды и значение

Педагогическое общение - неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога. Эффективность образовательного процесса во многом зависит от того, насколько продуктивно выстроено взаимодействие между педагогом и учениками.

Сущность педагогического общения

Общение в педагогике - это сложный и многоплановый процесс установления и развития коммуникации между участниками образовательной деятельности.

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися, направленное на создание благоприятной атмосферы для обучения и воспитания

Оно включает в себя:

  • Обмен информацией
  • Организацию взаимодействия
  • Формирование взаимопонимания

Таким образом, общение в педагогике - это не просто передача знаний от учителя к ученикам, но и налаживание продуктивных взаимоотношений между ними. От степени эффективности педагогического общения зависят результаты работы педагога.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение выполняет три основные функции:

  1. Информационно-коммуникативную
  2. Регуляционно-коммуникативную
  3. Аффективно-коммуникативную

Рассмотрим их подробнее:

Информационно-коммуникативная функция

Заключается в обмене информацией между педагогом и учениками в процессе обучения. Педагог доносит до обучающихся учебный материал, формирует у них систему знаний.

Регуляционно-коммуникативная функция

Состоит в организации взаимодействия между учителем и учениками, установлении педагогически целесообразных взаимоотношений.

Аффективно-коммуникативная функция

Заключается в создании благоприятного психологического климата в процессе педагогического взаимодействия. Установление эмоционального контакта между педагогом и детьми.

Таким образом, благодаря выполнению всех трех функций, педагогическое общение выступает важнейшим средством обучения и воспитания подрастающего поколения.

Стили педагогического общения

Различают три основных стиля педагогического общения:

  1. Демократический
  2. Авторитарный
  3. Либеральный

Рассмотрим подробнее, в чем заключаются особенности каждого из них.

Демократический стиль

Демократический стиль общения основан на принципах равенства и партнерства в отношениях педагога и учеников.

Его отличительные черты:

  • Учет интересов и возможностей каждого ребенка
  • Создание творческой атмосферы на занятиях
  • Поощрение инициативы и самостоятельности
  • Объективность в оценивании учащихся
  • Авторитет педагога основан на компетентности и справедливости

При демократическом стиле общения достигается наибольшая результативность образовательного процесса. У детей формируется активная мотивация к обучению, развивается познавательная активность.

Авторитарный стиль

Авторитарный стиль общения характеризуется безапелляционностью и диктатом со стороны педагога. Ему присущи такие черты как:

  • Безоговорочное подчинение педагогу
  • Запрет на любую критику и возражения
  • Жесткий контроль и оценки без объяснения причин
  • Подавление инициативы и творчества

Такой авторитарный подход не способствует развитию личности ребенка, снижает его мотивацию и интерес к учебе.

Либеральный стиль

Либеральному стилю общения присущи такие особенности:

  • Попустительство и вседозволенность
  • Отсутствие должных требований к дисциплине и успеваемости
  • Неконкретность и противоречивость в указаниях
  • Завышенные ожидания по отношению к возможностям детей

В результате при либеральном подходе снижается результативность обучения, дети не получают необходимых знаний и навыков.

Таким образом, наиболее эффективным для педагогического общения является демократический стиль, обеспечивающий продуктивное взаимодействие с учениками и полноценное их развитие.

Коммуникативные умения педагога

Для того чтобы педагогическое общение было эффективным, педагог должен обладать определенным набором коммуникативных умений и навыков. К ним относятся:

  • Умение выражать мысли четко, доступно и понятно для учеников
  • Владение невербальными средствами общения (мимика, жесты, позы)
  • Умение активно слушать
  • Навыки убеждения и аргументации

Кроме того, для продуктивного педагогического взаимодействия необходимо развитие таких личностных качеств педагога как эмпатия, рефлексия, социальный интеллект. Рассмотрим их подробнее.

Эмпатия

Эмпатия - это способность к сопереживанию, пониманию эмоционального состояния другого человека. Эмпатический педагог может поставить себя на место ребенка, учитывать его чувства и потребности при построении общения.

Рефлексия

Рефлексия - это осознание и анализ собственных действий, состояний, мыслей. Рефлексивные умения позволяют педагогу оценить свое поведение со стороны и скорректировать стиль общения с учениками.

Социальный интеллект

Социальный интеллект проявляется в понимании поступков и намерений людей. Педагог с развитым социальным интеллектом хорошо ориентируется в различных социальных ситуациях, что помогает ему выстраивать эффективное общение с детьми.

Трудности педагогического общения

Несмотря на важность коммуникативных умений, на практике педагоги сталкиваются с рядом проблем в построении общения с учениками:

  • Неумение заинтересовать детей изучаемым материалом
  • Сложности в установлении дисциплины на уроках
  • Нехватка терпения при работе с трудными детьми
  • Негативная реакция на критику со стороны учеников

Преодолеть эти трудности помогут тренинги педагогического общения, направленные на развитие коммуникативной компетентности и личностных качеств, значимых для сферы образования.

Значение педагогического общения

Таким образом, педагогическое общение играет огромную роль для организации продуктивного образовательного процесса. Благодаря общению педагог может:

  • Донести до учеников учебную информацию
  • Организовать их совместную деятельность
  • Оказать воспитательное воздействие
  • Создать благоприятный психологический климат

От эффективности педагогического общения зависит качество усвоения знаний учениками, их интерес к учебе, активность на занятиях, а также характер складывающихся отношений между педагогом и детьми.

Комментарии