Талант и гениальность: факторы и условия для их формирования
Гениальность или талант? Этот вопрос волнует многих. Давайте разберемся, что это такое, в чем разница между понятиями и какие факторы влияют на их формирование.
Определение понятий таланта и гениальности
Что такое талант? Это высокоразвитые способности в определенной сфере деятельности. Талантливый человек может достичь выдающихся результатов в своей области.
А что такое гениальность? Это высшая степень таланта, возможность создавать по-настоящему уникальные, выдающиеся творения, которые оказывают огромное влияние и остаются в истории.
Особенности гениальности по сравнению с талантом в том, что она является чем-то бессознательным и появляется неожиданно.
Психологи вывели своеобразную формулу гения:
Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) × активность психики
Существует несколько критериев, по которым определяют, является ли научное открытие гениальным:
- Оно кардинально меняет представление о какой-либо области знаний.
- Значимость открытия со временем только возрастает.
- Оно намного опережает уровень науки своего времени.
- После него открывается множество новых направлений для исследований.
Теории происхождения таланта и гениальности
Существуют два основных подхода к объяснению природы гениальности:
- Эгалитарный - утверждает, что гении ничем принципиально не отличаются от остальных, просто обладают всеми качествами в превосходной степени.
- Элитарный - говорит, что гении кардинально отличаются, представляют собой новое эволюционное качество, уникальную человеческую сущность.
Какой из подходов верен - до сих пор неясно. Ученые продолжают искать ответ на этот вопрос.
Некоторые считают, что гениальность невозможно унаследовать или передать по наследству. При этом большинство гениев в истории - мужчины. Возможно, это связано с особенностями мышления и восприятия мира у разных полов.
Условия для развития одаренности
Какие факторы необходимы, чтобы талант смог раскрыться в полной мере и перерасти в гениальность? Прежде всего, нужна благоприятная творческая атмосфера, возможность экспериментировать, пробовать себя в разных направлениях, ошибаться и исправлять ошибки. Также важна практика - только постоянно тренируя и развивая свои способности, можно достичь настоящих высот.
Ученый Н.В. Гончаренко выделил 4 основных фактора, необходимых для становления гения:
- высокий уровень базовых способностей
- склонность к творческому мышлению
- высокая работоспособность и мотивация
- благоприятная культурно-историческая ситуация
Задатки и способности
Часто путают такие понятия, как «задатки» и «способности». Давайте разберемся, в чем их отличие.
Задатками называют врожденные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы. Они задают лишь потенциал, возможность в будущем развить те или иные способности. Например, ребенок с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов имеет задатки к занятиям спортом, музыкой, танцами. Но сами по себе задатки еще ничего не значат, если их не развивать дальше.
Способностями называют уже сформировавшиеся в процессе деятельности и обучения умения выполнять что-либо хорошо и с легкостью.
Любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг.
Это слова ученого Н. Дубинина. Действительно, потенциал человеческого мозга практически безграничен. Но большинство так и не использует и малой толики своих задатков и возможностей.
Этапы формирования таланта
Как задатки перерастают в талант и далее в гениальность? Рассмотрим последовательность этапов:
- Задатки - врожденная предрасположенность
- Способности - развитие задатков в процессе деятельности
- Одаренность - способности выше среднего
- Талант - высокоразвитые способности в конкретной сфере
- Гениальность - высшая степень таланта, создание уникальных творений
Среди одаренных детей различают два типа:
- Явная одаренность - рано проявляющиеся незаурядные способности в определенной области.
- Скрытая одаренность - задатки проявляются не столь явно, носители часто остаются незамеченными.
Как определить одаренность у ребенка? На это указывают такие признаки:
- Неутомимая любознательность
- Раннее развитие речи и мышления
- Богатое воображение
- Хорошая память
- Высокие достижения в сфере интересов
Мнения известных философов
Как же известные мыслители прошлого относились к феноменам таланта и гениальности?
Например, древнегреческий философ Платон считал, что источником творчества является особый вид вдохновения, ниспосланный свыше:
Проявление одаренности Платон рассматривает на примере творчества. Источником и причиной творчества служит одаренность - особый вид вдохновения, сообщаемый художнику высшими и по природе своей недоступными ни вызову, ни какому-либо сознательному воздействию божественными силами.
Другой известный философ древности Сенека также считал талант даром свыше:
Одаренный или гениальный человек, по мнению Сенеки, - это тот, кому боги даровали особую милость в виде мудрости и таланта.
В эпоху Возрождения появляется понимание, что талант - это прежде всего упорный, кропотливый труд, а не только вдохновение свыше. Например, да Винчи говорил:
Кисти следует подчинять разуму.
Талант vs гений: сходства и различия
Чем похожи, а чем отличаются талант и гениальность?
Общим для этих понятий является наличие выдающихся природных способностей, значительно превосходящих средний уровень, и возможность достигнуть высоких результатов в определенном виде деятельности.
Отличия заключаются в следующем:
- Гениальность - более высокая, редкая степень одаренности
- Талант чаще всего проявляется в конкретной сфере, гениальность может охватывать разные области
- Гениальные творения обладают уникальностью и оказывают огромное влияние
- Гениев в истории намного меньше, чем талантливых людей
Как воспитать одаренного ребенка
Если вы заметили, что ваш ребенок талантлив, как помочь ему максимально раскрыть и развить свои способности? Вот несколько советов:
- Создайте творческую атмосферу дома, поощряйте любознательность и фантазию
- Подберите занятия по интересам ребенка
- Задавайте открытые вопросы, стимулирующие нестандартное мышление
Конечно, навязывать какое-то определенное направление не стоит. Важно дать возможность ребенку самому выбрать, чем ему хочется заниматься исходя из его склонностей.
Исторический взгляд на гениальность
Интересно проследить, как менялось представление о феномене гениальности на протяжении истории. По словам философа В. Ланге, само понятие «гений» возникло примерно в конце XVII века. До этого гением называли некое существо, наделенное сверхъестественными способностями.
В эпоху Возрождения резко вырос интерес к творческой одаренности, гениальности на фоне общего подъема искусства и наук. Французский философ Декарт писал:
Разум дан каждому человеку в равной мере.
Однако позже мыслители Просвещения вернулись к идее избранности гениев. Например, Дидро отмечал:
Способности даны людям в неравной мере.
Талант в искусстве и науке
Примеров яркой гениальности в истории человечества великое множество. Это величайшие художники и композиторы, писатели и поэты, ученые и изобретатели. Их имена хорошо известны. Это Леонардо да Винчи и Моцарт, Пушкин и Шекспир, Эйнштейн и Ньютон. Каждый из них внес огромный вклад в развитие человеческой культуры и науки.
Благодаря таким личностям, человечество смогло сделать много открытий, изобрести полезные вещи, создать бессмертные произведения литературы и искусства.
Гении определяют направление, в котором будет развиваться человеческая мысль на столетия вперед.
Развитие собственных способностей
А как обычному человеку раскрыть свой потенциал и развить задатки хотя бы до уровня таланта? Вот несколько практических советов:
- Определите свои сильные стороны и интересы
- Найдите единомышленников и наставников
- Много практикуйтесь в выбранной сфере
- Анализируйте ошибки и устраняйте "слабые места"
- Постоянно учитесь и совершенствуйтесь
Конечно, не каждому дано стать великим художником или нобелевским лауреатом. Но любой человек может развить свои способности настолько, чтобы:
- Заниматься любимым делом
- Добиваться успеха в профессии
- Приносить пользу окружающим
Главное - это желание самосовершенствоваться и идти к своей цели.
Выводы
Итак, мы разобрались в различиях между такими понятиями как талант, гениальность и одаренность. Узнали, от чего зависит их формирование, как создать необходимые условия.
Конечно, гениальность - явление исключительно редкое. Но каждый человек может развить свои способности до уровня таланта в той или иной сфере при желании и упорстве.