Талант и гениальность: факторы и условия для их формирования

Гениальность или талант? Этот вопрос волнует многих. Давайте разберемся, что это такое, в чем разница между понятиями и какие факторы влияют на их формирование.

Определение понятий таланта и гениальности

Что такое талант? Это высокоразвитые способности в определенной сфере деятельности. Талантливый человек может достичь выдающихся результатов в своей области.

А что такое гениальность? Это высшая степень таланта, возможность создавать по-настоящему уникальные, выдающиеся творения, которые оказывают огромное влияние и остаются в истории.

Особенности гениальности по сравнению с талантом в том, что она является чем-то бессознательным и появляется неожиданно.

Психологи вывели своеобразную формулу гения:

Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) × активность психики

Существует несколько критериев, по которым определяют, является ли научное открытие гениальным:

  • Оно кардинально меняет представление о какой-либо области знаний.
  • Значимость открытия со временем только возрастает.
  • Оно намного опережает уровень науки своего времени.
  • После него открывается множество новых направлений для исследований.

Теории происхождения таланта и гениальности

Существуют два основных подхода к объяснению природы гениальности:

  1. Эгалитарный - утверждает, что гении ничем принципиально не отличаются от остальных, просто обладают всеми качествами в превосходной степени.
  2. Элитарный - говорит, что гении кардинально отличаются, представляют собой новое эволюционное качество, уникальную человеческую сущность.

Какой из подходов верен - до сих пор неясно. Ученые продолжают искать ответ на этот вопрос.

Некоторые считают, что гениальность невозможно унаследовать или передать по наследству. При этом большинство гениев в истории - мужчины. Возможно, это связано с особенностями мышления и восприятия мира у разных полов.

Условия для развития одаренности

Какие факторы необходимы, чтобы талант смог раскрыться в полной мере и перерасти в гениальность? Прежде всего, нужна благоприятная творческая атмосфера, возможность экспериментировать, пробовать себя в разных направлениях, ошибаться и исправлять ошибки. Также важна практика - только постоянно тренируя и развивая свои способности, можно достичь настоящих высот.

Ученый Н.В. Гончаренко выделил 4 основных фактора, необходимых для становления гения:

  • высокий уровень базовых способностей
  • склонность к творческому мышлению
  • высокая работоспособность и мотивация
  • благоприятная культурно-историческая ситуация

Задатки и способности

Часто путают такие понятия, как «задатки» и «способности». Давайте разберемся, в чем их отличие.

Задатками называют врожденные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы. Они задают лишь потенциал, возможность в будущем развить те или иные способности. Например, ребенок с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов имеет задатки к занятиям спортом, музыкой, танцами. Но сами по себе задатки еще ничего не значат, если их не развивать дальше.

Способностями называют уже сформировавшиеся в процессе деятельности и обучения умения выполнять что-либо хорошо и с легкостью.

Любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг.

Это слова ученого Н. Дубинина. Действительно, потенциал человеческого мозга практически безграничен. Но большинство так и не использует и малой толики своих задатков и возможностей.

Этапы формирования таланта

Как задатки перерастают в талант и далее в гениальность? Рассмотрим последовательность этапов:

  1. Задатки - врожденная предрасположенность
  2. Способности - развитие задатков в процессе деятельности
  3. Одаренность - способности выше среднего
  4. Талант - высокоразвитые способности в конкретной сфере
  5. Гениальность - высшая степень таланта, создание уникальных творений

Среди одаренных детей различают два типа:

  • Явная одаренность - рано проявляющиеся незаурядные способности в определенной области.
  • Скрытая одаренность - задатки проявляются не столь явно, носители часто остаются незамеченными.

Как определить одаренность у ребенка? На это указывают такие признаки:

  • Неутомимая любознательность
  • Раннее развитие речи и мышления
  • Богатое воображение
  • Хорошая память
  • Высокие достижения в сфере интересов

Мнения известных философов

Как же известные мыслители прошлого относились к феноменам таланта и гениальности?

Например, древнегреческий философ Платон считал, что источником творчества является особый вид вдохновения, ниспосланный свыше:

Проявление одаренности Платон рассматривает на примере творчества. Источником и причиной творчества служит одаренность - особый вид вдохновения, сообщаемый художнику высшими и по природе своей недоступными ни вызову, ни какому-либо сознательному воздействию божественными силами.

Другой известный философ древности Сенека также считал талант даром свыше:

Одаренный или гениальный человек, по мнению Сенеки, - это тот, кому боги даровали особую милость в виде мудрости и таланта.

В эпоху Возрождения появляется понимание, что талант - это прежде всего упорный, кропотливый труд, а не только вдохновение свыше. Например, да Винчи говорил:

Кисти следует подчинять разуму.

Талант vs гений: сходства и различия

Чем похожи, а чем отличаются талант и гениальность?

Общим для этих понятий является наличие выдающихся природных способностей, значительно превосходящих средний уровень, и возможность достигнуть высоких результатов в определенном виде деятельности.

Отличия заключаются в следующем:

  • Гениальность - более высокая, редкая степень одаренности
  • Талант чаще всего проявляется в конкретной сфере, гениальность может охватывать разные области
  • Гениальные творения обладают уникальностью и оказывают огромное влияние
  • Гениев в истории намного меньше, чем талантливых людей

Как воспитать одаренного ребенка

Если вы заметили, что ваш ребенок талантлив, как помочь ему максимально раскрыть и развить свои способности? Вот несколько советов:

  1. Создайте творческую атмосферу дома, поощряйте любознательность и фантазию
  2. Подберите занятия по интересам ребенка
  3. Задавайте открытые вопросы, стимулирующие нестандартное мышление

Конечно, навязывать какое-то определенное направление не стоит. Важно дать возможность ребенку самому выбрать, чем ему хочется заниматься исходя из его склонностей.

Исторический взгляд на гениальность

Интересно проследить, как менялось представление о феномене гениальности на протяжении истории. По словам философа В. Ланге, само понятие «гений» возникло примерно в конце XVII века. До этого гением называли некое существо, наделенное сверхъестественными способностями.

В эпоху Возрождения резко вырос интерес к творческой одаренности, гениальности на фоне общего подъема искусства и наук. Французский философ Декарт писал:

Разум дан каждому человеку в равной мере.

Однако позже мыслители Просвещения вернулись к идее избранности гениев. Например, Дидро отмечал:

Способности даны людям в неравной мере.

Талант в искусстве и науке

Примеров яркой гениальности в истории человечества великое множество. Это величайшие художники и композиторы, писатели и поэты, ученые и изобретатели. Их имена хорошо известны. Это Леонардо да Винчи и Моцарт, Пушкин и Шекспир, Эйнштейн и Ньютон. Каждый из них внес огромный вклад в развитие человеческой культуры и науки.

Благодаря таким личностям, человечество смогло сделать много открытий, изобрести полезные вещи, создать бессмертные произведения литературы и искусства.

Гении определяют направление, в котором будет развиваться человеческая мысль на столетия вперед.

Развитие собственных способностей

А как обычному человеку раскрыть свой потенциал и развить задатки хотя бы до уровня таланта? Вот несколько практических советов:

  1. Определите свои сильные стороны и интересы
  2. Найдите единомышленников и наставников
  3. Много практикуйтесь в выбранной сфере
  4. Анализируйте ошибки и устраняйте "слабые места"
  5. Постоянно учитесь и совершенствуйтесь

Конечно, не каждому дано стать великим художником или нобелевским лауреатом. Но любой человек может развить свои способности настолько, чтобы:

  • Заниматься любимым делом
  • Добиваться успеха в профессии
  • Приносить пользу окружающим

Главное - это желание самосовершенствоваться и идти к своей цели.

Выводы

Итак, мы разобрались в различиях между такими понятиями как талант, гениальность и одаренность. Узнали, от чего зависит их формирование, как создать необходимые условия.

Конечно, гениальность - явление исключительно редкое. Но каждый человек может развить свои способности до уровня таланта в той или иной сфере при желании и упорстве.

Комментарии