Что такое фрагмент: определение, разновидности, функции

Вы когда-нибудь задумывались, что означает слово "фрагмент"? А встречали ли фрагменты в литературе или других видах искусства? Давайте разберемся, что это такое.

Определение понятия "фрагмент"

Слово "фрагмент" имеет латинские корни и в буквальном переводе означает "кусок", "осколок", "обломок". В словарях дается следующее определение:

Фрагмент - это часть чего-либо композиционно целого, обычно художественного или музыкального произведения.

Основные признаки фрагмента:

  • Незавершенность
  • Обрывочность
  • Фрагмент может представлять собой как часть бОльшего целого, так и автономное произведение

Синонимами к слову "фрагмент" являются отрывок, обломок, осколок. Гипероним - часть, гипонимы - отрывок текста, отрывок музыкального произведения и так далее.

Виды и функции фрагментов

Существует несколько разновидностей фрагментов:

  1. Незавершенные произведения - романы, поэмы, картины, скульптуры, здания, которые авторы не успели или не смогли закончить. Пример - роман Ф. Кафки "Процесс".

  2. Целенаправленное использование формы фрагмента - когда авторы сознательно создают произведение как фрагмент для выражения определенной идеи или настроения. Например, "Кубла Хан" Кольриджа.

  3. Фрагментарность как художественный принцип - когда вся композиция произведения строится на контрасте и столкновении разрозненных фрагментов. Яркий пример - роман "Улисс" Джеймса Джойса.

Использование фрагментов позволяет авторам:

  • Передать ощущение хаотичности и дисгармонии окружающего мира
  • Создать эффект таинственности и недосказанности
  • Экспериментировать с формой

Далее мы подробно разберем, как зарождался и эволюционировал фрагмент как явление в искусстве.

История возникновения и эволюции фрагмента

Первые образцы сознательного обращения к фрагменту как жанру мы находим еще в XVIII веке. Английская поэтесса Энн Финч называет ряд своих стихотворений именно "фрагментами". В то время это слово ассоциировалось прежде всего с остатками античной поэзии и скульптуры, которые вызывали интерес и восхищение.

Настоящий расцвет фрагмента приходится на эпоху романтизма. Романтики видели в фрагменте идеальное воплощение своих эстетических принципов:

  • Культ индивидуальности и субъективности
  • Установка на незавершенность как выражение бесконечности
  • Интерес к экзотике и таинственному

Одним из ключевых теоретиков и практиков фрагмента в романтизме был немецкий философ Фридрих Шлегель. Он публикует сборник "Критические фрагменты", который должен был стать подготовительным этапом для создания грандиозной "универсальной книги" о мироздании. Однако этот главный труд так и не был написан.

Другой крупный романтик, Новалис, в своей книге "Цветочная пыльца" также использует именно форму фрагментов - небольших законченных высказываний на разные темы.

Несовершенное в виде фрагмента терпимо — значит, эту форму выражения можно рекомендовать тому, кто еще не вполне созрел.

Новалис

Многие романтики воспринимали фрагмент как переходную форму к некоему идеальному, но недостижимому синтезу.

Фрагмент в русской литературе

Идеи европейского романтизма оказали большое влияние и на русскую литературу. Здесь традиция фрагмента закладывается такими авторами, как Батюшков, Вяземский, Пушкин. Они перенимают как само слово "фрагмент", так и соответствующую поэтику.

У Пушкина мы находим стихотворные отрывки, которые сам поэт называет "фрагментами": "Гроб юноши", "Дионея" и другие. Это лирические миниатюры, не связанные общим сюжетом, но передающие одно настроение.

"Фрагмент" у Батюшкова и Вяземского

Другие видные представители "золотого века" русской поэзии - Константин Батюшков и Петр Вяземский - также внесли вклад в развитие жанра литературного фрагмента. Они создавали короткие зарисовки, этюды, наброски на разные темы.

И Батюшков, и Вяземский находились под сильным влиянием европейской романтической традиции. Поэтому для них характерны те же установки на фрагментарность, обрывочность, недосказанность, которые были свойственны и их западным современникам.

Что такое фрагмент в философии и литературе XX века

Идея фрагмента как самодостаточного и самоценного явления получает новое развитие в XX столетии. Мыслители и писатели этой эпохи развивают несколько ключевых подходов к пониманию фрагментарности:

  1. Фрагмент как выражение хаотичности и дробности бытия. Такой взгляд мы находим у Шопенгауэра, Ницше, Эмиля Чорана.

  2. Фрагмент как "литература факта" - запись случайных впечатлений, мыслей, наблюдений без обработки и обобщения. Этот подход развивали Эжен Журдан, Луи Арагон, Жорж Перек.

  3. Фрагмент как осознанный эксперимент с формой. Так трактовали фрагменты сюрреалисты, а также такие авторы, как Хулио Кортасар, Хорхе Луис Борхес.

Комментарии