Деятельность: что это за термин в психологии

Деятельность - ключевое понятие в психологии. Без активности нет развития личности. Давайте разберемся, что представляет собой деятельность с точки зрения психологической науки.

Определение деятельности в психологии

Деятельность это в психологии - это динамическая система взаимодействий человека с окружающим миром. В ходе деятельности индивид целенаправленно воздействует на объект для удовлетворения своих потребностей.

Деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.

Таким образом, деятельность это в психологии - фундаментальный процесс, который:

  • Формирует личность человека
  • Является основой психического развития
  • Обеспечивает связь индивида с окружающим миром

Содержание деятельности включает познавательные (восприятие, память, мышление), эмоциональные и волевые компоненты.

Особенности человеческой деятельности

Деятельность человека качественно отличается от активности животных. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:

  1. Целесообразность
  2. Предметность
  3. Сознательный характер
  4. Творческий характер
  5. Общественно-историческая природа
  6. Структурность

Рассмотрим эти характеристики подробнее.

Целесообразность означает, что деятельность человека всегда направлена на достижение осознанной цели. Цель определяет способы и средства осуществления деятельности.

Предметность подразумевает, что в деятельности человек имеет дело не просто с окружающей средой в целом, а с конкретными предметами, на которые эта деятельность направлена.

Сознательность означает, что деятельность регулируется и корректируется на основе мышления и других психических процессов.

Творческий характер проявляется в способности человека к созиданию новых целей, способов действий, идей.

Общественно-историческая природа говорит о том, что содержание и формы деятельности определяются культурой и укладом того общества, в котором живет человек.

Структурность означает, что деятельность представляет собой иерархическую систему взаимосвязанных действий, операций и актов.

Классификация видов деятельности

Существует множество оснований для классификации видов деятельности в психологии. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

По предмету, на который направлена деятельность, выделяют:

  • Трудовую деятельность (предмет - материальные или духовные ценности)
  • Познавательную деятельность (предмет - окружающий мир)
  • Ценностно-ориентационную деятельность (предмет - смысл жизни, ценности)
  • Художественную деятельность (предмет - прекрасное)

Исходя из главных мотивов, побуждающих к деятельности, выделяют:

  • Игровую деятельность (мотив - интерес, удовольствие)
  • Учебную деятельность (мотив - овладение знаниями)
  • Трудовую деятельность (мотив - создание общественно-полезного продукта)

По способу реализации различают:

  • Внешнюю (материальную) деятельность
  • Внутреннюю (психическую, умственную) деятельность

По работе физиологических систем организма выделяют:

  • Перцептивную деятельность (работа органов чувств)
  • Мнемическую деятельность (работа механизмов памяти)
  • Мыслительную деятельность (работа мышления)

По уровню эмоциональности различают:

  • Высокоэмоциональную деятельность
  • Эмоционально-нейтральную деятельность

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность направлена на создание материальных или духовных ценностей, имеющих общественное значение. Она социально обусловлена и осознанна. Трудовое производство регулируется психологией труда.

Особенности трудовой деятельности:

  • Наличие мотивации в виде вознаграждения
  • Четкое структурирование целей, действий и операций
  • Необходимость приложения усилий и преодоления трудностей
  • Возможность самореализации и развития способностей

Учебная деятельность

Учебная деятельность представляет собой целенаправленное усвоение человеком знаний, умений и навыков. Она является важной составляющей процесса обучения, включающего взаимодействие учителя и учеников.

Особенности учебной деятельности:

  • Наличие познавательной мотивации
  • Активная мыслительная работа
  • Управление вниманием и запоминанием
  • Самоконтроль и самооценка

Игровая деятельность

Игровая деятельность заключается в условном воспроизведении человеком реальной действительности. В игре моделируются социальные отношения, осваивается опыт поколений.

Общение (коммуникативная деятельность)

Общение представляет собой сложный процесс взаимодействия людей, включающий коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию:

  1. Коммуникативный аспект общения. Коммуникативный аспект общения заключается в обмене информацией между участниками коммуникации с помощью различных средств (речь, мимика, жесты и др.). Эффективность коммуникации зависит от понимания используемых знаковых систем.
  2. Интерактивный аспект общения. Интерактивный аспект подразумевает организацию взаимодействия между общающимися индивидами. Он предполагает обмен не только знаниями и идеями, но и действиями.
  3. Перцептивный аспект общения. Перцептивный (восприятие друг друга) аспект общения состоит в формировании образов коммуникативных партнеров и установок по отношению друг к другу в процессе взаимодействия.
Комментарии