Деятельность: что это за термин в психологии
Деятельность - ключевое понятие в психологии. Без активности нет развития личности. Давайте разберемся, что представляет собой деятельность с точки зрения психологической науки.
Определение деятельности в психологии
Деятельность это в психологии - это динамическая система взаимодействий человека с окружающим миром. В ходе деятельности индивид целенаправленно воздействует на объект для удовлетворения своих потребностей.
Деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.
Таким образом, деятельность это в психологии - фундаментальный процесс, который:
- Формирует личность человека
- Является основой психического развития
- Обеспечивает связь индивида с окружающим миром
Содержание деятельности включает познавательные (восприятие, память, мышление), эмоциональные и волевые компоненты.
Особенности человеческой деятельности
Деятельность человека качественно отличается от активности животных. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:
- Целесообразность
- Предметность
- Сознательный характер
- Творческий характер
- Общественно-историческая природа
- Структурность
Рассмотрим эти характеристики подробнее.
Целесообразность означает, что деятельность человека всегда направлена на достижение осознанной цели. Цель определяет способы и средства осуществления деятельности.
Предметность подразумевает, что в деятельности человек имеет дело не просто с окружающей средой в целом, а с конкретными предметами, на которые эта деятельность направлена.
Сознательность означает, что деятельность регулируется и корректируется на основе мышления и других психических процессов.
Творческий характер проявляется в способности человека к созиданию новых целей, способов действий, идей.
Общественно-историческая природа говорит о том, что содержание и формы деятельности определяются культурой и укладом того общества, в котором живет человек.
Структурность означает, что деятельность представляет собой иерархическую систему взаимосвязанных действий, операций и актов.
Классификация видов деятельности
Существует множество оснований для классификации видов деятельности в психологии. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
По предмету, на который направлена деятельность, выделяют:
- Трудовую деятельность (предмет - материальные или духовные ценности)
- Познавательную деятельность (предмет - окружающий мир)
- Ценностно-ориентационную деятельность (предмет - смысл жизни, ценности)
- Художественную деятельность (предмет - прекрасное)
Исходя из главных мотивов, побуждающих к деятельности, выделяют:
- Игровую деятельность (мотив - интерес, удовольствие)
- Учебную деятельность (мотив - овладение знаниями)
- Трудовую деятельность (мотив - создание общественно-полезного продукта)
По способу реализации различают:
- Внешнюю (материальную) деятельность
- Внутреннюю (психическую, умственную) деятельность
По работе физиологических систем организма выделяют:
- Перцептивную деятельность (работа органов чувств)
- Мнемическую деятельность (работа механизмов памяти)
- Мыслительную деятельность (работа мышления)
По уровню эмоциональности различают:
- Высокоэмоциональную деятельность
- Эмоционально-нейтральную деятельность
Трудовая деятельность
Трудовая деятельность направлена на создание материальных или духовных ценностей, имеющих общественное значение. Она социально обусловлена и осознанна. Трудовое производство регулируется психологией труда.
Особенности трудовой деятельности:
- Наличие мотивации в виде вознаграждения
- Четкое структурирование целей, действий и операций
- Необходимость приложения усилий и преодоления трудностей
- Возможность самореализации и развития способностей
Учебная деятельность
Учебная деятельность представляет собой целенаправленное усвоение человеком знаний, умений и навыков. Она является важной составляющей процесса обучения, включающего взаимодействие учителя и учеников.
Особенности учебной деятельности:
- Наличие познавательной мотивации
- Активная мыслительная работа
- Управление вниманием и запоминанием
- Самоконтроль и самооценка
Игровая деятельность
Игровая деятельность заключается в условном воспроизведении человеком реальной действительности. В игре моделируются социальные отношения, осваивается опыт поколений.
Общение (коммуникативная деятельность)
Общение представляет собой сложный процесс взаимодействия людей, включающий коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию:
- Коммуникативный аспект общения. Коммуникативный аспект общения заключается в обмене информацией между участниками коммуникации с помощью различных средств (речь, мимика, жесты и др.). Эффективность коммуникации зависит от понимания используемых знаковых систем.
- Интерактивный аспект общения. Интерактивный аспект подразумевает организацию взаимодействия между общающимися индивидами. Он предполагает обмен не только знаниями и идеями, но и действиями.
- Перцептивный аспект общения. Перцептивный (восприятие друг друга) аспект общения состоит в формировании образов коммуникативных партнеров и установок по отношению друг к другу в процессе взаимодействия.