Биологическая и социальная сущность человека: две стороны одной медали
Биологическая и социальная сущность человека - вечная загадка, интересующая ученых на протяжении веков. Каково соотношение этих начал и что первично - природа или общество?
Биологическая природа человека - это физиологические потребности и инстинкты
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии - строении тела, органов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность. К биологическим особенностям относятся физиологические потребности (в пище, воде, сне и пр.) и инстинкты. Хотя человек и может подавлять инстинкты разумом и волей, полностью отказаться от удовлетворения биологических нужд он не в силе.
Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть все то, что дала человеку природа, каким он родился.
Социальная сущность человека - это сознание, речь, труд
В отличие от животного, человек неразрывно связан с обществом. Социальная сущность проявляется в наличии таких качеств, как:
- Сознание и разум.
- Речь.
- Способность к труду.
- Чувство ответственности.
Полноценное формирование этих качеств происходит только посредством социализации - усвоения норм и ценностей того общества, в котором живет человек.
Биологическое и социальное начало в человеке неразрывно связаны
Несмотря на внешние различия, биологическая и социальная сущности человека тесно переплетены и влияют друг на друга. Биологические факторы могут обуславливать некоторые черты характера и поведение, а социальные нормы часто диктуют режим и качество питания, репродуктивное поведение.
Биологические факторы | Социальные факторы |
Пол, возраст | Семья, школа |
Темперамент | Средства массовой информации |
Как видно из приведенной таблицы, представленные группы факторов тесно переплетены между собой.
Биологические и социальные особенности человека отличают его от животного
Существует ряд принципиальных отличий человека от животных:
- Человек способен целенаправленно изменять окружающую среду под свои нужды, животные вынуждены приспосабливаться к условиям обитания.
- Человек обладает разумом, речью, абстрактным мышлением, животные этого лишены.
- У человека потребности постоянно изменяются и возрастают, у животных - фиксированы от рождения.
Человек обладает сознанием, свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. относится к ней осмысленно, изменяет, планирует, животное тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.
Таким образом, наличие разума и сознания резко выделяет человека из животного мира. Это отражено в формуле:
Человек = Биологическое + Социальное + Сознание
Биологические свойства человека обусловлены его природой
К основным биологическим свойствам человека относятся:
- Анатомическое строение.
- Физиологические процессы в организме.
- Наследственность.
- Инстинкты и безусловные рефлексы.
Эти свойства заложены генетически и передаются из поколения в поколение в процессе биологической эволюции. Они позволяют организму человека функционировать как живой системе.
Социальные свойства приобретаются в обществе
В отличие от биологических, социальные свойства формируются в процессе жизни индивида в человеческом обществе. К ним относятся:
- Язык и речь.
- Навыки трудовой деятельности.
- Способность к обучению.
- Моральные и эстетические ценности.
Эти свойства не передаются генетически, а приобретаются в ходе социализации и коммуникации между людьми.
Взаимосвязь биологических и социальных свойств человека
Хотя биологические и социальные свойства человека кажутся независимыми, на самом деле они тесно взаимосвязаны.
Так, способность к речи и языку изначально заложена в анатомическом строении речевого аппарата. Но без социального окружения и коммуникации с другими людьми эта способность не может развиться в полной мере.
Сходным образом, хотя человек изначально наделен творческими задатками и стремлением к познанию мира, полноценно проявиться они могут лишь при наличии соответствующего мотивирующего социального окружения.
Так происходит синтез и взаимное усиление изначальных биологических и приобретаемых социальных свойств.
Роль социальных свойств в формировании личности
В отличие от индивида как представителя биологического вида, личность характеризуется комплексом социально-значимых качеств и черт характера.
К ним можно отнести:
- Мировоззрение.
- Наличие убеждений.
- Самосознание.
- Целеустремленность и мотивация.
Именно социальные факторы во многом определяют то, каким образом у того или иного человека сформируется личность, насколько полно реализуются его потенциальные способности и таланты.
Роль биологических факторов в формировании индивидуальности
Под индивидуальностью понимается совокупность уникальных черт, отличающих данного человека от всех остальных. К таким чертам относятся:
- Внешность.
- Темперамент.
- Особенности мышления.
- Своеобразие интересов и склонностей.
Во многом эти черты обусловлены генетически и являются результатом уникального набора генов каждого отдельного индивида.
Влияние культурной среды на социализацию
Хотя все люди проходят процесс социализации, его конкретные проявления во многом зависят от культуры и традиций того общества, в котором живет человек.
Так, в рамках разных этносов и социальных групп могут воспитываться совершенно разные комплексы моральных и культурных ценностей, социальных норм поведения.
Динамика биологических и социальных изменений человека
С возрастом в организме человека происходят определенные биологические изменения, которые неизбежно сказываются на его социальных проявлениях.
Так, снижение физической активности и когнитивных способностей в пожилом возрасте ограничивает социальное участие человека, влияет на его статус и роли в обществе.
Биосоциальная природа человека и социальная инженерия
Знания о взаимосвязи биологических и социальных факторов легли в основу многих социально-политических теорий и практик прошлого.
К примеру, идеология расового превосходства базировалась на манипулятивном использовании представлений о генетической обусловленности интеллекта и социального статуса разных народов.
Этические вопросы биосоциальных исследований человека
Современные достижения генетики, нейробиологии и других наук открывают беспрецедентные возможности воздействия на биологическую природу человека.
Однако это ставит сложные эстетические, правовые и социальные вопросы относительно допустимых пределов такого вмешательства, которые еще предстоит решить обществу.
Различия в биологических и социальных проявлениях у мужчин и женщин
Наряду с общими чертами, обусловленными принадлежностью к роду человеческому, между мужчинами и женщинами существует ряд биологических и поведенческих различий.
Так, женщины отличаются большей эмоциональностью, способностью к сопереживанию, мужчины - более выраженными лидерскими качествами и склонностью к риску.
Гендерные стереотипы в обществе
На основании биологических различий в обществе исторически сложились определенные гендерные стереотипы - упрощенные представления о роли и характерных качествах мужчин и женщин.
Однако часто эти стереотипы не имеют под собой реальных оснований и могут негативно сказываться как на самореализации личности, так и на эффективности профессиональной деятельности людей.
Гендерный подход в изучении биосоциальной природы человека
Для преодоления гендерных стереотипов и предрассудков важен дифференцированный подход к изучению биологических и социальных характеристик и потребностей мужчин и женщин.
Это позволит корректировать и оптимизировать условия социализации, образования и трудовой деятельности с учетом реальных психофизиологических особенностей гендерных групп.
Индивидуальный подход: стандартизация и унификация
Глубокое понимание механизмов биосоциальной природы человека демонстрирует ограниченность подходов, стремящихся к избыточной стандартизации и единообразию социальных институтов и практик без учета индивидуальных различий между людьми.
Перспективы изучения биосоциальной природы человека
Дальнейшее изучение генетических, нейрофизиологических, поведенческих и социально-психологических аспектов природы человека открывает большие возможности для оптимизации социальной среды с целью наиболее полной реализации потенциала личности во всем многообразии ее индивидуальных проявлений.