Театральное наследие Аркадия Райкина
Аркадий Райкин - великий мастер сцены, чей талант и обаяние покорили сердца миллионов зрителей. Его имя неразрывно связано с историей отечественной эстрады и театра. Райкин обладал уникальным даром сочетать острую сатиру и лиризм, мастерством импровизации и перевоплощения. Почему же его наследие не теряет актуальности и сегодня?
Детство и юность будущего маэстро
Аркадий Райкин родился 24 октября 1911 года в Риге. Его отец Исаак Давидович работал портовым бракером, мать Елизавета Борисовна была акушеркой. Во время Первой мировой семья вынуждена была бежать из Риги сперва в Рыбинск, а в 1922 году перебраться в Петроград.
Уже в детстве Аркадий увлекся театром - ходил на спектакли и занимался в драмкружке. Поворотным моментом стало посещение концерта Федора Шаляпина, после которого юный Райкин твердо решил стать артистом. Это вызвало резкое неприятие отца, мечтавшего видеть сына скрипачом или врачом. Но Аркадий был непреклонен.
В 1935 году Райкин поступает в Ленинградский техникум сценических искусств на курс В.Н. Соловьева - ученика и последователя Мейерхольда. Параллельно берет уроки пантомимы у мастера жанра М.Н. Савоярова. Уже первые эстрадные номера Райкина были построены на пластике и мимике, без единого слова.
Военные годы Райкин встретил в должности худрука Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Вместе с труппой артист давал концерты на фронте, выступал на кораблях Балтийского флота, несколько раз чудом избежав гибели.
После окончания техникума Райкин играет в Театре рабочей молодежи, затем в Театре Ленсовета. Одновременно снимается в кинофильмах "Огненные годы" и "Доктор Калюжный".
Становление таланта
Настоящее признание пришло к Райкину осенью 1939 года на I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Лауреатство открыло ему двери Ленинградского театра эстрады и миниатюр, в котором он выступал с эстрадными номерами и вел конферанс.
Военные годы Райкин встретил в должности худрука этого театра. Вместе с труппой артист давал концерты на фронте, выступал на кораблях Балтийского флота, несколько раз чудом избежав гибели. За это он был награжден орденом Отечественной войны II степени.
В послевоенные годы Райкин активно работает в театре эстрады, также снимается в нескольких фильмах. В соавторстве с В.С. Поляковым создает первые сатирические программы, такие как "На чашку чая" и "Откровенно говоря". Его выступления на радио и телевидении пользовались огромной популярностью.
Особенно полюбились зрителям номера Райкина, где он молниеносно перевоплощался в разные образы. Уже в 1950-е годы слава Райкина выходит за пределы СССР - артиста приглашают с гастролями в европейские страны.
Расцвет таланта
Талант Аркадия Райкина достиг настоящего расцвета в 1960-1970-е годы, когда его популярность в СССР была поистине национальной. Райкин по-прежнему оставался бессменным худруком Ленинградского театра миниатюр, собрав вокруг себя плеяду блестящих актеров.
Среди его соавторов были лучшие советские юмористы - В. Поляков, М. Жванецкий, братья Аркадий и Григорий Хайты. В это время Райкиным были созданы знаменитые программы "Светофор" и "Монологи, диалоги, фельетоны".
Выступления Райкина, сочетавшие сатиру с лирикой, мастерство импровизации с глубиной психологизма, пользовались шумным успехом. Залы были переполнены, билеты на спектакли раскупались на месяцы вперед.
В 1964 году театр Райкина с большим успехом гастролировал в Великобритании. Британская The Times назвала его комическим гением, советским Чарли Чаплиным. А по возвращении на родину артиста ждала высшая награда - звание Народный артист СССР.
Одна из самых больших заслуг Райкина состоит в том, что он представляет собой полную противоположность отвратительным, «смешным до тошноты» комикам, которых мы в таком изобилии импортируем из Соединенных Штатов. У Райкина есть что-то от Чарли Чаплина: удивительная способность живо и наглядно изображать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаются в пояснении. Он обладает даром проникать в самую глубь человеческих чувств… Мне никогда не приходилось видеть такой игры!
Из статьи критика лондонской газеты Times, 1970-е годы
Новые вершины мастерства
Получение высшего звания страны лишь подстегнуло творческую активность Райкина. В 1966 году им была поставлена яркая сатирическая программа "Материк", а в 1967 - лирико-юмористическая "Женщины". Обе имели колоссальный успех у зрителей.
В 1970 году Райкин расстается со своим давним соавтором Михаилом Жванецким, увольняя того из труппы. Но даже без Жванецкого Райкин продолжает удивлять зрителей - так появляются яркие программы "Браво, Райкин!" и "Здравствуйте!".
Личная жизнь мастера
В личной жизни Райкин тоже познал и радости, и драмы. Его супругой стала актриса Руфь Марковна Райкина-Иоффе. У них родились дочь Екатерина и сын Константин, пошедшие по стопам отца.
Константин Райкин впоследствии возглавил основанный отцом театр "Сатирикон" и продолжает дело Аркадия Исааковича по сохранению традиций отечественной эстрады. А Екатерина Райкина тоже стала актрисой.
Поздний период творчества
В начале 1980-х годов у Райкина обострились разногласия с ленинградскими властями. В итоге в 1982 году он добился разрешения Л.И. Брежнева на перевод театра в Москву.
Так в столице появился Государственный театр миниатюр, вскоре переименованный в "Сатирикон" имени А.И. Райкина. Здесь маэстро поставил несколько новых успешных программ.
Феномен Аркадия Райкина
Чем же объясняется феномен популярности Райкина, сохраняющейся и по сей день?
- Умением совмещать в своем творчестве сатиру и лиризм, остроумие и глубокий психологизм;
- Талантом мгновенного перевоплощения в самые разные и яркие характеры;
- Мастерством импровизации и умением держать контакт со зрителями;
- Преданностью театру и верностью высоким эстетическим критериям.
Этим качествам уже почти сто лет остается верна публика нескольких поколений, по достоинству оценившая талант великого Райкина.