Сергей Михайлович Эйзенштейн - великий советский кинорежиссер
Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948) - выдающийся советский кинорежиссер и теоретик кино, внесший огромный вклад в развитие киноискусства.
Детство и юность
Эйзенштейн родился в 1898 году в Риге в семье архитектора. В детстве увлекался рисованием, изучал иностранные языки и музыку. В 1915 году поступил в Петроградский институт гражданских инженеров, но проучился недолго.
Революция дала мне в жизни самое для меня дорогое — это она сделала меня художником. Если бы не революция, я бы никогда не «расколотил» традиции — от отца к сыну в инженеры. Задатки, желания были, но только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения.
В 1917 году Эйзенштейн участвовал в революционных событиях, служил в Красной Армии. Работал художником и режиссером в театрах и агитпоездах. Так сформировался его интерес к театру и кино.
Начало кинокарьеры
В начале 1920-х годов Эйзенштейн начал работать в кино. Его первой заметной работой стал фильм "Стачка" (1925). Это был экспериментальный фильм, где Эйзенштейн впервые применил свой метод "монтажа аттракционов" - монтажа отдельных кадров для создания нужного эмоционального эффекта.
"С м Эйзенштейн" вскоре создал свой самый известный фильм - "Броненосец «Потемкин»" (1925). Этот фильм о восстании матросов в 1905 году является образцом киноискусства. Новаторская режиссура, необычные ракурсы, ритм монтажа - все это произвело огромное впечатление на зрителей.
В 1958 году в результате опроса киноведов из 26 стран в рамках Всемирной выставки в Брюсселе «Броненосец „Потемкин“» был признан «лучшим фильмом всех времен и народов».
Неожиданные метафоры, необычная композиция кадра, яркий монтажный ритм — все это обеспечило картине успех во всем мире. "Броненосцу" присуждали награды, критики признавали его лучшим фильмом всех времен и народов. И до сих пор включают в рейтинги шедевров кино.
Чарли Чаплин назвал "Потемкина" лучшей картиной в мире, а основатель и первый президент Американской академии киноискусства Дуглас Фэрбенкс говорил, что просмотр ленты стал самым сильным и глубоким переживанием в его жизни. Знаменитой стала сцена расстрела на Потемкинской лестнице — та самая, где есть кадр с катящейся коляской. Эпизод неоднократно цитировали — Коппола в "Крестном отце", Терри Гиллиам в "Бразилии", Брайан де Пальма в "Неприкасаемых".
Эйзенштейн продолжал экспериментировать в последующих работах - фильме "Октябрь" (1928) о революционных событиях 1917 года и незаконченной ленте "Старое и новое" (1929).
Зарубежные поездки
В 1929 году Эйзенштейн отправился в творческую командировку за границу. Он побывал во многих странах Европы и Америки, читал лекции о кино, участвовал в международных конгрессах.
- Посетил США по приглашению Голливуда.
- Работал над неосуществленным проектом фильма в Мексике.
- "С м Эйзенштейн" выступал с докладами о советском кино в Германии, Англии, Бельгии.
В 1932 году Эйзенштейн вернулся в СССР. Его зарубежные поездки подверглись критике со стороны советского руководства.
Возвращение в СССР
С. Эйзенштейн после возвращения в 1932 году подвергся критике со стороны советского руководства. Ему пришлось публично каяться в "ошибках". Некоторое время он не мог найти работу по специальности.
"Бежин луг"
В 1935 году Эйзенштейн приступил к съемкам фильма "Бежин луг" по мотивам рассказа И. С. Тургенева. Фильм получился слишком экспериментальным и после жестокой критики работа над ним была прекращена.
Эйзенштейну пришлось выступить с публичной самокритикой в печати. Статья, написанная им, называется «Ошибки „Бежина луга“».
Единственная сохранившаяся копия фильма была утеряна во время Великой Отечественной войны. До наших дней дошли лишь фотографии со съемочной площадки.
"Александр Невский"
Куда более успешным оказался исторический фильм 1938 года "Александр Невский". Здесь "С м Эйзенштейн" ярко и динамично показал борьбу русского народа с иноземными захватчиками.
Фильм имел большой успех у советской публики и руководства. Эйзенштейн был награжден орденом Ленина.
Патриотизм — наша тема, — писал Эйзенштейн, прямо сравнивая тевтонов-крестоносцев с германскими национал-социалистами.
"Иван Грозный"
Вершиной творчества "С м Эйзенштейн" стала историческая драма "Иван Грозный". Он работал над этим фильмом около 7 лет.
Первая серия вышла на экраны в 1945 году и имела большой успех. Эйзенштейн получил за нее еще одну Сталинскую премию.
Последние годы
В последние годы жизни Эйзенштейн много писал о теории кино, читал лекции и готовил к изданию свои мемуары. Он планировал поставить еще несколько фильмов, но эти планы не осуществились.
Жизнь Эйзенштейна оборвалась внезапно - 11 февраля 1948 года: он умер от сердечного приступа в Москве. Ему было всего 50 лет.
За свою недолгую, но яркую жизнь Эйзенштейн снял всего 7 полнометражных фильмов. Но каждый из них вошел в золотой фонд мирового киноискусства.
Вклад в теорию кино
Помимо режиссуры, Эйзенштейн внес огромный вклад в теорию и эстетику киноискусства. Он разработал концепцию "интеллектуального кино", сочетающего художественные образы с научными и философскими идеями.
Эйзенштейн стремился к синтезу художественных образов и научных понятий в языке кино.
Особенно известна его теория монтажа - метода соединения отдельных кадров в единое произведение. Эйзенштейн выделял 5 видов монтажа:
- Метрический
- Ритмический
- Тональный
- Овертонный
- Интеллектуальный
Благодаря этим приемам монтажа достигался нужный эмоциональный и смысловой эффект.
Педагогическая деятельность
Эйзенштейн и его биография была неразрывно связана с преподаванием. Он читал лекции по теории и истории кино, руководил режиссерской мастерской во ВГИКе.
Среди его учеников - известные кинорежиссеры Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Григорий Александров.
Метод Эйзенштейна-педагога заключался в том, чтобы научить ученика самостоятельно мыслить, находить и решать творческие задачи.
Творческое наследие
За 20 лет творческой деятельностиС.М. Эйзенштейн снял всего 7 полнометражных фильмов. Но значение его наследия трудно переоценить.
Киноведы и по сей день изучают его революционную режиссуру, нестандартное видение, новаторские приемы. Фильмы Эйзенштейна до сих пор вдохновляют режиссеров всего мира.
А его теоретические труды, в частности книга "Неравнодушная природа", являются настольными книгами кинематографистов.
Эйзенштейн-художник
Менее известна другая ипостась С.М. Эйзенштейна - художника и карикатуриста. Он рисовал с детства и оставил после себя уникальное графическое наследие.
- Эскизы декораций и костюмов к спектаклям и фильмам
- Карикатуры на современников
- Шаржи и наброски
- Автопортреты
Всего в архиве Эйзенштейна хранится около 4000 рисунков - своеобразная «визуальная автобиография».
Экранизации произведений
С.М. Эйзенштейн обращался в своем творчестве к произведениям русской и мировой литературы. Он экранизировал:
- Рассказы Тургенева ("Бежин луг")
- Повесть о Невском и походах Александра Невского
- Образ Ивана Грозного
- Роман Т. Драйзера "Американская трагедия" (неосуществленный проект)
Как видно, его интересовала прежде всего история России в лицах и событиях.
Образ в массовой культуре
Со временем Эйзенштейн сам превратился в культовую фигуру, узнаваемый образ. Его черты можно встретить:
- В логотипе киностудии «Мосфильм»
- На полотнах художников
- В высказываниях и афоризмах
- В названиях улиц и кинотеатров
Таким образом, имя Эйзенштейна навсегда вошло в историю кино и культуры.
Наследники и последователи
С.М. Эйзенштейн оказал огромное влияние на несколько поколений кинематографистов. Его идеи и открытия развивали такие режиссеры, как:
- Андрей Тарковский
- Сергей Параджанов
- Элем Климов
Опыт Эйзенштейна по-прежнему актуален и востребован сегодня. Его творческий подход, новаторство и смелость вдохновляют современных кинематографистов.
Визуальный язык
Язык кино Эйзенштейна отличался смелым визуальным решением. Он активно использовал:
- Необычные ракурсы
- Игру света и тени
- Глубину резкости
- Динамичный монтаж
- Яркие метафоры
Эти приемы придавали его картинам особую выразительность и многозначность. Из отдельных кадров складывалось монументальное полотно.
Театральное наследие
Хотя Эйзенштейн больше известен как кинорежиссер, его театральное наследие тоже весьма заметно. Он поставил несколько спектаклей в театрах, среди которых:
- "Мудрец" по пьесе Островского
- Оперы "Валькирия" Вагнера, "Риголетто" Верди
- Экспериментальные спектакли в Пролеткульте
В театре Эйзенштейн тоже пытался применить приемы киномонтажа, создавая динамичные, выразительные постановки.
В литературе и живописи
Образ Эйзенштейна нашел отражение в произведениях литературы и изобразительного искусства. О нем писали:
- Даниил Хармс
- Исаак Бабель
- Владимир Набоков
Его портреты создавали художники Павел Кузнецов, Павел Филонов, Исаак Бродский. Так формировалась иконография кинорежиссера.
В фотографии и живописи
Эйзенштейн с детства увлекался фотографией. Он активно использовал этот опыт в кинематографе, работая над композицией кадра.
Как художник Эйзенштейн предпочитал графические жанры - рисунок, набросок, шарж. Но иногда обращался и к живописи.
- Писал пейзажи, натюрморты маслом и акварелью
- Делал зарисовки архитектурных сооружений во время путешествий
- Создавал автопортреты
В целом его художественный стиль отличался лаконичностью, четкостью линий, динамикой.
Коллекционирование
Эйзенштейн увлекался коллекционированием произведений примитивного искусства.
- Собрал обширную коллекцию японских гравюр
- Коллекционировал мексиканские фетиши, куклы
- Собирал детские рисунки
По его мнению, примитив открывает дорогу к подсознанию, помогает обнажить глубинные пласты психики.
Киноплакаты к фильмам
Как художник Эйзенштейн разрабатывал дизайн киноплакатов к своим фильмам, в частности:
- "Броненосец Потемкин"
- "Октябрь"
- "Старое и новое"
- "Александр Невский"
Они отличались лаконичностью изобразительного языка, узнаваемым силуэтным решением. Эти плакаты сами по себе стали произведениями графического искусства.
Эстетика кадра
Работая над фильмами, Эйзенштейн большое внимание уделял визуальному решению кадра:
- Тщательно продумывал ракурсы и композицию
- Экспериментировал с освещением
- Изучал возможности цвета в кино
Эйзенштейн и театр
Хотя Эйзенштейн больше известен как кинорежиссер, он также много работал в театре. Уже в ранних спектаклях он экспериментировал с приемами монтажа и аттракционов.
Среди его постановок:
- "Мудрец" по пьесе Островского
- "Мистерия-буфф" Маяковского
- Опера "Валькирия" Вагнера
Постановки Эйзенштейна отличались смелым решением, пластической выразительностью. Он стремился к синтезу разных искусств в театре.
Литературное наследие
Эйзенштейн оставил значительное теоретическое наследие. Основные его работы:
- "Монтаж аттракционов"
- "Неравнодушная природа"
- "Вертикальный монтаж"
- "Мемуары"
В них изложены его взгляды на киномонтаж, пластическую выразительность кадра, интеллектуальное кино. Эти книги не потеряли актуальности и сегодня.
Влияние на культуру
Творчество Эйзенштейна оказало огромное влияние на развитие киноискусства и культуры XX века. Отголоски его открытий можно видеть:
- В фильмах последователей - Тарковского, Феллини, Кубрика
- В эстетике киноавангарда и постмодернизма
- В массовой культуре и рекламе
Приемы интеллектуального монтажа, выразительность кадра Эйзенштейна по-прежнему актуальны в киноискусстве XXI века.
Наследие и память
Имя Эйзенштейна навсегда вписано в историю кино. О нем напоминают:
- Музей Эйзенштейна в Москве
- Кинопремия "Ника" его имени
- Улицы и кинотеатры
Его фильмы не сходят с экранов и продолжают завоевывать новых зрителей по всему миру. Эйзенштейн навсегда останется Классиком с большой буквы.
Сергей Эйзенштейн создал современный киноязык, предвосхитил компьютерную графику, дружил с Чаплиным и Диснеем, его цитировали в собственных картинах Фрэнсис Форд Коппола, Альфред Хичкок, Стивен Спилберг.
Эйзенштейн и японская культура
Эйзенштейн с юности увлекался японской гравюрой и культурой:
- Собрал коллекцию раритетных гравюр укие-э
- Изучал особенности японского театра Кабуки
- Переписывался с японскими режиссерами
Его восхищали лаконичность и выразительность графического языка японских мастеров. Эти черты наложили отпечаток и на его собственный стиль.
Экранизация иностранной литературы
В своем творчестве Эйзенштейн неоднократно обращался к произведениям мировой литературы. Он планировал экранизировать:
- Роман Т.Драйзера "Американская трагедия"
- Повесть О.Генри "Золото Зуттера"
- Рассказы Дж. Лондона
Хотя большинство этих замыслов не были осуществлены, они демонстрируют широту творческих интересов Эйзенштейна.
Коллекция примитива
Эйзенштейн собрал впечатляющую коллекцию произведений примитивного искусства:
- Мексиканские ритуальные маски
- Африканские скульптуры
- Детские рисунки
По его мнению, примитив позволял прикоснуться к подсознательным пластам психики и открывал путь к новым формам в искусстве.
Музыка в фильмах
Большую роль в фильмах Эйзенштейна играла музыка. Он сотрудничал с такими композиторами, как:
- С.Прокофьев
- Д.Шостакович
- Н.Черепнин
Музыка участвовала в создании образности, задавала ритм монтажа. Так рождался аудиовизуальный синтез в кино.
Влияние на мировое кино
Опыт Эйзенштейна оказал огромное влияние на режиссуру XX века. Его идеи развивали такие мастера, как:
- Ч.Чаплин
- А.Хичкок
- Ф.Феллини
Без преувеличения Эйзенштейна можно назвать отцом-основателем современного кинематографа.