Эффект Розенталя в психологии: сила феномена
Эффект Розенталя — это психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания человека или группы людей могут непосредственно влиять на поведение другого человека или группы людей, в результате чего эти ожидания реализуются.
История открытия
Эффект Розенталя был открыт в 1966 году американским психологом Робертом Розенталем в ходе исследования, получившего название "Дети Розенталя" . Розенталь провел тестирование IQ учеников одной из начальных школ Сан-Франциско. После тестирования он сообщил учителям, что некоторые дети обладают особым потенциалом, хотя на самом деле эти дети были выбраны случайно. Через год Розенталь повторно протестировал тех же учеников и обнаружил, что дети, которых он выделил как одаренных, действительно показали более высокие результаты. Так было доказано, что ожидания учителей повлияли на успеваемость этих учеников.
В честь Розенталя этот феномен получил название "эффект Розенталя". Также его называют "эффектом Пигмалиона" по имени персонажа древнегреческого мифа — скульптора Пигмалиона, который влюбился в статую, созданную им самим.
Механизмы эффекта Розенталя
В основе эффекта Розенталя лежит так называемая "предвзятость подтверждения". Это когнитивное искажение, при котором человек склонен замечать и запоминать информацию, которая подтверждает его ожидания и убеждения. Например, если учитель считает ученика способным, он будет обращать больше внимания на успехи этого ученика и меньше — на его ошибки и неудачи.
Кроме того, в основе эффекта лежат особенности невербальной коммуникации. Мимика, жесты, интонации могут выражать наше отношение к человеку и влиять на его поведение. Если, например, учитель демонстрирует особое расположение к конкретным ученикам, они чувствуют к себе повышенное внимание и стараются это оправдать.
Проявления эффекта Розенталя
Эффект Розенталя проявляется в самых разных сферах:
- Образование. Как показал сам Р. Розенталь, ожидания учителей влияют на успеваемость и поведение учеников.
- Медицина. Ожидания врача или пациента могут влиять на эффективность лечения. Это явление называют "эффектом плацебо" .
- Спорт. Тренеры, ожидающие высоких результатов от спортсменов, могут вдохновлять их на новые достижения.
- Бизнес. Руководители, демонстрирующие доверие к подчиненным, мотивируют их эффективнее работать.
Однако в некоторых ситуациях эффект Розенталя может принести вред. Например, если учителя или родители заранее убеждены, что ребенок безнадежен, это может негативно повлиять на его самооценку и результаты.
Эффект Розенталя действует в обе стороны. Как позитивные, так и негативные ожидания способны реализовываться.
Эксперименты по изучению эффекта Розенталя
Помимо Р. Розенталя эффект изучали и другие психологи в различных экспериментальных ситуациях:
- Исследование Розенталя и Л. Якобсон с крысами в лабиринте. Студентам было сказано, что некоторые крысы "особо одаренные", хотя на самом деле они были выбраны случайно. "Одаренные" крысы показали лучшие результаты в прохождении лабиринта.
- Исследование Р. Кертиса и К. Миллер об эффекте Розенталя в отношениях между людьми. Создание ожиданий взаимной симпатии или антипатии повлияло на характер общения между незнакомыми людьми.
- Исследование Т. Скитка об "угрозе стереотипа". У женщин-водителей под влиянием стереотипа "женщины плохо водят машину" действительно ухудшались навыки вождения при наличии рядом мужчины-пассажира.
Эти и другие эксперименты подтверждают реальное существование и влияние эффекта Розенталя в самых разнообразных ситуациях. Ожидания людей обладают удивительной способностью материализовываться, когда речь идет о поведении, способностях или личностных характеристиках других людей.
1966 | Р. Розенталь | Эксперимент "Дети Розенталя" |
1986 | Р. Кертис, К. Миллер | Эффект Розенталя в межличностных отношениях |
1997 | Т. Скитка | "Угроза стереотипа" у женщин-водителей |
В этой таблице представлены некоторые ключевые исследования эффекта Розенталя с указанием года, авторов и кратким описанием сути эксперимента.
"Эффект Розенталя" в психологии
Несмотря на кажущуюся иррациональность, "эффект Розенталя" указывает на важную особенность человеческой психики — мы склонны подстраивать собственное поведение под ожидания окружающих. Этот эффект отражает нашу потребность в социальном принятии и стремление соответствовать мнениям значимых для нас людей.
С психологической точки зрения "эффект Розенталя" также показывает, что реальность во многом конструируется в нашем сознании. Наши убеждения, ожидания и отношения не только отражают, но и формируют окружающий мир.
Однако было бы неверно считать, что мы полностью детерминеированы мнением других. Критическое мышление и развитое чувство собственного достоинства позволяют противостоять чужому влиянию.
Эффект Розенталя указывает на то, что реальность конструируется в нашем сознании на основе убеждений и ожиданий.
Таким образом, "эффект Розенталя" имеет важное значение для понимания психологических механизмов взаимовлияния людей друг на друга. Учет этого феномена позволяет строить более эффективные отношения в семье, коллективе, в педагогике и других областях.