Вагоностроительная отрасль России: крупнейшие заводы и их продукция

Железнодорожный транспорт - артерия экономики любой страны. Без исправных вагонов и локомотивов невозможно обеспечить пассажирские и грузовые перевозки. Вагоностроительные заводы России на протяжении полутора веков снабжают железные дороги подвижным составом.

Истоки вагоностроения в России

Первые вагонные мастерские в России появились в середине XIX века. Они обслуживали немногочисленные на тот момент железные дороги и рудничные пути. В 1846 году на Александровском заводе в Петербурге началось производство вагонов для линии Санкт-Петербург - Москва. К 1865 году вагоны для новых железных дорог выпускали уже несколько российских предприятий:

  • машиностроительный завод Вилиамса и Бухтеева в Москве
  • завод Бремме и Левестама в Москве
  • завод братьев Струве в Коломне

Однако полностью локализовать производство не удавалось из-за сложностей с изготовлением вагонных осей и колесных пар. Поначалу их приходилось импортировать из Европы. Лишь к 1875 году российские заводы смогли полностью отказаться от поставок комплектующих из-за рубежа.

В 1875 году на железных дорогах Российской империи насчитывалось около 52 тысяч товарных вагонов и платформ, причем около половины из них было заграничного происхождения.

В 1870-х годах произошло важное событие - появление единого стандарта для грузовых вагонов. На основе прототипа Ковровских мастерских был разработан "вагон нормального типа" грузоподъемностью 12,5 тонны. Этот тип вагона доминировал на российских дорогах вплоть до 1930-х годов.

К 1910 году вагоны в Российской империи производили уже 19 заводов. Среди них можно выделить следующих лидеров отрасли того времени:

  1. Путиловский завод в Петербурге
  2. Коломенский завод в городе Коломна
  3. Сормовский завод в Нижнем Новгороде
  4. Брянский машиностроительный завод
  5. Верхне-Волжский завод в Твери

Накануне революции 1917 года Россия обладала развитой вагоностроительной промышленностью, удовлетворявшей потребности железных дорог империи.

Расцвет в советские годы

Вагоностроительные заводы пережили бурный расцвет в годы советских пятилеток. Уже в 1930-е годы появляются новые гиганты отрасли - такие, как знаменитый Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле (1936).

Предприятия активно осваивают выпуск цельнометаллических вагонов. Благодаря широкому применению технологии сварки удается значительно облегчить и удешевить конструкции.

Растет и грузоподъемность:

1875 г. 12,5 тонн
1911 г. 16,5 тонн

В 1940 году советские вагоностроительные заводы выпустили 30,8 тысячи грузовых вагонов. Это более чем в два раза превосходило дореволюционный уровень 1913 года.

После Великой Отечественной войны отрасль быстро восстанавливается, а в 1970-80-е годы переживает период масштабной модернизации.

Спад и возрождение отрасли

Кризис 1990-х годов нанес сильный удар по вагоностроительным заводам России. Многие предприятия свернули производство, другие едва сводили концы с концами на фоне резко сократившихся госзаказов.

Поворотным моментом стало принятие в 2008-2010 годах госпрограмм, призванных ликвидировать дефицит грузовых вагонов. Благодаря мерам поддержки российские производители смогли нарастить выпуск инновационных моделей в несколько раз.

Производственные мощности по выпуску грузовых вагонов выросли с 23 тыс. единиц в 2009 году до 75 тыс. единиц в 2017 году.

В 2017 году была утверждена Стратегия развития транспортного машиностроения РФ до 2030 года. Она призвана укрепить позиции отечественных производителей на внутреннем и внешних рынках.

Сегодня российское вагоностроение вновь переживает подъем. На передовых позициях в отрасли находятся такие гиганты, как Объединенная Вагонная Компания, Уралвагонзавод, завод "Уральские локомотивы" и другие.

Крупнейшие предприятия вагоностроения сегодня

Среди современных лидеров российского вагоностроения в первую очередь стоит упомянуть Объединенную Вагонную Компанию (ОВК). Эта компания занимает первое место в рейтинге вагоностроителей по объемам производства.

ОВК представляет собой крупнейший вагоностроительный холдинг, объединяющий все стадии производственного цикла - от проектирования до выпуска готовой продукции. Компания специализируется на выпуске инновационных грузовых вагонов нового поколения.

Исторические предприятия

В списке вагоностроительных заводов России есть немало почтенных veterans отрасли с более чем вековой историей. К их числу относится Усть-Катавский вагоностроительный завод, основанный в 1863 году. Это старейшее действующее вагоностроительное предприятие на всем постсоветском пространстве.

Еще один завод-ветеран - Тверской вагоностроительный завод, функционирующий с 1899 года. Сегодня это современный высокотехнологичный комплекс - единственный в России производитель пассажирских вагонов.

Легенды танкостроения

В рейтинге российских вагоностроительных заводов особое место занимает Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле. Он широко известен как один из мировых лидеров в производстве бронетанковой техники.

Однако наряду с танками УВЗ производит и грузовые железнодорожные вагоны. Это направление традиционно было одним из профилирующих для предприятия.

Новые имена

В последние годы в число лидеров российского вагоностроения выдвинулся завод "Уральские локомотивы". Открытый в Верхней Пышме, он специализируется на выпуске грузовых и пассажирских электровозов нового поколения.

Одним из самых молодых вагоностроительных предприятий России является Первая Локомотивная Компания (Мытищи). Она стала заметным игроком на рынке грузовых магистральных электровозов.

Комментарии