Характер Н.В. Гоголя: психологический портрет писателя
Николай Васильевич Гоголь - один из величайших русских писателей, чьи произведения оказали огромное влияние на развитие русской и мировой литературы. Его творчество отличается глубоким психологизмом, яркой образностью и непревзойденным мастерством. При этом сама личность Гоголя до сих пор во многом остается загадкой.
Двойственность натуры
Гоголь сознавал сложность и противоречивость своего внутреннего мира. В письмах он неоднократно подчеркивал, что его "почитают загадкой" и что никто не может "разгадать совершенно". Эта двойственность проявлялась в разных аспектах.
- Контраст между стремлением к нравственному совершенству и гордыней.
- Глубокий ум и "глупость в обыденной жизни".
- Религиозность и несдержанность.
Как отмечали современники Гоголя, в нем всегда "нашли бездну противоречий". Однако при ближайшем рассмотрении можно выделить два основных начала, которые определяли его натуру:
- Склонность к моральной рефлексии и самоанализу.
- Талант писателя, способный глубоко проникать в душу человека и воспроизводить реальность.
Гоголь-моралист
С ранних лет Гоголь проявлял стремление принести нравственную пользу людям. Еще в гимназии он хотел посвятить себя юриспруденции, чтобы "быть благодеянием для человечества". Позднее эти устремления вылились в творчество.
Отличительной чертой Гоголя-моралиста была ненависть ко всему пошлому и самодовольному. Он с особой страстью высмеивал людские пороки в своих произведениях. При этом сам взгляд Гоголя на мир отличался консерватизмом и традиционализмом. Он был глубоко религиозен и патриотичен, принимал существующий общественный порядок.
Психологический портрет гоголя
Иной раз Гоголь-моралист вступал в противоречие с Гоголем-художником. Так, представление комедии "Ревизор" вызвало в обществе волну возмущения. Гоголь искренне не понимал, что мог оскорбить власти или затронуть недостатки государственного устройства. Он считал, что высмеивает лишь отдельных нечестных чиновников. Этот инцидент потряс Гоголя и заставил усомниться в своем писательском призвании.
Гоголь-художник
В творческом плане Гоголь обладал колоссальным талантом, позволявшим ему создавать яркие, запоминающиеся образы. Его отличала тонкая наблюдательность и способность глубоко проникать в человеческую психологию. Гоголь мог воспроизводить в своих произведениях только то, что видел и слышал сам.
Я никогда ничего не создавал в воображении, и не имел этого свойства. У меня только то и выходило хорошо, что взято было из действительности, из данных мне известных.
Это обуславливало реалистический характер его творчества. Гоголь сумел уловить самую суть русского человека во всем многообразии его проявлений. Это позволило ему создать уникальную галерею типичных персонажей, запечатлевших черты эпохи.
Борьба двух начал
Таким образом, вся жизнь Гоголя представляла собой борьбу между писателем и моралистом, творцом и проповедником. Первоначально преобладала художественная сторона, что вылилось в создание шедевров вроде "Мертвых душ". Однако со временем начал брать верх Гоголь-моралист, что и послужило трагедией его последних лет.
После выхода первого тома "Мертвых душ" Гоголь все больше разочаровывался в значимости своих сатирических произведений. Вместо обещанного продолжения он создал сборник наставлений "Выбранные места из переписки с друзьями", фактически похоронив свой талант. Писатель Гоголь умер, уступив место проповеднику и моралисту.
Так завершилась жизнь великого русского художника. До конца дней Гоголь стремился максимально честно исполнить свой долг перед обществом. Пусть его последние произведения не имели успеха, в историю он вошел как автор бессмертных сатирических шедевров, открывших новую эпоху в русской литературе.
Внутренний конфликт
Внутренний конфликт между моралистом и художником, по сути, и составлял основное содержание жизни Гоголя. Это была мучительная борьба двух полярных начал, каждое из которых стремилось взять верх.
Изначально преобладала именно творческая жилка. Гоголь полностью отдавался вдохновению, создавая одно блистательное произведение за другим. Однако постепенно на первый план стал выдвигаться морализатор. Особенно ярко это проявилось после скандала с "Ревизором".
Характер Гоголя
Гоголь был шокирован реакцией публики, увидевшей в пьесе критику властей и государственного устройства. Хотя на самом деле он высмеивал лишь отдельных недостойных чиновников. Этот эпизод глубоко потряс Гоголя. Он задумался, не причиняет ли вред его творчество, направленное на обличение пороков.
Сомнения и страхи
С этого момента в душе писателя начались серьезные сомнения. Ранее беззаботное вдохновение сменилось тревогой и неуверенностью. Гоголь боялся, что его произведения разрушают устои вместо того, чтобы нести добро. Эти опасения подпитывали консервативные политические и религиозные взгляды.
В итоге Гоголь пришел к мысли о необходимости соединить поэзию с нравоучением. Чтобы его сочинения приносили пользу, избегая возможного вреда. Так зародилась идея нового произведения о положительных чертах русского человека. Однако дальнейшие события пошли совсем иным путем.
После выхода первого тома "Мертвых душ" произошел переломный момент в характере Гоголя. Он окончательно разочаровался в значимости своих сатирических творений, решив, что они несут людям вред. В итоге вместо второго тома последовала проповедническая книга "Выбранные места из переписки с друзьями".
Трагедия таланта
Этот финал стал настоящей трагедией для таланта Гоголя. Моралист в нем полностью подавил художника, лишив русскую литературу шедевров, которые могли бы появиться. Сам Гоголь искренне считал, что поступает правильно, отказываясь от сатиры в пользу наставлений. Но его последняя книга не нашла отклика в обществе.
Так блестящий писательской дар был принесен в жертву убеждениям человека, не поспевавшего за собственными творениями. Гоголь так и не примирил в себе два полюса. Их борьба и стала причиной его внутренних метаний и трагической кончины.
Прижизненная слава
При жизни Гоголь пользовался колоссальной популярностью и признанием в литературных кругах. Его ранние произведения вроде «Вечеров на хуторе близ Диканьки» сразу же принесли ему известность. Восторженный отзыв самого Пушкина утвердил за Гоголем репутацию одного из самых ярких молодых талантов.
Однако по-настоящему громкая слава пришла к нему после появления «Ревизора» и первого тома «Мертвых душ». Эти произведения вызвали фурор в обществе и литературной критике. Гоголь как автор вошел в когорту признанных классиков при жизни. Его сочинения активно обсуждались и высоко ценились.
Кумир поколения
Гоголь стал кумиром для передовой молодежи. Его воспринимали как глашатая новых веяний в литературе и общественной жизни. Критик Белинский, например, провозгласил Гоголя подлинно национальным писателем, поскольку тот правдиво запечатлел русскую действительность.
Это воодушевляло радикальную интеллигенцию, увидевшую в творчестве Гоголя основу для перемен. Сам он был далек от политических амбиций. Но его сатира как нельзя лучше отражала недостатки существующего строя.
Непонимание публики
В то же время широкая публика часто неверно истолковывала произведения Гоголя. Особенно это касалось «Ревизора», вызвавшего бурю негодования. Многие увидели в комедии пасквиль на власть и оскорбление чиновничества.
Сам Гоголь был искренне ошеломлен такой реакцией, поскольку считал, что высмеивает лишь отдельных нечестных чиновников. Этот пример ярко демонстрирует пропасть между авторским замыслом и восприятием толпы.
Разочарование в славе
Постепенно Гоголь все больше разочаровывался в своей славе и значимости собственных сочинений. После скандала с «Ревизором» он задумался о том, не несут ли его произведения вред вместо пользы. Это подготовило почву для его позднего отречения от литературного поприща.
Кульминацией стала «Переписка с друзьями» - сочинение, полностью шедшее вразрез с ожиданиями почитателей таланта Гоголя. Публика так и не приняла его проповеднический пыл. Но сам он был твердо убежден в правильности своего решения. Так завершилась история взаимного непонимания писателя и общества.
Поиск истинного предназначения
На протяжении всей своей недолгой жизни Гоголь искал свое истинное предназначение. В молодости он пробовал себя в разных ипостасях: и чиновником, и преподавателем, и драматургом, и художником. Но по-настоящему его призвание раскрылось в литературе после выхода «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Вершина славы
Вершиной его писательского пути стали «Ревизор» и «Мертвые души». Эти гениальные социально-сатирические произведения принесли ему всероссийскую известность и признание современников. Казалось, его ждет блестящее будущее великого русского писателя.
Сомнения и духовные искания
Однако скандал вокруг «Ревизора» заставил Гоголя усомниться в правильности избранного им пути. Он боялся, что его творчество несет не пользу, а вред. Это подтолкнуло к духовным исканиям и попыткам найти более высокое предназначение, нежели сатира.
Отречение от литературного призвания
Гоголь всерьез уверовал, что его истинное предназначение - быть наставником и проповедником. Ради этого он фактически отрекся от литературного призвания, отвергнув второй том «Мертвых душ». В итоге его поиск смысла обернулся трагедией для русской словесности.
Значение для потомков
Однако для потомков Гоголь навсегда остался прежде всего великим писателем, автором бессмертных сатирических произведений. Его литературное наследие не утратило актуальности и по сей день, сохраняя статус классики. А последние годы меркнут на этом блестящем фоне.
Влияние семьи
На формирование личности Гоголя большое влияние оказала его семья. Отец, драматург Василий Гоголь-Яновский, привил сыну любовь к литературе и театру. А глубоко религиозная мать заложила основы его консервативных взглядов и стремления к нравственной пользе.
Роль друзей и наставников
В петербургский период на Гоголя оказал влияние круг общения с Пушкиным, Жуковским и другими литераторами. Они всячески поощряли его творчество, однако мало внимания уделяли мировоззренческим вопросам.
Заграничные поездки
Несколько раз Гоголь выезжал за границу, в частности в Италию и Германию. Однако эти поездки, похоже, не оказали существенного влияния на эволюцию его взглядов и убеждений. Он оставался приверженцем традиционных ценностей.
Переосмысление роли писателя
Постепенно под влиянием критики и собственных размышлений Гоголь переосмыслил роль и обязанности писателя в обществе. Если раньше он видел свое предназначение в сатире, то теперь пришел к мысли о необходимости назидательности.
Религиозные настроения
В последние годы Гоголь увлекся религиозными идеями, что также сыграло роковую роль. Он уверовал, что его истинное предназначение - быть провозвестником высокой христианской морали. Ради этого Гоголь пошел на отречение от своего писательского дара.
Трагедия противоречий
Так неразрешенное внутреннее противоречие между художником и моралистом, сложившееся под влиянием разных факторов, привело к трагедии. Гоголь так и не смог до конца понять и примирить обе свои ипостаси - и как человек, и как писатель.