Шкала самооценки: описание и использование

Шкала самооценки представляет собой психодиагностический инструмент, позволяющий количественно оценить отношение человека к самому себе. С ее помощью определяют уровень согласия индивида со своими внутренними потребностями, возможностями, способностями и их реализацией.

Назначение шкалы самооценки

Основными задачами применения шкалы самооценки являются:

  • выявление особенностей самовосприятия;
  • определение удовлетворенности человека собой в целом и отдельными сторонами своей личности;
  • оценка соответствия реального и идеального образов "Я".

Полученные с помощью шкалы данные используют в следующих областях:

  1. психодиагностика личностных особенностей и эмоциональных состояний;
  2. профориентация и подбор кадров;
  3. психологическое консультирование и психотерапия;
  4. изучение динамики личностного развития.

Методики шкал самооценки

Существует несколько разновидностей шкал, используемых для измерения самооценки:

  • графические шкалы;
  • вербальные шкалы;
  • проективные техники.

К наиболее известным относятся следующие методики:

  1. Шкала самооценки Спилбергера-Ханина для оценки ситуационной и личностной тревожности;
  2. Тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева;
  3. Методика "Лесенка" для измерения самооценки детей;
  4. Шкала самооценки Розенберга и др.

"Шкала самооценки" Спилбергера-Ханина

Данная методика, разработанная американским психологом Ч.Д. Спилбергером и адаптированная Ю.Л. Ханиным, направлена на диагностику личностной и
ситуативной тревожности и включает 40 утверждений. Испытуемый должен оценить степень своего согласия с каждым из них по 4-балльной шкале. Результаты подсчитываются раздельно для двух групп утверждений - от 20 до 80 баллов. Чем выше показатель, тем выше тревожность человека. Данный опросник широко используется в клинической практике для оценки и динамики тревожных переживаний.

Достоинства и недостатки шкалы самооценки Спилбергера-Ханина

Данная методика обладает рядом преимуществ:

  • возможность дифференцированного измерения ситуативной и личностной тревожности;
  • простота и оперативность проведения обследования и обработки результатов;
  • наличие нормативных показателей для разных групп населения;
  • широкая распространенность в практической психодиагностике.

В то же время методика не лишена недостатков:

  • субъективность оценок испытуемого;
  • нечеткость формулировок отдельных утверждений;
  • тест может вызывать социально одобряемые ответы;
  • ограниченность сферы применения рамками измерения уровня тревожности.

Интерпретация результатов теста Спилбергера-Ханина

При анализе данных по шкале ситуативной тревожности оценивают текущее эмоциональное состояние испытуемого и наличие стрессового воздействия. Высокие показатели по этой шкале отражают выраженное беспокойство и напряжение человека, а низкие, наоборот, характеризуют спокойное, уравновешенное состояние.

Результаты по шкале личностной тревожности позволяют оценить склонность индивида воспринимать угрозу в разнообразных жизненных ситуациях, что ведет к частым и интенсивным состояниям тревоги при их возникновении.

Возможности применения шкал самооценки

Шкалы самооценки находят широкое применение в различных областях психологической практики и исследований.

В психодиагностике они используются для:

  • выявления акцентуаций характера и личностных расстройств;
  • оценки самоотношения при различных заболеваниях;
  • изучения особенностей Я-концепции.

В консультировании данные методики помогают:

  • определить направления психокоррекционной работы;
  • оценить ее эффективность;
  • выработать рекомендации по формированию адекватной самооценки.
Комментарии