Шкала самооценки: описание и использование
Шкала самооценки представляет собой психодиагностический инструмент, позволяющий количественно оценить отношение человека к самому себе. С ее помощью определяют уровень согласия индивида со своими внутренними потребностями, возможностями, способностями и их реализацией.
Назначение шкалы самооценки
Основными задачами применения шкалы самооценки являются:
- выявление особенностей самовосприятия;
- определение удовлетворенности человека собой в целом и отдельными сторонами своей личности;
- оценка соответствия реального и идеального образов "Я".
Полученные с помощью шкалы данные используют в следующих областях:
- психодиагностика личностных особенностей и эмоциональных состояний;
- профориентация и подбор кадров;
- психологическое консультирование и психотерапия;
- изучение динамики личностного развития.
Методики шкал самооценки
Существует несколько разновидностей шкал, используемых для измерения самооценки:
- графические шкалы;
- вербальные шкалы;
- проективные техники.
К наиболее известным относятся следующие методики:
- Шкала самооценки Спилбергера-Ханина для оценки ситуационной и личностной тревожности;
- Тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева;
- Методика "Лесенка" для измерения самооценки детей;
- Шкала самооценки Розенберга и др.
"Шкала самооценки" Спилбергера-Ханина
Данная методика, разработанная американским психологом Ч.Д. Спилбергером и адаптированная Ю.Л. Ханиным, направлена на диагностику личностной и
ситуативной тревожности и включает 40 утверждений. Испытуемый должен оценить степень своего согласия с каждым из них по 4-балльной шкале. Результаты подсчитываются раздельно для двух групп утверждений - от 20 до 80 баллов. Чем выше показатель, тем выше тревожность человека. Данный опросник широко используется в клинической практике для оценки и динамики тревожных переживаний.
Достоинства и недостатки шкалы самооценки Спилбергера-Ханина
Данная методика обладает рядом преимуществ:
- возможность дифференцированного измерения ситуативной и личностной тревожности;
- простота и оперативность проведения обследования и обработки результатов;
- наличие нормативных показателей для разных групп населения;
- широкая распространенность в практической психодиагностике.
В то же время методика не лишена недостатков:
- субъективность оценок испытуемого;
- нечеткость формулировок отдельных утверждений;
- тест может вызывать социально одобряемые ответы;
- ограниченность сферы применения рамками измерения уровня тревожности.
Интерпретация результатов теста Спилбергера-Ханина
При анализе данных по шкале ситуативной тревожности оценивают текущее эмоциональное состояние испытуемого и наличие стрессового воздействия. Высокие показатели по этой шкале отражают выраженное беспокойство и напряжение человека, а низкие, наоборот, характеризуют спокойное, уравновешенное состояние.
Результаты по шкале личностной тревожности позволяют оценить склонность индивида воспринимать угрозу в разнообразных жизненных ситуациях, что ведет к частым и интенсивным состояниям тревоги при их возникновении.
Возможности применения шкал самооценки
Шкалы самооценки находят широкое применение в различных областях психологической практики и исследований.
В психодиагностике они используются для:
- выявления акцентуаций характера и личностных расстройств;
- оценки самоотношения при различных заболеваниях;
- изучения особенностей Я-концепции.
В консультировании данные методики помогают:
- определить направления психокоррекционной работы;
- оценить ее эффективность;
- выработать рекомендации по формированию адекватной самооценки.