Актуальные правила классификации и постройки морских судов
В 2023 году Российский морской регистр судоходства приступил к масштабному обновлению Правил классификации и постройки морских судов (ПКПС). Главная цель изменений - повышение безопасности мореплавания и эффективности судостроительной отрасли. Рассмотрим основные нововведения подробнее.
Общая информация о классификационных обществах в РФ
В России классификацией и освидетельствованием морских судов занимаются три организации:
- Российский морской регистр судоходства (РМРС)
- Российское классификационное общество (РКО)
- Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС)
РМРС осуществляет классификацию судов, совершающих международные и внутренние рейсы. РКО ранее называлось Российским речным регистром и классифицировало суда для внутренних вод РФ. В 2022 году регистр сменил название и расширил сферу деятельности. ГИМС занимается маломерными судами некоммерческого назначения.
Между РМРС и РКО заключен договор о сотрудничестве. Оба классификационных общества находятся в ведении Минтранса России.
Необходимость регулярного обновления правил
Изменение правил классификации и постройки морских судов проводится на основе исследований и наблюдений за работой флота. Цель поправок - повышение безопасности и эффективности морской отрасли. В 2023 году особое внимание уделено разделению судов на конвенционные и неконвенционные:
- Конвенционные суда совершают международные рейсы.
- Неконвенционные суда работают во внутренних водах РФ.
Большинство изменений ПКПС касается именно неконвенционных судов. Для конвенционных бортов обновлено Руководство по применению отдельных глав Конвенции СОЛАС.
Изменения в частях I, VI, VII, IX, XI, XIII, XV, XVII, XX ПКПС
В 2023 году в ряд частей Правил классификации и постройки морских судов были внесены следующие изменения:
Часть I
- Уточнены требования к присвоению словесных характеристик.
- Добавлены положения по присвоению знака ECO в символе класса.
Часть VI
- Изменены требования к выбору типа систем пожаротушения.
- Уточнены требования к системам пожарной сигнализации.
Часть VII
- Добавлены требования по применению биотоплива.
- Уточнены требования к системам хранения, подготовки и подачи топлива для потребителей с двигателями, работающими на дистиллятных видах топлива.
Новые правила для радиооборудования и навигационных устройств
Для радио- и навигационного оснащения судов введено разделение требований в зависимости от конвенционности:
- На конвенционные суда распространяются Правила по оборудованию морских судов и Руководство по применению главы IV Конвенции СОЛАС.
- Для неконвенционных судов действуют Правила по оборудованию морских судов, а Руководство СОЛАС носит рекомендательный характер.
Обновленные требования для маломерных судов
В отношении маломерных судов произошли следующие изменения Правил классификации и постройки морских судов:
- Уточнены характеристики, позволяющие относить суда к маломерным.
- Добавлен перечень типов маломерных судов, не подлежащих классификации.
Работа компании "Связь и Радионавигация" с обновленными правилами
Компания "Связь и Радионавигация" уполномочена РМРС и РКО на выполнение широкого спектра работ на морских судах с учетом последних изменений в правилах классификации и постройки морских судов.
Она поможет решить любые задачи, связанные с приведением судов в соответствие с актуальными требованиями классификационных обществ.
Открытые вопросы и перспективы развития ПКПС
Несмотря на масштабные изменения 2023 года, процесс совершенствования Правил классификации и постройки морских судов продолжается. В ближайшие годы ожидается:
- Дальнейшее разделение требований для разных типов флота.
- Расширение полномочий РКО.
- Гармонизация российских и международных стандартов в области морского судостроения.
Расширение сферы деятельности РКО
Как отмечалось ранее, в 2022 году Российский речной регистр сменил название на Российское классификационное общество (РКО) в связи с расширением сферы деятельности.
Теперь РКО, помимо классификации судов для внутренних водных путей, осуществляет освидетельствование морских судов ограниченного района плавания. Это касается как гражданских, так и военных кораблей и судов.
Перспективы гармонизации российских и международных стандартов
В ближайшие годы ожидается сближение российских правил классификации судов с международными требованиями и стандартами.
Это необходимо для обеспечения конкурентоспособности отечественного судостроения на мировом рынке. Процесс гармонизации будет постепенным с сохранением определенных национальных особенностей.
Перспективы цифровизации классификационной деятельности
Внедрение цифровых технологий является важным трендом развития классификационных обществ.
Ожидается расширение использования таких инструментов, как электронные классификационные карты судов, online-освидетельствования, цифровые платформы для взаимодействия с клиентами.
Разработка новых классификационных требований под новые типы судов
Помимо совершенствования существующих правил, РМРС и РКО ведут работу по разработке требований для новых перспективных типов судов.
Это может касаться как традиционных типов (атомные ледоколы), так и концептуально новых (экранопланы, подводные роботы).