Актуальные правила классификации и постройки морских судов

В 2023 году Российский морской регистр судоходства приступил к масштабному обновлению Правил классификации и постройки морских судов (ПКПС). Главная цель изменений - повышение безопасности мореплавания и эффективности судостроительной отрасли. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

Общая информация о классификационных обществах в РФ

В России классификацией и освидетельствованием морских судов занимаются три организации:

  • Российский морской регистр судоходства (РМРС)
  • Российское классификационное общество (РКО)
  • Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС)

РМРС осуществляет классификацию судов, совершающих международные и внутренние рейсы. РКО ранее называлось Российским речным регистром и классифицировало суда для внутренних вод РФ. В 2022 году регистр сменил название и расширил сферу деятельности. ГИМС занимается маломерными судами некоммерческого назначения.

Между РМРС и РКО заключен договор о сотрудничестве. Оба классификационных общества находятся в ведении Минтранса России.

Необходимость регулярного обновления правил

Изменение правил классификации и постройки морских судов проводится на основе исследований и наблюдений за работой флота. Цель поправок - повышение безопасности и эффективности морской отрасли. В 2023 году особое внимание уделено разделению судов на конвенционные и неконвенционные:

  • Конвенционные суда совершают международные рейсы.
  • Неконвенционные суда работают во внутренних водах РФ.

Большинство изменений ПКПС касается именно неконвенционных судов. Для конвенционных бортов обновлено Руководство по применению отдельных глав Конвенции СОЛАС.

Изменения в частях I, VI, VII, IX, XI, XIII, XV, XVII, XX ПКПС

В 2023 году в ряд частей Правил классификации и постройки морских судов были внесены следующие изменения:

Часть I

  • Уточнены требования к присвоению словесных характеристик.
  • Добавлены положения по присвоению знака ECO в символе класса.

Часть VI

  • Изменены требования к выбору типа систем пожаротушения.
  • Уточнены требования к системам пожарной сигнализации.

Часть VII

  • Добавлены требования по применению биотоплива.
  • Уточнены требования к системам хранения, подготовки и подачи топлива для потребителей с двигателями, работающими на дистиллятных видах топлива.

Новые правила для радиооборудования и навигационных устройств

Для радио- и навигационного оснащения судов введено разделение требований в зависимости от конвенционности:

  • На конвенционные суда распространяются Правила по оборудованию морских судов и Руководство по применению главы IV Конвенции СОЛАС.
  • Для неконвенционных судов действуют Правила по оборудованию морских судов, а Руководство СОЛАС носит рекомендательный характер.

Обновленные требования для маломерных судов

В отношении маломерных судов произошли следующие изменения Правил классификации и постройки морских судов:

  • Уточнены характеристики, позволяющие относить суда к маломерным.
  • Добавлен перечень типов маломерных судов, не подлежащих классификации.

Работа компании "Связь и Радионавигация" с обновленными правилами

Компания "Связь и Радионавигация" уполномочена РМРС и РКО на выполнение широкого спектра работ на морских судах с учетом последних изменений в правилах классификации и постройки морских судов.

Она поможет решить любые задачи, связанные с приведением судов в соответствие с актуальными требованиями классификационных обществ.

Открытые вопросы и перспективы развития ПКПС

Несмотря на масштабные изменения 2023 года, процесс совершенствования Правил классификации и постройки морских судов продолжается. В ближайшие годы ожидается:

  • Дальнейшее разделение требований для разных типов флота.
  • Расширение полномочий РКО.
  • Гармонизация российских и международных стандартов в области морского судостроения.

Расширение сферы деятельности РКО

Как отмечалось ранее, в 2022 году Российский речной регистр сменил название на Российское классификационное общество (РКО) в связи с расширением сферы деятельности.

Теперь РКО, помимо классификации судов для внутренних водных путей, осуществляет освидетельствование морских судов ограниченного района плавания. Это касается как гражданских, так и военных кораблей и судов.

Перспективы гармонизации российских и международных стандартов

В ближайшие годы ожидается сближение российских правил классификации судов с международными требованиями и стандартами.

Это необходимо для обеспечения конкурентоспособности отечественного судостроения на мировом рынке. Процесс гармонизации будет постепенным с сохранением определенных национальных особенностей.

Перспективы цифровизации классификационной деятельности

Внедрение цифровых технологий является важным трендом развития классификационных обществ.

Ожидается расширение использования таких инструментов, как электронные классификационные карты судов, online-освидетельствования, цифровые платформы для взаимодействия с клиентами.

Разработка новых классификационных требований под новые типы судов

Помимо совершенствования существующих правил, РМРС и РКО ведут работу по разработке требований для новых перспективных типов судов.

Это может касаться как традиционных типов (атомные ледоколы), так и концептуально новых (экранопланы, подводные роботы).

Комментарии