Почему автор начинает ее с описания гаданий в Крещенский вечерок? Для чего нужен такой литературный прием?

Загадочные гадания в канун Крещения - традиция, уходящая корнями в языческую старину. Мистика, окутывающая эти обряды, всегда вдохновляла писателей. Но зачем авторы упоминают гадания в самом начале произведений? Давайте разберемся.

Таинственная атмосфера Крещенских гаданий

Крещенские гадания издревле считались особенными - в эту ночь как будто пробуждались потусторонние силы и можно было узнать что-то о своей судьбе. Девушки и женщины собирались вместе, чтобы провести разные обряды.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали: Сняв с ноги, бросали, Счетным курицу зерном.

Как видим в балладе "Светлана", одним из распространенных гаданий было бросание башмачка через голову. В зависимости от того, как башмак падал и в какую сторону был направлен носок, делались предсказания о замужестве. Также популярны были гадания с зеркалом, воском, свечами.

  • Гадание на ромашке "любит - не любит";
  • Гадание с зеркалом и свечами;
  • Расплавление воска и гадание по застывшим фигуркам.

Все эти приметы и обряды создавали особую, таинственную атмосферу. Неспроста многие писатели включали мотив гадания в свои произведения, особенно если речь шла о судьбоносных событиях в жизни героев.

Зачем авторы начинают с гаданий?

Итак, зачем же авторы помещают описание гаданий в самое начало своих произведений?

  1. Это позволяет быстро создать нужную атмосферу загадочности, мистики. Читатель сразу погружается в соответствующий настрой.
  2. Гадания - хороший повод ближе познакомить читателя с персонажами, их переживаниями и чаяниями.
  3. Упоминание традиций и обычаев эпохи позволяет автору ввести необходимый историко-культурный контекст.
  4. Иногда гадания выполняют роль своеобразного пророчества, предвосхищая дальнейшее развитие событий в произведении.

Например, в балладе “Светлана” гадания не только задают мистический тон повествования, но и отражают внутреннее состояние героини, ее тревоги по поводу жениха. А дальше мы видим, как сбывается ее загадочный сон.

Таким образом, упоминание гаданий в начале произведения - распространенный литературный прием, который использовали многие авторы. Он позволяет эффективно создать нужную атмосферу, представить персонажей и намекнуть на дальнейшее развитие сюжета.

Примеры из русской классики

Давайте посмотрим, как использовали мотив гаданий в крещенский вечерок классики русской литературы.

  • А.С. Пушкин в поэме "Евгений Онегин" так описывал обычаи той поры:
    Собранье пестрое толпится. Музыки грохочет блеск, Толпою дамы носятся, И милым стреляют в них.

Здесь речь тоже идет о гаданиях в канун Крещения на балах и светских раутах.

Как почему автор начинает ее описания гаданий крещенский вечерок?

Другой пример - поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души", где тоже есть упоминание о гаданиях в крещенские святки:

прибегали к гаданью, для открытия судьбы своей на девичьей скамейке слуги.

Здесь этот мотив используется для создания атмосферы и знакомства с нравами того времени.

Почему начинает ее описания гаданий крещенский вечерок?

В романе Лермонтова “Герой нашего времени” тоже встречается упоминание гаданий:

Впрочем, может быть, вы не знаете, что у нас есть свои ведьмы, которые ворожат на святках и знают каждого сроду-племени.

Здесь этот мотив используется автором, чтобы подчеркнуть суеверность и романтические настроения эпохи.

Итак, мы видим, что многие классики русской литературы использовали мотив гаданий в крещенские святки для создания атмосферы, знакомства с героями и эпохой. Этот прием до сих пор остается популярным и привлекает внимание читателей.

Комментарии