ВАЗ-2114: схема электропроводки, устройство, особенности и рекомендации

ВАЗ-2114 - одна из самых популярных моделей отечественного автопрома. Этот автомобиль завоевал сердца миллионов автолюбителей благодаря оптимальному сочетанию цены и качества. ВАЗ-2114 — пятидверный хэтчбек Волжского автомобильного завода, рестайлинговая версия ВАЗ-2109, продолжение семейства под условным названием «Самара-2». Модель отличалась от предшественников оригинальным оформлением передней части кузова с новыми фарами, капотом, облицовкой радиатора, бамперами и наличием молдингов.

В статье подробно разбирается схема электропроводки популярной отечественной модели ВАЗ-2114. Рассматривается история создания автомобиля, дается общее описание электрооборудования и его составляющих: силовых цепей, систем освещения и сигнализации, обогрева салона, безопасности. Также даются рекомендации по диагностике и ремонту электропроводки ВАЗ-2114.

История создания модели ВАЗ-2114

Первые опытные образцы ВАЗ-2114 были собраны еще в 2000 году. А в 2001 году Волжский автомобильный завод выпустил первую партию из 50 автомобилей. В том же году хэтчбек впервые поступил в продажу.

Изначально на ВАЗ-2114 ставился 1,5-литровый 8-клапанный двигатель ВАЗ-2111 рабочим объемом 1,5 л и мощностью 77 л.с. Позже он был заменен на инжекторный мотор ВАЗ-11183 объемом 1,6 л и мощностью 82 л.с., соответствующий экологическому стандарту Евро-3.

В салоне ВАЗ-2114 по сравнению с предшественниками появились:

  • новая приборная панель.
  • регулируемая по высоте рулевая колонка.
  • электростеклоподъемники.
  • улучшенная система отопления.

Это не могло не сказаться на особенностях электропроводки автомобиля.

Общая схема электропроводки ВАЗ-2114

Электропроводка ВАЗ-2114 включает в себя:

  • силовые цепи.
  • цепи освещения и световой сигнализации.
  • цепи обогрева и вентиляции.
  • цепи управления стеклоочистителями, стеклоподъемниками и замками.
  • звуковой сигнал.
  • цепи бортовой диагностики.

Все они сходятся к монтажному блоку, являющемуся главным распределительным щитом. К нему подключаются также основные датчики и исполнительные механизмы.

Для удобства диагностики и ремонта используется условная маркировка разъемов и колодок.

Обозначение Назначение
А Блок фар и их очистителей
Б Прикуриватель
В Монтажный блок, комбинация приборов и др.

По сравнению с ВАЗ-2109 проводка ВАЗ-2114 стала значительно сложнее из-за появления новых потребителей электроэнергии (стеклоподъемники, усилитель руля, отопитель, аудиосистема и т.д.).

Силовые цепи

В состав силовых цепей ВАЗ-2114 входят:

  1. Цхема питания двигателя.
  2. Генератор и регулятор напряжения.
  3. Стартер и проводка запуска.
  4. АКБ и провода питания потребителей.
  5. Предохранители в цепях питания.
  6. Реле включения стартера, муфты компрессора кондиционера, электровентиляторов и т.п.

Для моделей ВАЗ-2114 с инжекторным двигателем характерно наличие отдельного жгута, подключаемого к электронному блоку управления.

На автомобилях 2004 года выпуска и позже устанавливается генератор с электронным регулятором напряжения. Это позволило упростить схему электропроводки и сделать работу системы электропитания более надежной.

Основные предохранители силовых цепей:

  • F1 (60A) - питание цепей зажигания.
  • F4 (20A) - обогреватель заднего стекла.
  • F6 (30A) - питание цепей электровентиляторов.
  • F7 (50A) - защита цепей питания катушки зажигания, форсунок, контроллера ЭСУД.

Для защиты от перегрузок во многих цепях установлены плавкие резисторы.

Система освещения

Система освещения ВАЗ-2114 включает:

  • Передние фары ближнего и дальнего света.
  • Противотуманные фары.
  • Указатели поворотов.
  • Габаритные огни.
  • Фонари освещения номерного знака.
  • Фонари заднего хода.
  • Плафоны освещения салона.
  • Лампы подсветки щитка приборов и отдельных элементов.

Управление внешним освещением осуществляется из салона при помощи выключателя наружных осветительных приборов, а также отдельных выключателей противотуманных фар, габаритных огней и т.д.

Для защиты ламп фар от перегорания при включении предусмотрены специальные реле.

Система сигнализации

Система световой и звуковой сигнализации ВАЗ-2114 включает:

  • Аварийная сигнализация (выключатель на панели приборов).
  • Задние и боковые указатели поворотов.
  • Звуковой сигнал.
  • Контрольные лампы на панели приборов.

Управление указателями поворота и аварийной сигнализацией производится из салона водителем. При включении сигналов поворота или аварийки включается соответствующая контрольная лампа на панели приборов.

Обогрев и вентиляция

Для обогрева и вентиляции салона служат следующие элементы электрооборудования:

  • Воздушный отопитель, вентилятор и регулятор его скорости.
  • Обогреватели передних сидений.
  • Обогреватель заднего стекла.
  • Датчики температуры салона и наружного воздуха.

Управление обогревателями осуществляется из салона при помощи выключателей на панели приборов. Обогреватель заднего стекла также включается автоматически при включении обогрева ветрового стекла.

Комфортные системы

К комфортным системам ВАЗ-2114 относятся:

  • Электрические стеклоподъемники дверей.
  • Центральный замок с электроприводом.
  • Стеклоочистители и омыватели фар и стекол.
  • Маршрутный компьютер.

Управление стеклоподъемниками и центральным замком осуществляется со специальных переключателей в дверях или с брелка. Для защиты цепей замков от перегрузок установлены предохранители (по 5А на каждую дверь).

Мультимедиа

В состав мультимедийных систем ВАЗ-2114 входят:

  • Аудиосистема и динамики.
  • Антенный усилитель и антенны.
  • Разъемы для подключения дополнительного оборудования (USB, AUX).

Звук передается через 4 динамика в передних и задних дверях. Управление громкостью осуществляется с рулевого колеса или панели аудиосистемы.

Для улучшения приема сигнала служат передняя и задняя антенны, соединенные с антенным усилителем. Питание на усилитель подается через дополнительное реле.

Системы безопасности

К системам активной безопасности ВАЗ-2114 относятся:

  • Антиблокировочная система тормозов (АБС).
  • Система курсовой устойчивости (ESC).
  • Датчики износа тормозных колодок.

Пассивная безопасность обеспечивается за счет подушек безопасности водителя и переднего пассажира.

Контроль работы систем активной безопасности осуществляется с помощью датчиков (давления, ускорения, частоты вращения колес) и специальных контрольных ламп на приборной панели.

Дополнительное электрооборудование

К дополнительному электрооборудованию ВАЗ-2114 относятся:

  • Электрообогрев лобового стекла.
  • Блокировка дверей во время движения.
  • Система круиз-контроля.
  • Карбюратор

Данные системы могут отсутствовать на базовой комплектации или доустанавливаться по желанию владельца автомобиля.

Диагностика электропроводки

Диагностика электропроводки ВАЗ-2114 включает следующие этапы:

  1. Визуальный осмотр и проверка надежности контактных соединений.
  2. Проверка целостности плавких предохранителей.
  3. Измерение напряжения в различных точках схемы.
  4. Поиск обрывов методом «прозвонки» цепей.
  5. Диагностика отдельных узлов (фары, стартер, генератор и т.д.).

Визуальный осмотр

На этом этапе проверяется надежность контактных соединений в колодках и разъемах, состояние изоляции проводов, отсутствие повреждений. Важно убедиться, что провода не касаются острых кромок или нагревающихся поверхностей.

Проверка предохранителей

Предохранители проверяются путем извлечения для визуального контроля наличия механических повреждений и признаков оплавления плавкой вставки. При необходимости производится замена предохранителя.

Измерение напряжения

Для поиска обрыва или короткого замыкания в цепи производится измерение напряжения в различных точках при разных режимах работы. Отклонение напряжения от номинальных значений указывает на возможную неисправность.

Поиск обрывов

Для обнаружения обрыва в цепи используется прозвонка при помощи омметра или специального тестера. Провод касается по очереди контактов в разъеме и проверяется наличие цепи.

Диагностика отдельных узлов

По результатам предыдущих проверок определяются проблемные узлы электрооборудования (фары, моторедукторы стеклоподъемников, генератор, реле и т.п.). Затем производится более детальная диагностика этих компонентов.

Комментарии