Что такое акселератор для стартапов?
Акселератор - это интенсивная образовательная программа для стартапов. Опытные наставники помогают молодым предпринимателям быстро пройти путь от идеи до работающего бизнеса. В акселераторе команды проходят курс лекций и практических занятий по развитию стартапа, получают доступ к ресурсам, экспертизе, инвесторам. Программа акселератора рассчитана на несколько месяцев и включает в себя интенсивную работу по улучшению проекта и выводу его на рынок.
Что входит в программу акселератора
В программу акселератора могут входить:
- менторство в различных форматах,
- передача компетенций и опыта,
- скаутинг - выращивание продуктов, которые решают задачи корпораций,
- презентация проекта потенциальным клиентам в рамках демо-дня с обратной связью,
- развитие проекта с выходом за пределы страны,
- нетворкинг и контакты среди участников программы и различных экспертов.
Как ключевые моменты акселератора чаще всего называют обучающую программу, в рамках которой стартапы решают под руководством наставников-менторов бизнес-задачи, а затем презентуют свой проект потенциальным клиентам. Цель - встроить стартап в какую-либо корпорацию: рассмотреть под новым углом уже работающие процессы оптимизировать их или создать полностью новый продукт.
В этом и состоит суть акселераторов: на постоянной и тесной связи стартапа, корпорации и менторов. Чем удачнее вырастит молодой организм, тем больше пользы он принесет заказчику.
Как происходит отбор в акселератор
Чтобы попасть в акселератор, командам приходится проходить многоэтапный конкурсный отбор. Это нужно, чтобы найти самые перспективные проекты, которые смогут быстро развиваться вместе с акселератором. Обычно отбор проходит в несколько этапов:
- Подача заявки и ее анализ. На этом этапе команда заполняет анкету, где подробно описывает свой проект, команду, цели. Акселератор анализирует все заявки.
- Первичное интервью. Команды с наиболее интересными проектами приглашают на собеседование, чтобы лучше узнать детали. Задают уточняющие вопросы.
- Экспертная оценка проекта. Проект анализируют эксперты акселератора с точки зрения перспектив на рынке, потенциала роста, возможности масштабирования.
- Финальное интервью. Проводится встреча команды проекта с топ-менеджментом акселератора. Это последний шанс произвести впечатление перед окончательным решением.
- Выбор победителей. По результатам всех этапов акселератор объявляет список проектов, прошедших отбор и попадающих в программу.
Такой многоступенчатый конкурс позволяет акселератору найти действительно перспективные стартапы с работающей бизнес-моделью. Команды в свою очередь получают возможность на каждом этапе улучшить свою заявку, доработать презентацию, показать сильные стороны проекта. В итоге в акселератор попадают только лучшие.
При подаче заявки важно понимать критерии отбора конкретного акселератора. Обычно они оценивают потенциал роста и масштабирования проекта, сильную команду, наличие прототипа или MVP, соответствие профилю акселератора. Успешно пройти все этапы может далеко не каждый стартап, поэтому нужно очень ответственно готовиться.
Виды и модели акселераторов
Существует множество разных моделей и форматов работы акселераторов. Они отличаются по специализации, масштабу, источникам финансирования и другим параметрам. Рассмотрим основные виды:
- По специализации акселераторы делятся на универсальные и нишевые. Универсальные принимают стартапы из любых сфер деятельности - IT, биотехнологии, транспорт, энергетика и так далее. А нишевые акселераторы сфокусированы на конкретной отрасли, например healthcare, fintech, edtech. Соответственно они могут предложить более углубленную экспертизу в выбранной сфере.
- По масштабу деятельности выделяют локальные, региональные, национальные и международные акселераторы. Локальные работают только с проектами из конкретного города или области. Региональные расширяют географию до масштабов страны. Национальные акселераторы привлекают стартапы со всей страны. А международные работают одновременно в разных регионах мира.
- По источнику финансирования бывают частные, государственные и корпоративные акселераторы. Частные создаются на средства бизнесменов, инвесторов, венчурных фондов. Государственные финансируются из бюджета разных уровней. А корпоративные организуют крупные компании для поиска инноваций и выращивания стартапов в своей экосистеме.
- Еще один распространенный вид - венчурные акселераторы. Их основная цель - найти перспективные проекты для последующих инвестиций. Обычно венчурные акселераторы вкладываются в стартапы после завершения программы.
- Отдельно стоит сказать про корпоративные акселераторы. Они создаются крупными компаниями для решения бизнес-задач и поиска инноваций. Участие в корпоративном акселераторе позволяет стартапам выйти на реальные кейсы, получить доступ к ресурсам и экспертизе корпорации.
- Еще одна распространенная модель - гибридные акселераторы. Они объединяют в себе черты акселератора и инкубатора. То есть сочетают фиксированную образовательную программу и длительную комплексную поддержку проектов. Такая модель подходит для стартапов на самых ранних стадиях.
- Кроме того, сейчас появляются онлайн-акселераторы без физического места встреч. Весь процесс проходит дистанционно с помощью видеоконференций, мессенджеров и облачных инструментов. Это удобно для проектов из разных городов и стран.
Существует множество моделей акселераторов для решения разных задач на разных этапах развития стартапов. Выбирая акселератор, важно понимать его специфику и ориентироваться на свои потребности в экспертизе, масштабе, финансировании.
Как получить максимум от участия
Чтобы максимально эффективно использовать возможности акселератора, стартапу нужно приложить определенные усилия. Вот несколько советов, как получить от акселерации максимум пользы:
- Активно участвовать во всех мероприятиях программы - образовательных сессиях, встречах с менторами, питч-сессиях. Чем больше команда будет вовлечена, тем лучше результат.
- Не бояться обращаться за помощью к организаторам акселератора и задавать много вопросов менторам. Чем открытее стартап делится проблемами, тем ценнее будет поддержка.
- Регулярно обновлять трекер и менторов о достигнутом прогрессе. Это поможет скорректировать программу под конкретные потребности проекта.
- Не тратить время на соперничество с другими командами, а налаживать контакты и обмениваться опытом. Это один из лучших активов акселератора.
- Серьезно относиться к рекомендациям менторов и трекеров, даже если они кажутся сложными для реализации. Это поможет значительно продвинуться.
Кто финансирует работу акселераторов
Акселераторы, как правило, не являются коммерческими организациями, ориентированными на получение прибыли. Их основная цель - поддержка инновационных проектов. Поэтому возникает резонный вопрос: на чьи средства работают акселераторы? Кто финансирует их деятельность?
В целом можно выделить несколько основных источников финансирования акселераторов:
- Частные инвесторы и венчурные фонды. Они вкладывают средства в акселератор, рассчитывая в дальнейшем инвестировать в его выпускников и получить прибыль от этих инвестиций.
- Крупный бизнес и корпорации. Создают акселераторы для поиска перспективных решений и стартапов для последующего сотрудничества или поглощения.
- Государственные гранты и субсидии. Государство поддерживает акселераторы в рамках инновационной политики как инструмент стимулирования технологического предпринимательства.
- Спонсорство крупных компаний. Корпорации могут выступать спонсорами акселератора, чтобы получить доступ к инновационным решениям и стартапам.
- Плата за участие от проектов. Некоторые акселераторы берут плату с команд за участие в программе или долю в проекте.
На практике зачастую используется смешанная модель финансирования. Например, частные инвесторы создают акселератор, привлекая спонсорскую поддержку от крупного бизнеса и госсубсидии. Или корпоративный акселератор дополняет собственное финансирование взносами от стартапов.
Разные источники финансирования определяют модель и особенности работы акселератора. Частные и венчурные акселераторы будут ориентированы на поиск потенциально прибыльных стартапов. Корпоративные решают задачи бизнеса. Государственные обеспечивают инновационное развитие.
У акселераторов нет единого источника средств. Это всегда сочетание финансирования от разных классов инвесторов, компаний и госструктур в зависимости от поставленных целей.
Преимущества для стартапов
Участие в акселераторе дает стартапу целый ряд важных преимуществ. Вот основные выгоды, которые получает проект, попавший в акселерационную программу:
- Финансирование. Многие акселераторы сразу предоставляют инвестиции проектам или помогают привлечь средства после завершения.
- Менторство опытных предпринимателей и инвесторов. Акселераторы предоставляют доступ к ценным знаниям и связям.
- Образовательная программа по различным аспектам ведения бизнеса и технологий.
- Помощь в разработке и улучшении продукта под реальные потребности рынка.
- Нетворкинг и знакомство с потенциальными партнерами, инвесторами, клиентами.
- Бизнес-экспертиза по широкому кругу вопросов от масштабирования до юридических аспектов.
- Ресурсы акселератора - офис, оборудование, программное обеспечение и так далее.
- Повышение узнаваемости проекта и доверия к нему после прохождения отбора и обучения.
Акселераторы позволяют стартапам быстрее встать на ноги и вырасти в полноценный бизнес. Участие в акселераторе - это серьезный трамплин для развития проекта при грамотном подходе.