Федеральная судебная система РФ
Федеральная судебная система РФ является очень важным аспектом в системе государственных органов, имеющих властные полномочия. Потому что именно суд может решить спорный вопрос между истцом и ответчиком, признать вину гражданина в причинении вреда другому лицу, совершении противоправных действий, преступлений. Система судебной власти в РФ обеспечивает права людей для того, чтобы можно было обжаловать действия должностного лица, изучить информацию об административных нарушениях. От эффективной работы системы судов зависит разрешение спорных моментов: уголовных, политических и экономических. В десятой статье основного закона Российской Федерации указывается, что система судебных органов РФ обладает независимостью от органов власти. Они принимают решения, исходя из своего анализа, изучения различных дел. В ФКЗ о судебной системе РФ указано, что на их постановления не сможет повлиять ни одно руководящее лицо. Система различных судов проводит независимую работу при осуществлении изучения дел. Они самостоятельны в своих полномочиях. В своей деятельности они опираются на "Закон о судебной системе РФ".
Основополагающие принципы: гласность, состязательность, открытость, равенство.
Статус судей
Из-за имеющегося положения к судьям предъявляются различные критерии: должно быть российское гражданство, возраст от 25 лет, наличие профессиональной специализации, опыт в деятельности по специализации не меньше пяти лет. Чтобы осуществлять защиту прав и обязанностей граждан, они должны применять конституционные правила.
Устройство
Какова структура судебной системы РФ?
Суды общей юрисдикции состоят из Верховного, судов регионов, гарнизонов. Они занимаются делами, которые возникают из-за наличия незаконных беспорядков. Институт мирового судьи занимается в этом суде вынесением различных решений. Как суд в главной первой инстанции, они уполномочены заниматься рассмотрением доводов уголовной и гражданской направленности.
Конституционный суд РФ. Это властный орган, в полномочиях у которого присутствует контролирующая функция. Он имеет право запрещать постановления, которые не соответствуют закону. Под надзором у него находятся конституционные и региональные суды субъектов РФ. Они не могут состоять в федеральной системе судов.
Для служащих этого органа власти документом, который обладает наивысшим авторитетом, является основной закон страны.
Обязанности:
- Контролирует соответствие нормативных документов главному своду законов.
- Возбуждает дела, связанные с нарушением норм права.
- Разрешает сложные вопросы, имеющиеся между властными органами субъектов, которые носят законодательный характер.
- Занимается толкованием права. Такая функция заключается в самой организации этого органа. Эффективный контроль над соблюдением закона без такой функции невозможен. Но выполнить толкование суд по своей инициативе не имеет права. Когда поступает запрос от определенного органа, исполняющего закон, управляющего лица, тогда выполняется эта функция. Она имеет официальную и естественную характеристику для всей власти. Все нормативные акты, законодательные договора должны соответствовать основному закону. Потому что те, которые будут признаны незаконными, утратят свою силу.
- Рассматривает вопросы, касающиеся того, чтобы соблюсти процедуру выдвижения на должность главы страны, а еще может выдвигать претензии в измене, в наличии признаков недопустимого действия. По запросу Совета страны суд обязан выполнить такие функции.
Судебная система РФ. Верховный суд
Это специализированный вид системы, который занимается проверкой дел гражданского и уголовного направления. Он является главной составляющей в совокупности общей юрисдикции. Действует самостоятельно. Когда выполняет свои основополагающие функции, опирается на основной свод законов страны, а также законы федерального значения и незаменимые аспекты норм права, региональные законы.
Полномочия:
- Занимается снятием судей с должности. Верховный суд по определенным видам дел выступает как первостепенная инстанция. Например, если против должностного лица судебного органа возбудили дело, то оно имеет право попросить, чтобы спорную ситуацию рассматривал именно Верховный суд РФ.
- Прорабатывает жалобы, которые связаны с нарушением избирательного права.
- Выступает как вторая инстанция при рассмотрении дел, когда открываются новые обстоятельства дела.
- Разъясняет вопросы, касающиеся анализа судебной практики.
- Контролирует работу военных и специализированных судов.
Долгое время было принято, что Пленум Верховного суда РФ дает указания, которые обязательны для всех судов. Но в то же время происходило игнорирование утверждения, что обязанность разъяснений подрывает независимость судей. Поэтому статью 126 Конституции РФ поменяли. Теперь суд осуществляет разъяснительную работу, но указания необязательны для других судей. Такое положение закреплено в ФКЗ о судебной системе РФ.
Высший Арбитражный суд РФ
Это система краевых, городских, арбитражных судов. В России судебная власть, которая относится к гражданским и административным вопросам, исполняется Арбитражными судами.
Это главный государственный механизм, который занимается экономическими спорами.
В его компетенции только те вопросы, которые предусматривает Арбитражный процессуальный кодекс.
Полномочия:
- Контролирует деятельность федеральных судов.
- Разъясняет и анализирует судебную практику.
- Проверяет на соответствие закону и содержанию решений, которые вступили в силу.
- Проводит разъяснительную работу по направлению судебной практики.
- Рассматривает ситуации, связанные с управлением, которые могут возникнуть при участии государственных органов.
Данный вид системы судов ведет надзор за работой судов только в процессуальных формах, а не в административных. Потому что у них есть независимость. Они не состоят в административной подчиненности Высшего Арбитражного суда. Смысл контроля - это проверка законности нормативных актов, которые обладают активным юридическим статусом.
Арбитражные суды субъектов
Эти органы власти занимаются тем, что решают споры между организациями и индивидуальными предпринимателями, а также между иными органами в рамках административного производства. Как суд первой инстанции, рассматривают претензии, которые могут возникнуть из экономических или правовых отношений.
Мировые судьи
Этот вид власти необходим для урегулирования сложных вопросов мирным путем по соглашению сторон. Также для того, чтобы у граждан была возможность быстрее приблизиться к правосудию. Для того чтобы процесс осуществлялся эффективно, мировые судьи приобрели статус общей юрисдикции субъектов РФ.
Полномочия:
- Разбирают уголовные и гражданские вопросы, а также административные нарушения. Дела рассматривают единолично. Если говорить об уголовном производстве, то суд занимается только теми делами, возможное наказание за которые не превышает трех лет изоляции от общества.
- Соблюдают правосудие.
- В их компетенции находятся вопросы бракоразводного процесса, выдачи судебных постановлений, разделения имущества.
Районные суды
Это такая совокупность судов, в которой разбираются дела по апелляционной инстанции. Они являются той инстанцией, которая находится выше по отношению к мировым судам. Осуществляют работу в определенном районе. Ведут дела более значимые, чем мировые судьи.
Военные суды
В их структуру входят: военная коллегия, военные, окружные суды и суды гарнизонов.
В пределах компетенции выполняют функции по рассмотрению дел о преступных деяниях, которые совершены военнослужащими или имеющими военные обязанности во время учебных сборов. Также сюда можно отнести состав офицеров, сержантов. То есть граждан, которые имеют воинские полномочия.
Каков срок, в течение которого судьи выполняют полномочия? Он не имеет ограничений. Но есть рамки по поводу того, до какого возраста можно находиться в должности. Такой срок составляет семьдесят лет.
Выполнение его функций может быть прекращено по приказу коллегии судей. Если только они не прекратились из-за того, что наступил максимальный возраст для пребывания в должности.
Структура судебной системы РФ помогает увидеть, как взаимосвязаны все инстанции.
Упразднение федеральных судов
Суды федерального значения могут упраздняться только в том случае, если вносятся определенные поправки в основной закон, а мировые судьи только с помощью региональных законов.
Но их невозможно упразднить, если вопросы, находящиеся в их компетенции, не передались другому суду в его регулирование.
Разновидность судебных инстанций
Когда рассматриваются споры первой инстанцией, то это самая главная часть судопроизводства. Потому что на этой стадии изначально реализовывается закон от гласного судебного процесса до судебной независимости. На судебном процессе могут осуществляться осмотр вносимых доказательств, опрос, оглашение доводов, экспертиза. Если происходит заслушивание свидетельских показаний во время процесса, то протокол расследования зачитан быть не сможет. Судом самостоятельно анализируются обстоятельства, касающиеся виновного лица. В такой инстанции дело может быть рассмотрено любым судом. В порядке исключения выступает Конституционный суд РФ.
Вторая инстанция позволяет региональным судам проверять соответствие законности выносимых решений, которые уже приняты, но не вступили в силу. При анализе апелляции на законность суд не ограничивается вопросом, может ли быть удовлетворен иск. Анализирует все соответствующие части дела. Также в производстве есть смысл предоставлять дополнительные важные документы: справочные документы, объяснительные. Суд также имеет право не удовлетворить жалобу, приговор мировых судей или вынести оправдательное решение.
Если в первой инстанции не предоставились документы, то в апелляционной стадии их рассмотреть не представляется возможным.
Производство в кассационной стадии - это проверка того, насколько законны приговоры, решения. Если отсутствует заявленная законность, то такие решения не проходят проверку. В таком порядке дела могут быть проверены только один раз. При подаче жалобы в этой стадии отсутствует определенная форма для того, чтобы ее подать. Это облегчает процесс, делая его быстрым и доступным для людей, у которых отсутствует юридическая подготовка. Также и потерпевшая сторона имеет возможность подать жалобу не только в собственных интересах, но и по поводу другого лица. При уголовном процессе дела анализируются в большом объеме с проверкой всех лиц, которые участвуют в производстве. Если дело рассматривается в гражданском судопроизводстве, то анализируются решения суда первой инстанции. Вносить дополнительные материалы на этом этапе может только прокурор. Такая возможность существенно ограничена, если сравнивать с апелляционной инстанцией.
Рассмотрение в надзорной стадии характеризуется тем, что суд обеспечивает проверку приговоров, которые вступили в силу. Здесь присутствует другой порядок для того, чтобы опротестовать решение. Уголовное производство тут не связано с доводами протеста. Если осуждению подвергаются определенное количество лиц, то дело проверяют в отношении всех осужденных. Также на этом этапе осуществляется проверка законности судебных постановлений и их обоснованности. Есть возможность вносить исчерпывающие материалы, кроме следственных. В надзорном производстве подпадают под проверку решения не только первой инстанции, но и третьей. К примеру: соответствие законности приговоров, вынесенных районным судом, подлежит проверке сначала областным, а потом Верховным Судом страны. И происходить такие действия могут несколько раз. Поэтому очень важно все необходимые документы собирать на начальном этапе, потому что потом из-за того, что их не хватает, нужно будет прилагать их при рассмотрении дела в последующих инстанциях. Это может продлить судебное разбирательство, потому что у судьи должны быть все необходимые материалы дела. Их наличие, безусловно, влияет на исход дела.
При слушании дел, когда появились новые обстоятельства, также проверяется соответствие закону. Но исследуется в этой стадии не только информационные факты, которые были известны раннее, но и новые факты, прикрепленные к делу.
Место судов в судебной системе РФ
Получается, что судам предоставляется совокупность полномочий, относящихся к их компетенции. Должностные лица обладают масштабными функциями и имеют привилегии. Предоставленные возможности ускоряют процесс судопроизводства, но при этом они предоставляют судьям возможность вести дела, руководствуясь личными взглядами. Поэтому система судов должна постоянно совершенствоваться, несмотря на то, что четко определен круг их обязанностей. В качестве законодательного источника полномочий, где указано понятие судебной системы РФ, выступает специальный нормативный документ. Он подписан Правительством для регламентирования деятельности таких учреждений. Этим нормативным документом является "Закон о судебной системе РФ".