Что такое методика: сущность, функции и особенности

Методика играет ключевую роль во многих сферах нашей жизни. Но что же на самом деле представляет собой это понятие? Давайте разберемся.

Определение методики

В широком смысле под методикой понимается совокупность методов, приемов и правил выполнения какой-либо деятельности. Например, методика научного исследования, методика обучения, методика работы с документами и т.д.

В более узком смысле методика - это конкретные рекомендации, "рецепт" по осуществлению определенных действий и операций. То есть методика отличается от общего метода бóльшей детализацией и ориентацией на решение частных практических задач.

Методика тесно связана с такими понятиями как метод, технология, алгоритм. Но в то же время имеет свои отличительные особенности:

  • В отличие от метода, методика более конкретна и детализирована
  • В отличие от технологии, методика менее формализована
  • В отличие от алгоритма, методика не столь жестко регламентирована

Таким образом, методика - это система рекомендаций и правил осуществления деятельности с учетом конкретных условий и особенностей.

Функции методики

К основным функциям методики можно отнести:

  1. Решение конкретных практических задач. Например, методики диагностики заболеваний, методики контроля качества продукции и т.п.
  2. Формирование умений и навыков у обучающихся. К таким методикам относятся различные методики обучения - вождению автомобиля, игре на музыкальных инструментах, изучению языков и т.д.
  3. Руководство, инструкция к действию. Методики проведения спасательных операций, методики ликвидации чрезвычайных ситуаций, инструкции по эксплуатации технических устройств и многое другое.
  4. Контроль и оценка. Существуют различные педагогические и психодиагностические методики, позволяющие оценить знания, умения, личностные характеристики и способности человека.
  5. Повышение эффективности деятельности за счет стандартизации операций и процедур.

Таким образом, ключевыми функциями методики являются: решение задач, формирование навыков, инструктирование, контроль и повышение эффективности деятельности.

Структура методики

Методика как документ, как правило, имеет следующую структуру:

  • Титульный лист
  • Аннотация
  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения (при необходимости)

При разработке методики следует придерживаться определенных требований к ее структуре и содержанию:

  1. Логичность, последовательность изложения материала
  2. Конкретность, четкость формулировок
  3. Обоснованность всех положений и рекомендаций
  4. Системность, взаимосвязь всех элементов

Рассмотрим структуру конкретной методики на примере "Методики преподавания математики в средней школе":

Во введении обосновывается актуальность данной методики, определяются цели и задачи.

В основной части последовательно раскрываются вопросы: выбор форм и методов обучения математике, планирование учебного процесса, организация и проведение уроков математики, методика изложения отдельных разделов и тем школьного курса математики, методы активизации познавательной деятельности учащихся, контроль знаний и умений.

В заключении подводятся итоги, формулируются основные выводы.

Приложения содержат дополнительные материалы: примеры конспектов уроков, контрольно-измерительные материалы, наглядные пособия и др.

Классификация методик

Существуют различные основания для классификации методик:

  • По сфере применения (научные, учебные, производственные, медицинские и т.д.)
  • По функциональному назначению (обучающие, диагностические, исследовательские и т.д.)
  • По степени новизны и оригинальности (традиционные и инновационные)

Остановимся подробнее на классификации методик по сфере применения.

Образовательные методики

В педагогике используется целый спектр различных методик, в том числе:

  • Методики обучения отдельным предметам и дисциплинам
  • Методики нравственного, патриотического, эстетического воспитания
  • Методики инклюзивного образования для детей с особыми потребностями
  • Методики организации исследовательской и проектной работы учащихся

Научные методики

В науке используются такие виды методик как:

  • Методики проведения экспериментальных исследований
  • Методики обработки и интерпретации результатов
  • Методики теоретического анализа и моделирования

Производственные методики

Методики находят широкое применение в различных областях производства, в частности:

  • В изготовлении промышленных изделий
  • В проведении технического обслуживания и ремонтных работ
  • В обеспечении контроля качества продукции

Разработка методики

Что же представляет собой процесс создания методики?

Прежде всего, разработка начинается с определения цели и задач методики, выявления потребности в ней.

Далее проводится изучение уже существующих наработок в данной предметной области.

После чего осуществляется непосредственная разработка содержания методики, отбор оптимальных методов и средств.

Требования к методикам

Разрабатываемые методики должны отвечать определенным требованиям, в том числе:

  • Обоснованность - все положения и рекомендации методики должны быть научно аргументированы
  • Системность - методика должна представлять собой логически взаимосвязанную систему понятий, правил, процедур
  • Эффективность - применение методики должно приводить к достижению поставленных целей

Принципы построения методик

При разработке следует придерживаться таких принципов:

  1. Принцип научности - методика должна основываться на достоверных научных данных
  2. Принцип систематичности и последовательности - логическая упорядоченность этапов и процедур
  3. Принцип доступности - изложение материала, понятное целевой аудитории

Критерии оценки методик

Для оценки качества разработанных методик используют такие критерии:

  • Валидность - соответствие целям и задачам
  • Надежность - устойчивость результатов при повторных применениях
  • Технологичность - отсутствие сложностей при реализации на практике

Рекомендации по улучшению методик

Для повышения эффективности методик рекомендуется:

  • Адаптировать содержание под конкретные условия применения
  • Дополнять практическими примерами и иллюстративным материалом
  • Периодически актуализировать в соответствии с новыми данными
Комментарии