Что такое пневмогидроусилитель (ПГУ) сцепления: основные компоненты и их функции

Пневмогидроусилитель (ПГУ) сцепления - важнейший элемент трансмиссии грузовых автомобилей и автобусов, позволяющий облегчить работу водителя. Давайте разберемся, что это за устройство и как оно устроено.

Назначение и принцип работы ПГУ сцепления

ПГУ сцепления представляет собой устройство, устанавливаемое на корпус сцепления и предназначенное для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к педали сцепления. Без ПГУ для выключения муфты сцепления на грузовиках и автобусах требовались бы колоссальные усилия, что сделало бы невозможным управление такой техникой.

В состав ПГУ входят следующие основные элементы:

  • гидравлический цилиндр и поршень
  • пневматический цилиндр и поршень
  • "следящее" устройство
  • возвратная пружина
  • впускной и выпускной клапаны

Работает ПГУ следующим образом:

  1. При нажатии на педаль сцепления гидравлическая жидкость под давлением начинает действовать на поршень в гидроцилиндре.
  2. Поршень гидроцилиндра через "следящее" устройство приводит в действие пневмоцилиндр, подавая в него воздух.
  3. Суммарное усилие гидропоршня и пневмопоршня через шток передается на рычаг вилки выключения сцепления.
  4. После того, как педаль отпущена, возвратная пружина возвращает все механизмы ПГУ в исходное положение.

Таким образом, ПГУ позволяет при нажатии на педаль сцепления развести тяжелые стальные диски муфты за счет усилия сразу двух поршней - гидравлического и пневматического. Это существенно облегчает работу водителя и повышает комфорт управления автомобилем.

Устройство и составные части ПГУ сцепления

Корпус ПГУ сцепления состоит из двух основных частей:

  • Передняя часть выполнена из алюминия
  • Задняя часть выполнена из чугуна

Между этими элементами устанавливается специальная резиновая прокладка, выполняющая роль герметизирующей диафрагмы.

Основными деталями ПГУ являются:

  1. Гидравлический цилиндр диаметром до 100 мм
  2. Пневматический цилиндр аналогичного диаметра
  3. Поршни гидравлический и пневматический
  4. "Следящее" устройство с поршнем
  5. Манжеты, прокладки и уплотнения
  6. Возвратная пружина
  7. Клапан перепускной
  8. Клапаны впускной и выпускной
  9. Штуцеры и патрубки для подвода жидкости и воздуха

Для изготовления основных деталей ПГУ используются следующие материалы:

Деталь Материал
Корпус Алюминий, чугун
Поршни Сталь 40Х
Манжеты и уплотнения Резина на основе NBR
Прокладки Паронит
Пружины Сталь 65Г

Размеры и вес ПГУ для грузовиков КамАЗ:

  • Длина: 42-45 см
  • Ширина: 14-16 см
  • Высота: 16-18 см
  • Вес: 2,8-3,2 кг

Благодаря компактным размерам и небольшому весу, ПГУ легко монтируется на корпус сцепления. При этом конструкция ПГУ позволяет развивать усилие до 6000 Н, что вполне достаточно для надежного выключения многодисковых муфт сцепления самых тяжелых грузовиков.

Монтаж и снятие ПГУ сцепления

Для подготовки к демонтажу ПГУ сцепления необходимо:

  1. Сбросить давление из пневмосистемы тормозов
  2. Слить или перекрыть рабочую жидкость гидросистемы
  3. Отсоединить провода от датчиков ПГУ
  4. Отсоединить патрубки подвода воздуха и жидкости

Далее ПГУ отвинчивается от картера сцепления и снимается в сборе.

Установка нового ПГУ осуществляется в обратном порядке с обязательной подтяжкой всех крепежных соединений рекомендованным моментом.

После установки производится:

  • Заполнение гидросистемы жидкостью и удаление воздуха
  • Проверка герметичности соединений
  • Регулировка свободного хода поршня ПГУ
  • Проверка работы ПГУ при выключении сцепления

Таким образом, замена ПГУ при поломке или плановом ТО не должна вызывать затруднений у опытного автомеханика.

Диагностика и ремонт ПГУ сцепления

ПГУ сцепления является достаточно надежным механизмом, однако при интенсивной эксплуатации грузовиков и автобусов его элементы подвергаются повышенным нагрузкам и износу. Поэтому важно своевременно диагностировать возможные неисправности ПГУ и при необходимости производить ремонт.

К основным внешним признакам неисправностей ПГУ относятся:

  • Течь рабочей жидкости или воздуха
  • Неполное выключение муфты сцепления
  • Увеличенный или недостаточный ход педали
  • Посторонние шумы при работе ПГУ

Более точная диагностика возможна с использованием диагностических сканеров, подключаемых к электронным блокам управления двигателем и трансмиссией.

Разборка и сборка ПГУ сцепления

Разборка ПГУ для ремонта начинается после полного снятия устройства с автомобиля.

Последовательность разборки ПГУ:

  1. Снятие крышки заднего корпуса
  2. Извлечение пневмопоршня и гидроцилиндра
  3. Демонтаж манжет, уплотнений, клапанов
  4. Разборка "следящего" устройства
  5. Очистка и промывка всех деталей

Сборка ПГУ после ремонта производится в обратной последовательности с заменой всех изношенных деталей на новые из ремкомплекта.

Регулировка отремонтированного ПГУ

После сборки отремонтированный ПГУ устанавливается на автомобиль и выполняются следующие регулировки:

  • Регулировка зазора между торцом поршня и рычагом вилки выключения сцепления
  • Регулировка хода педали сцепления
  • Проверка герметичности соединений гидро- и пневмосистем
  • Тестовые запуски двигателя с включением/выключением сцепления

После этого ПГУ считается полностью отремонтированным и готовым к дальнейшей эксплуатации.

Профилактика и плановое обслуживание ПГУ

Для предотвращения преждевременных поломок и продления срока службы ПГУ должно периодически проходить плановое ТО, включающее следующие работы:

  1. Проверка уровня рабочей жидкости в гидросистеме и доливка при необходимости
  2. Замена изношенных манжет и уплотнений
  3. Чистка и промывка корпусных деталей ПГУ
  4. Смазка подвижных соединений специальной консистентной смазкой

Выполняя эти недорогие профилактические работы с периодичностью 1 раз в 50 000 км пробега, можно существенно продлить ресурс ПГУ сцепления грузовых автомобилей и автобусов.

Комментарии