Дидактические материалы - это дополнительные учебные пособия. Примеры

Дидактические материалы играют важную роль в процессе обучения. С их помощью можно разнообразить урок, сделать его более наглядным и интересным для учащихся. Давайте разберемся, что представляют собой эти полезные инструменты.

Определение дидактических материалов

Дидактические материалы - это дополнительные учебные пособия, которые используются наряду с основными учебниками. К ним относятся:

  • презентации,
  • обучающие игры,
  • различные карточки,
  • иллюстрации,
  • схемы и таблицы,
  • аудио- и видеоматериалы в электронном виде.

Их основное назначение - активизировать познавательную деятельность учащихся, сделать процесс обучения более эффективным и интересным. Дидактические материалы это важные инструменты современного образовательного процесса.

Виды дидактических материалов

Существует множество разновидностей дидактических материалов. Рассмотрим основные из них.

Демонстрационные пособия

К демонстрационным пособиям относятся:

  • плакаты,
  • таблицы,
  • иллюстративные материалы к учебникам (карты, схемы),
  • сборники задач и упражнений.

Такие материалы либо раздаются учащимся для самостоятельной работы, либо демонстрируются учителем перед всем классом. Например, большие таблицы или плакаты обычно вывешивают на доске.

Раздаточные материалы

К раздаточным относятся:

  • карточки с заданиями, текстами или изображениями,
  • рабочие тетради,
  • контурные карты и пр.

Такие материалы выдают каждому ученику для индивидуальной или групповой работы. Иногда учащиеся готовят раздаточные материалы вместе с учителем или самостоятельно.

Например, на уроке математики в 6 классе можно использовать карточки с примерами для отработки навыков.

Работа с раздаточным материалом позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Таблицы

Таблицы - еще один популярный вид дидактических материалов. Они бывают:

  • справочные (содержат полезную информацию),
  • познавательные (иллюстрируют учебный материал),
  • инструктивные (служат образцом),
  • тренировочные (для закрепления знаний).

Крупные таблицы часто используют как плакаты. Например, периодическая система Менделеева обычно висит в кабинете химии.

Электронные дидактические материалы

Современные технологии открывают новые возможности для создания учебных материалов. К дидактическим материалам в электронной форме относятся:

  • видеоуроки,
  • мультимедийные презентации,
  • электронные книги и пособия,
  • интерактивные плакаты,
  • обучающие сайты и порталы.

Особенно эффективны видеоуроки - они позволяют учащимся самостоятельно изучать материал в удобном для них темпе. Также удобно использовать готовые электронные версии учебников и рабочих тетрадей.

Преимущества использования дидактических материалов

Применение разнообразных дидактических материалов в учебном процессе имеет ряд важных преимуществ:

  1. Повышается эффективность усвоения знаний за счет большей наглядности.
  2. Развивается самостоятельность учащихся при выполнении заданий.
  3. Обеспечивается индивидуальный подход в обучении.

Кроме того, работа с дидактическими материалами разнообразит урок, сделает его более увлекательным. А значит, повысит мотивацию школьников к обучению.

Как составить дидактический материал

Если вы хотите создать собственный дидактический материал, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:

  1. Определите цель и задачи материала.
  2. Выберите удобный формат (презентация, видео, карточки, плакат и т.д.)
  3. Структурируйте учебный материал.
  4. Красочно оформите.
  5. Апробируйте на практике, при необходимости доработайте.

При разработке следует учитывать возраст учащихся, особенности восприятия, уровень подготовки. Тогда дидактический материал действительно окажется полезным.

Готовые дидактические материалы

Если нет возможности или желания разрабатывать собственные дидактические материалы, можно воспользоваться уже готовыми вариантами. Такие материалы представлены по различным школьным предметам.

Математика

По математике можно найти такие полезные дидактические материалы, как:

  • сборники задач и упражнений по всем разделам (например, алгебра, геометрия),
  • тренировочные тесты для подготовки к экзаменам,
  • раздаточный материал с заданиями для уроков,
  • готовые презентации и видеоуроки по темам.

Дидактические материалы это важный инструмент для изучения математики. Особенно для отработки практических навыков решения задач и подготовки к проверочным работам или экзаменам.

Русский язык

Полезны будут такие дидактические материалы по русскому языку:

  • памятки по орфографии и пунктуации,
  • тренировочные упражнения,
  • карточки с заданиями,
  • образцы разбора по частям речи и др.

С их помощью удобно отрабатывать и закреплять правила, развивать орфографическую зоркость. Например, при подготовке к диктантам или изложениям.

Где найти готовые дидактические материалы

Готовые дидактические материалы можно найти:

  • на образовательных сайтах и порталах,
  • в электронных учебниках и пособиях (например, Лекта),
  • у издательств учебной литературы,
  • в открытом доступе на просторах интернета.

Часть материалов можно скачать и использовать бесплатно. Но некоторые представлены только в платном доступе.

Пример использования дидактического материала на уроке математики в 6 классе

Рассмотрим конкретный пример, как можно использовать дидактический материал на уроке математики в 6 классе при изучении действий с обыкновенными дробями.

Подготовка дидактического материала

Для урока были подготовлены карточки с различными заданиями на сложение, вычитание, умножение и деление обыкновенных дробей. Задания составлены с учетом нарастания сложности и разбиты на несколько уровней.

Организация работы в классе

На начальном этапе урока учитель объяснил основные правила и алгоритмы выполнения действий с дробями. Затем ученики были разделены на группы по 4-5 человек. Каждая группа получила набор карточек с заданиями.

Задания для групп

В течение 10-15 минут ученики в группах решали задачи. Более сильные ребята помогали остальным. По мере выполнения заданий группы могли обращаться к учителю за консультацией.

Разбор решений

После выполнения заданий 1-2 ученика от каждой группы выходили к доске, чтобы показать ход решения наиболее сложных или интересных задач. Остальные могли задавать вопросы и уточнять непонятные моменты.

Оценка результативности

В конце урока была проведена небольшая самостоятельная работа, чтобы оценить насколько эффективно усвоен материал с помощью дидактических материалов. Работа показала хорошие результаты - большинство учеников справилось с заданиями успешно.

Преимущества использования дидактических материалов в приведенном примере

Рассмотренный пример демонстрирует следующие преимущества применения дидактических материалов на уроке:

  • Повышение интереса учащихся к изучаемой теме;
  • Активное вовлечение каждого ученика в учебный процесс;
  • Отработка практических навыков выполнения заданий;
  • Возможность организации как фронтальной, так и индивидуальной работы;
  • Реализация дифференцированного подхода к обучению;
  • Наглядная демонстрация применения изученного материала.

Возможные недостатки и пути их преодоления

Однако у всего есть и обратная сторона. Работа с дидактическими материалами может иметь ряд подводных камней:

  • Нехватка времени на уроке для полноценного выполнения всех заданий;
  • Риск механического, формального подхода к заданиям;
  • Проблемы с организацией групповой работы и пр.

Чтобы минимизировать такие риски, учителю важно тщательно продумывать сценарий урока, отбирать задания, устанавливать лимиты времени на этапы работы. Тогда эффективность использования дидактических материалов будет максимальной.

Варианты дидактических материалов для изучения дробей

Кроме разработанных карточек с заданиями, при изучении темы "Действия с обыкновенными дробями" можно использовать и другие виды дидактических материалов:

  • Готовые таблицы со свойствами действий с дробями;
  • Памятки с основными алгоритмами и правилами;
  • Демонстрационные плакаты с примерами решения типовых задач;
  • Обучающие видеоролики с пошаговым разбором примеров;
  • Интерактивные online-тренажеры для самостоятельных упражнений.

Адаптация материалов для разных классов

Подготовленные дидактические материалы по дробям можно использовать не только в 6 классе, но и в 5 или 7 классе. Для этого потребуется незначительная адаптация:

  • В 5 классе снизить сложность заданий, сделать акцент на наглядности;
  • В 7 классе наоборот повысить уровень, добавить задач в несколько действий.

Гибкость и возможность адаптации - еще одно достоинство хорошо спланированных дидактических материалов.

Перспективы дальнейшего применения

Описанный подход к использованию дидактических материалов для изучения дробей может быть также эффективен и при освоении других разделов математики в 6 классе. Например, рациональных чисел, процентов, пропорций и т.д.

Комментарии