Почему так трудно запомнить правописание непроверяемых согласных?
Непроверяемые согласные - одна из самых сложных тем в русском языке. Многие допускают ошибки в словах, где эти согласные присутствуют. Давайте разберемся, почему так происходит и как облегчить запоминание этих коварных букв.
Трудности определения непроверяемых согласных
Непроверяемые согласные - это такие согласные в корне слова, которые нельзя проверить ни изменением слова, ни подбором однокоренных слов. Они просто запоминаются. В отличие от них, непроизносимые согласные можно проверить с помощью других форм этого слова или однокоренных слов.
Одна из главных трудностей при работе с непроверяемыми согласными заключается в том, что в некоторых словах произношение расходится с написанием. Например, в словах "баскетбол", "автобус" мы слышим [б], [д], а пишем совершенно другие буквы. Это может стать причиной ошибки.
Еще одна проблема в том, что не всегда понятно, какое слово относится к разряду словарных, а какое - проверяемых. Иногда кажется, что можно подобрать однокоренное слово и таким образом проверить сомнительный согласный, а на самом деле это не так. Например, к слову "рюкзак" трудно подобрать что-то родственное.
Кроме того, в различных учебниках и справочниках можно встретить неодинаковое толкование терминов "непроверяемый согласный" и "непроизносимый согласный". Это тоже порождает путаницу.
Причины путаницы
Есть несколько факторов, которые усложняют запоминание и применение правил о непроверяемых согласных:
- Исторические фонетические процессы, приведшие к несоответствию произношения и написания многих слов.
- Заимствования из других языков, где действуют иные правила оглушения согласных.
- Разница между устной и письменной речью - в устной речи мы чаще опираемся на слуховое восприятие.
Из-за всего этого люди путают похожие слова, делают ошибки в самых простых, казалось бы, словах. Часто вместо одной буквы по ошибке пишут другую, "парную" ей.
Например, вместо "автобус" может быть написано "адтобус", вместо "баскетбол" - "паскетбол" и т.д.
Кроме того, бывает сложно вообще определить, является ли согласная буква в конкретном слове проверяемой или нет. Из-за этого люди пытаются применить к непроверяемым согласным проверочные слова, что приводит к ошибкам.
Какие слова вызывают трудности
Рассмотрим на конкретных примерах, какие слова с непроверяемыми согласными вызывают у людей наибольшие сложности:
- Слова с удвоенными согласными: класс, грамм, группа.
- Заимствованные слова: джинсы, киллер, блоггер.
- Слова, где путают похожие буквы: баскетбол, коробка, картофель.
Часто люди пишут в таких словах одну согласную вместо другой. Например, "кЛАСс" вместо "клАсс", "бОкс" вместо "бокС", "каРТОфель" вместо "карТОфель". Причина в том, что им кажется, будто в слове звучит другая буква. На самом же деле это непроверяемые согласные, которые просто нужно запомнить.
Верно | Неверно |
Класс | КЛАСс |
Бокс | БОкс |
Еще одна распространенная ошибка - когда в заимствованных словах вместо одной буквы пишут похожую русскую. Например, футБОЛ, блоГГер, джынсы. Это тоже связано с тем, что человек ориентируется на слух, а не на правило.
Другая распространенная ошибка - это когда вместо одной буквы пишут другую, "парную" ей. То есть глухую вместо звонкой и наоборот. Рассмотрим такие примеры:
Ошибки со звонкими и глухими согласными
Часто люди путают буквы Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Например, вместо слова "футбол" пишут "фУдбол". А вместо "баскетбол" - "паскетбол". Причина в том, что им кажется, будто они слышат именно такие звуки. Хотя на самом деле это непроверяемые согласные, которые нельзя менять.
- Футбол, а не фУдбол
- Блог, а не плог
- Автобус, а не адтобус
Трудности с удвоенными согласными
Еще один класс ошибок - это когда вместо двойной согласной пишут одну. Например, "грам" вместо "грамм", "клас" вместо "класс". Или наоборот - когда ставят лишнюю букву там, где ее быть не должно.
Причина опять же в том, что человек полагается на слух, а не на правило. К тому же многие не знают, в каких именно словах есть удвоенные буквы, а в каких их нет.
Например, в словах "программа", "коллега" двойных согласных нет, а вот в словах "группа", "касса" они есть. Это тоже нужно запомнить.
Трудные случаи среди заимствованных слов
Особняком стоят заимствованные слова. В них часто встречажтця "непроверяемые согласные примеры", которые невозможно объяснить правилами русского языка. Просто нужно запомнить их написание. Рассмотрим примеры:
- Киллер, дриблинг, селфи
- Маркетинг, брифинг, имидж
- Стартап, ноутбук, онлайн
Как видим, во всех этих словах есть буквы, написание которых никак не выводится из правил. Поэтому люди часто их путают.
Полезные методы запоминания
Давайте теперь рассмотрим, какие есть полезные методы и приемы, которые помогут легче запомнить правописание слов с непроверяемыми согласными.
Один из самых эффективных способов запомнить правописание слов с непроверяемыми согласными - это составлять ассоциации. Например, представить образ слова или придумать к нему небольшую забавную историю. Рассмотрим такой метод подробнее.
Ассоциативный метод
Чтобы запомнить слово "киллер", можно представить человека в черных очках с огромным ножом. А можно придумать историю про киллера Колю, который очень любит колбасу. Тогда по ассоциации с этим образом слово легко запомнится.
Для слова "баскетбол" можно представить огромный баскетбольный мяч, который прыгает, как бас. А можно придумать игрока по имени Басик, который забивает только трехочковые броски.
Такой метод хорошо запоминается и вызывает положительные эмоции. Он помогает прочно связать в памяти написание слова и его звучание.
Работа с этимологией слова
Еще один эффективный прием - узнавать происхождение сложных слов. Например, слово "блогер" пришло от английского "blogger". А "стартап" произошло от соединения английских слов "start" и "up".
Зная корни слова и историю его появления, легче запомнить правильное написание. Можно также сравнить написание в разных языках, чтобы понять, почему в русском варианте присутствуют те или иные буквы.
Выделение орфограмм разными цветами
Хороший способ визуально запомнить слова с непроверяемыми согласными - использовать разноцветное выделение. Можно взять разные фломастеры или ручки и выделять "опасные" буквы в словах.
Например, в слове "киллер" красным выделить двойное "л", в слове "блогер" синим выделить "г", в слове "автобус" зеленым - "т". Тогда запоминание пойдет быстрее и надежнее. Такой яркий и нестандартный подход хорошо запоминается.