Почему от прекрасной музыки по коже бегут мурашки
Музыка способна вызывать у людей самые яркие эмоции и даже физические ощущения. От прекрасных мелодий у многих бегут мурашки по коже. Давайте разберемся, откуда берется этот удивительный феномен и что он может рассказать о нашем мозге.
1. Что такое "мурашки" от музыки
Явление, когда от прослушивания музыкальных произведений по коже бегут мурашки, в науке получило название «фриссон». Этот термин происходит от французского слова frisson , означающего «дрожь» или «содрогание».
Это ощущение воспринимается как волны удовольствия, пробегающие по поверхности вашей кожи. Некоторые исследователи даже называют это переживание «кожным оргазмом».
По данным опросов, фриссон хотя бы раз в жизни испытывали около двух третей всех людей. На интернет-форумах даже существуют отдельные ветки, где пользователи делятся музыкальными произведениями, вызывающими у них мурашки.
К классическим примерам композиций, запускающих «гусиную кожу», относят:
- «Страсти по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха
- «Концерт для фортепиано с оркестром No 1» Фредерика Шопена
- Песню «Making Love Out of Nothing At All» группы Air Supply
- Вокальную симфонию «Mythodea» греческого композитора Вангелиса
2. Нейробиология феномена
С научной точки зрения фриссон представляет собой интереснейшее явление, позволяющее заглянуть в физиологические механизмы восприятия музыки.
Исследования мозга при помощи функциональной МРТ показали, что в момент «мурашек» активируется система вознаграждения.
В хвостатом ядре головного мозга вырабатывается дофамин – гормон удовольствия и счастья. Когда его концентрация в крови достигает пика, он высвобождается в прилежащем ядре, откуда и поступает сигнал на волосяные фолликулы, заставляя их сокращаться.
То есть по сути мурашки возникают по тому же принципу, что и положительные эмоции от вкусной еды, секса или азартных игр. Наш мозг воспринимает прекрасную мелодию как своеобразное «вознаграждение».
3. Люди с особенностями личности
Однако далеко не все подвержены «музыкальным мурашкам» . Ученые предположили, что склонность к фриссону может зависеть от личностных характеристик.
В частности, они обратили внимание на такую черту, как «открытость новому опыту» - один из показателей в модели «Большая пятерка» наряду с экстраверсией, доброжелательностью и другими.
Люди, обладающие высокой «открытостью», как правило, имеют богатое воображение, ценят оригинальность и разнообразие, часто задумываются о своих чувствах.
Действительно, в ходе экспериментов подтвердилось, что именно у таких испытуемых при прослушивании музыки гораздо чаще наблюдался фриссон.
Также музыканты и люди творческих профессий более других подвержены «мурашкам» от звуков.
4. Механизмы возникновения ощущений
Но почему же музыка вызывает такие яркие физические ощущения у одних слушателей и оставляет других равнодушными?
Оказалось, большую роль здесь играет интеллектуальное вовлечение в процесс.
Мы предположили, что чем сильнее человек вовлекает себя мысленно в развитие музыкальной композиции, тем выше вероятность фриссона.
Люди как бы моделируют в уме дальнейшее развитие мелодии. И если их ожидания совпадают с реальным звучанием – наступает мощный выброс дофамина.
Также помогает представить себе визуальные образы, ассоциирующиеся с музыкой. Те, кто буквально «погружается» в произведение с помощью фантазии, гораздо острее реагируют на звуки.
5. Зависимость от жанра и структуры
Интересно, что возникновение фриссона не связано напрямую с конкретным музыкальным жанром.
«Мурашки» могут появляться как от классики, джаза или рок-н-ролла, так и от тяжелого металла или даже техно.
Гораздо важнее оказывается структура произведения, а именно – наличие непредсказуемых, захватывающих моментов.
Например, резкая смена ритма, неожиданное вступление нового инструмента...
Вот почему многие классические вещи вроде произведений Моцарта, Бетховена или Рахманинова вызывают мурашки гораздо чаще современных «трехаккордных» хитов. Их музыкальный язык намного более изощрен и полон сюрпризов для слушателя.
«Страсти по Иоанну» Баха | 1-е место |
«Концерт для фортепиано с оркестром No 1» Шопена | 2-е место |
Именно эти классические шедевры в исследованиях постоянно занимали первые строчки в рейтингах «мурашкообразующей» музыки.
6. Сходные явления: АСМР и "мурашки" не от музыки
Хотя фриссон чаще всего ассоциируется с прослушиванием музыки, на самом деле схожие ощущения могут возникать и от других стимулов.
Например, в интернете популярны видеоролики, вызывающие автономную сенсорную меридиональную реакцию (АСМР). Это могут быть тихий шепот, шелест бумаги и другие приятные звуки, а также визуальные стимулы.
Также некоторые испытывают мурашки во время физических контактов, наблюдения за процессом рисования и в других ситуациях.
Однако в отличие от «музыкального фриссона» , данный феномен пока не получил внятного научного объяснения.
По мнению специалистов, это может быть особенностью работы мозга, которую еще только предстоит изучить будущим поколениям неврологов.
7. Фриссон как показатель развития мозга
Интересно, что способность испытывать мурашки от музыки может служить своеобразным маркером интеллектуального и эмоционального развития человека.
Во-первых, это свидетельствует об умении глубоко погружаться в произведение, мысленно моделируя его развитие. А значит, о высоком уровне креативности и эрудиции.
Во-вторых, «музыкальный фриссон» указывает на особую чувствительность эмоциональных центров мозга, отвечающих за получение удовольствия.
8. Практическое применение знаний о феномене
Если вы хотите чаще испытывать приятные мурашки от любимых мелодий, можно дать несколько рекомендаций, основанных на результатах исследований.
- Старайтесь как можно сильнее вовлекаться в музыку интеллектуально: прогнозируйте развитие сюжета, представляйте ассоциированные образы.
- Подбирайте композиции с захватывающими неожиданными моментами – этими «изюминками» так богата классика.
- Развивайте свою эмоциональную отзывчивость и открытость новым впечатлениям – посещайте концерты, театры, музеи.
9. Открытые вопросы будущим исследованиям
Несмотря на многочисленные исследования феномена, ряд вопросов пока остается открытым для изучения будущим поколениям ученых.
В частности, хотелось бы выяснить, насколько способность к фриссону обусловлена генетически и может передаваться по наследству.
Также пока недостаточно ясна нейрофизиологическая картина этого удивительного явления – какие именно процессы запускают мурашки на клеточном уровне.
И конечно, остается открытым вопрос, можно ли целенаправленно, искусственно вызвать фриссон, воздействуя на определенные структуры мозга.
10. Перспективы практического использования эффекта
Учитывая сильное положительное влияние «музыкальных мурашек» на психоэмоциональное состояние, в будущем, возможно, удастся разработать эффективные методики их стимуляции.
Это могло бы применяться в терапевтических целях при депрессиях, стрессах и других расстройствах.
Также искусственное вызывание фриссона от музыки или других приятных стимулов могло бы войти в арсенал методов релаксации и оздоровления.
Безусловно, подобные технологии пока находятся в области фантастики. Но кто знает, что принесет будущее – ведь еще совсем недавно и сам феномен «мурашек от музыки» казался необъяснимой загадкой!
11. Генетическая предрасположенность к фриссону
Как мы говорили ранее, далеко не все люди испытывают мурашки при прослушивании музыки и других приятных стимулов. Возникает резонный вопрос - что определяет, почему одни так остро реагируют, а другие остаются равнодушными?
Одним из возможных объяснений является генетическая предрасположенность. Есть гипотеза, что существует определенный набор генов, отвечающих за склонность к фриссону.
Если такие версии подтвердятся, это может пролить свет на механизмы работы эмоциональных и когнитивных систем мозга, вовлеченных в феномен мурашек.
12. Фриссон и эволюция человека
Также интересно рассмотреть явление мурашек от музыки с точки зрения эволюции человека как вида.
Возможно, эта особенность изначально формировалась как механизм получения удовольствия от социального взаимодействия, укрепляющий связи в племени.
Совместное музицирование, ритуальные пляски вызывали мощный эмоциональный подъем, что увеличивало сплоченность группы.
13. Применение фриссона в образовании
Еще один потенциальный аспект практического применения - использование эффекта мурашек в сфере образования и развития навыков.
Яркие положительные эмоции от музыки могут способствовать лучшему усвоению и запоминанию новой информации.
Мелодии, стихи, исторические даты - все это можно связать с приятными физическими ощущениями для облегчения процесса обучения.
14. Философский аспект: музыка и душа
Наконец, стоит коснуться философского, духовного ракурса проблемы - что мурашки от музыки могут сказать о природе человеческой души?
Раз мы столь мощно реагируем не только сознанием, но и телом, значит, музыка способна затронуть наши глубинные внутренние струны?
А может быть, в одухотворенных звуках мы на миг прикасаемся к чему-то высшему, что и вызывает столь яркий отклик?