Почему Китай называют Поднебесной - страной, лежащей под небесным сводом

Китай издревле почитали как центр мира, лежащий под сводом небес. Откуда взялось это удивительное название и почему оно так точно отражает сущность Поднебесной? Узнайте в нашей статье.

История возникновения названия "Поднебесная"

Термин "Поднебесная" (天下, Тянься) впервые появляется в 1600 г. до н.э. при династии Шан. В те времена китайцы считали Небо верховным божеством, местом обитания духов и драконов. А император воспринимался как "Небесный Сын" - представитель богов на Земле, который осуществляет связь между миром живых и миром мертвых.

Император же стал считаться Небесным Сыном, который осуществлял подношения предкам и проводил важные религиозные обряды от имени всего китайского народа.

Почему Китай называют Поднебесной страной? Древние китайцы полагали, что их страна находится в самом центре мира, а над ней, как защитный купол, лежит Небо. Поэтому Китай и стали называть "Поднебесной" - землей, лежащей под небесным сводом.

Это представление утвердил в своих трудах китайский философ Дун Чжуншу, живший в 179-104 гг. до н.э. Он писал, что величие Китая заключается в том, что эта страна является центром Вселенной, вокруг которого все вращается.

Отражение мировоззрения в названии страны

Представление о собственной исключительности нашло отражение в другом названии Китая - "Срединное государство" (中国, Чжунго). Этот термин используется уже более 2000 лет и подчеркивает убежденность китайцев в том, что их страна - центр цивилизованного мира.

Почему Китай называют поднебесной страной? Такая самоуверенность питалась ощущением собственного превосходства над соседними народами, которые либо платили Китаю дань, либо совершали грабительские набеги на его территорию. Китай же представлялся оазисом порядка и культуры посреди варварских земель.

  • Китайцы верили, что Земля имеет форму квадрата со сторонами, упирающимися в 4 стороны света.
  • А в самом центре этого квадрата находится Поднебесная империя, над которой, как купол, лежат Небеса.
  • Земли за пределами владений императора считались территорией варваров и дикарей, недостойных внимания Неба.

Так зародилось представление о Китае как о Поднебесной - стране, лежащей в самом сердце мироздания под защитой Небес.

Китай - не весь мир, а его часть

Однако со временем выяснилось, что Китай - отнюдь не весь мир, а лишь часть огромной планеты. Толчком к переосмыслению послужили войны с европейскими державами в 19 веке.

1839-1842 Первая "опиумная" война с Англией
1856-1860 Вторая "опиумная" война с Англией и Францией

Европейские армии показали явное военно-техническое превосходство над китайцами, что развеяло миф о Поднебесной как о центре мира. Пришлось признать и другие страны суверенными и равноправными державами.

Теперь под термином "Поднебесная" понимают уже весь земной шар, а не только Китай. Хотя в русском языке это слово по-прежнему ассоциируется именно с Поднебесной империей, подчеркивая ее бескрайние территории.

Другие названия Китая в истории

Помимо "Поднебесной" и "Срединного государства", за многовековую историю Китай обретал и другие имена. Одно из них - Сыхай, что в переводе означает "Четыре моря". Это отсылка к географическому положению страны, которую омывают Восточно-Китайское, Желтое, Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря.

Еще один распространенный вариант - Хуася, что переводится как "цветущая земля". Он подчеркивает природное разнообразие и богатство Китая.

Происхождение современного названия

Само слово "Китай" пришло к нам из средневековых летописей. В них упоминалось племя киданей, кочевавшее в районе современной Маньчжурии. По одной из версий, монголы заимствовали название этого племени, чуть изменив его на "китай", и стали так именовать соседние земли Китая.

Любопытно происхождение английского варианта China. Полагают, что первоначально так стали называть китайский фарфор, который ввозили в Европу. А позднее это название перешло уже на страну-производительницу.

Отражение традиций в топонимике

Многие географические названия в Китае отражают культурные и исторические традиции этой страны.

  • Например, провинция Шаньдун переводится как "восточные холмы" - по ее рельефу.
  • А название Шанхая означает "над морем" - из-за расположения города в устье реки Янцзы.

Таким образом, топонимы помогают лучше понять особенности ландшафта и культуры Китая.

Обожествление императорской власти

Представление о божественном происхождении императорской власти нашло отражение в титуле Сын Неба. Согласно верованиям, династии царствовали, пока имели Небесный Мандат - одобрение верховных богов.

Утверждение законности правления было важно для легитимизации власти и обеспечения международного престижа Китая как великой мировой империи.

Почитание верховного бога Неба выражалось и в многочисленных храмах, главный из которых находится в Пекине. Там император проводил важнейшие ритуальные церемонии, подтверждая свой божественный статус правителя Поднебесной.

Культ предков

Важной частью религиозных представлений древних китайцев был культ предков. Считалось, что души умерших прародителей обитают на небесах и оказывают покровительство своим потомкам.

Поэтому люди регулярно совершали подношения едой и напитками на алтарях предков. Также строго следовали заветам и традициям праотцов, чтобы не потерять их расположения.

Отражение в искусстве

Тема Неба как верховного божества получила широкое отражение в изобразительном искусстве и литературе Китая.

Художники часто изображали Небо в виде синей ленты или полога, усеянного звездами и облаками. А на картинах и гравюрах присутствуют многочисленные небожители - покровители отдельных сфер жизни и стихий.

Космология древних китайцев

Древние китайцы верили, что Земля имеет квадратную форму и покоится на спине гигантской черепахи или змеи.

А Небо представляли как купол, накрывающий плоскую Землю. По его краям располагались горы, подпирающие небесный свод. За ними простиралось бескрайнее море, окружающее вселенную.

Небо и императорская власть

Утверждение о божественном происхождении императорской власти было тесно связано с культом Неба. Якобы именно верховный бог передавал монархам право управлять Поднебесной через Небесный Мандат.

Когда же династия теряла этот Мандат, происходили восстания и свержение правителей, которых Небо лишило своей поддержки за провалы и ошибки.

Комментарии