Почему Мастер в романе Булгакова "заслужил свет, а не покой"?
"Почему Мастер в романе Булгакова "заслужил свет, а не покой"?" - этот вопрос волнует многих читателей знаменитого произведения. Давайте разберемся вместе, почему главный герой не отправился после смерти в райские кущи.
1. Трактовки образа Мастера в романе
Существует несколько основных версий литературоведов о роли Мастера в сюжете романа "Мастер и Маргарита":
- Мастер - это альтер эго самого автора, Михаила Булгакова
- В образе Мастера прослеживаются параллели с Фаустом из одноименной поэмы Гете
- Мастер выступает как трагический герой-творец, отверженный миром
Последняя версия подтверждается словами Левия Матвея из финала романа: " Он не заслужил света, он заслужил покой ". Эта фраза до сих пор остается загадкой для многих читателей и исследователей творчества Булгакова.
Тьма сгущалась над Ершалаимом. Бродячие тени смешались с тенями кипарисов в саду, застелив весь Город ранним мраком.
В этом описании также чувствуется трагизм положения Мастера. Даже солнце кажется ему мрачным и убивающим, а не животворящим, как должно быть. Весь мир наполнен для него силами зла, с которыми он бессилен бороться.
2. В чем заключалась вина Мастера?
Как писатель и художник, Мастер взял на себя смелость переписать один из самых фундаментальных текстов человечества - Евангелие. По сути, он попытался создать собственную альтернативную версию Священного Писания.
С религиозной точки зрения, это можно рассматривать как величайшее кощунство и ересь. Но в то же время Мастер был подлинным творцом, вдохновленным высшим началом, по сути - Святым Духом. Именно поэтому за него вступается Левий Матвей, персонаж из его незаконченного романа.
Кроме того, в Евангелии есть такие слова Христа:
Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
По этой логике, хула Мастера на образ Христа могла быть прощена, но никак не его дар творчества, вдохновленный Святым Духом. Поэтому у него оставался шанс на спасение.
3. Персонажи-заступники Мастера в романе
За Мастера в романе заступаются два ключевых персонажа - Левий Матвей и Маргарита. При этом Левий Матвей является героем незаконченного романа самого Мастера. Это важно для понимания его роли.
Левий Матвей фактически повторяет в евангельских сценах поступки самого Мастера - приписывает Иешуа слова, которых тот не говорил. Тем самым он выступает как бы альтер эго Мастера внутри его произведения.
Что касается Маргариты, ее роль для спасения Мастера во многом перекликается с образом Беатриче из "Божественной комедии" Данте. Она соглашается спуститься в самые недра ада, чтобы вывести оттуда своего возлюбленного.
4. Почему Мастера не взяли в рай?
Несмотря на заступничество Левия Матвея и Маргариты, Мастер в финале романа не попадает в рай по нескольким причинам:
- Он так и не завершил свой главный роман, текст остался неоконченным
- Ему предстоит продолжить работу над этой книгой уже после смерти
- Согласно Данте, путь в рай лежит через все круги ада
Кроме того, Булгаков использует символы "чернильного спрута" и страха НКВД, чтобы показать душевные и внешние преграды на пути Мастера.
5. Тема национальной вины
Еще один важный аспект, проясняющий судьбу Мастера в романе - это тема национальной вины, которую Булгаков затрагивал в своем творчестве. В частности, в своей первой публикации 1919 года он писал о необходимости искупления вины своего поколения за революционные события 1917 года.
6. Путь Мастера к свету
Чтобы в конечном итоге попасть в райские обители, Мастер должен пройти определенный путь - завершить свой главный роман, создать собственную вселенную со своими небесами и адом, найти в ней свое место и таким образом обрести подлинную творческую свободу. Только тогда он сможет искупить свою вину и удостоиться прощения.
7. Актуальность образа Мастера
Несмотря на мистический характер сюжета, образ Мастера по-прежнему актуален для современного читателя. Его вечные темы - предназначение творца, цена таланта, ответственность художника - не теряют своей злободневности и спустя десятилетия после написания романа.
8. Ответственность художника
Мастер в романе берет на себя колоссальную ответственность, решаясь переписать один из главных текстов человеческой цивилизации. Фактически он примеряет на себя роль демиурга, создателя альтернативной реальности.
Этим и объясняется его последующая судьба после смерти. Согласно христианскому вероучению, человеку не дано становиться выше Бога-творца. Поэтому гордыня Мастера и стремление переиначить мир по своему усмотрению наказываются.
9. Цена таланта
На примере Мастера Булгаков показывает, какой высокой может быть цена подлинного таланта и творческого дара. Гонения со стороны властей, непонимание читателей и критиков, нищета и болезни - таков удел многих гениев.
И в то же время огромная сила влияния их произведений на умы и души людей. В этом плане судьба самого Булгакова во многом перекликается с образом Мастера в романе.
10. Свобода творчества
Еще одна важная тема, связанная с образом Мастера - это свобода творческого самовыражения. На протяжении всего повествования он сталкивается с непониманием и препятствиями в воплощении замысла своего главного романа.
Лишь после смерти, в ином мире, Мастер получает возможность в полной мере реализовать свой талант, сочиняя собственную уникальную версию Евангелия. То есть, по сути обретая подлинную свободу творчества.
11. Миссия писателя
Наконец, через перипетии Мастера Булгаков раскрывает и собственное видение миссии писателя. С его точки зрения, это пророческий дар предвидеть грядущие беды и предупреждать людей о них.
К сожалению, сам Булгаков при жизни не был услышан и понят современниками. Но его произведения сохраняют актуальность и по сей день - в том числе благодаря универсальности образа Мастера.