Почему самолеты не летают через Тихий океан: основные причины

Сегодня речь пойдет о загадочном явлении - почему самолеты не летают над Тихим океаном? Этот вопрос волнует многих пассажиров авиакомпаний, планирующих перелеты между США и Азией. Давайте разберемся, в чем здесь дело.

История полетов над Тихим океаном

Первые пассажирские рейсы через Тихий океан были осуществлены в 1936 году по маршруту Сан-Франциско - Гавайи. Этот перелет открыл новую эру в авиации и показал, что пассажирские самолеты могут преодолевать огромные расстояния над водной поверхностью.

В 1935 году легендарная летчица Амелия Эрхарт совершила перелет через Тихий океан на одномоторном самолете. Она вылетела с Гавайских островов и после 18 часов полета приземлилась в Калифорнии.

Еще один знаковый перелет произошел в 2015 году, когда солнечный самолет пролетел от Гавайев до Сан-Франциско, используя энергию солнца. Экипажу потребовалось 3 дня, чтобы преодолеть расстояние. Таким образом, технический прогресс позволяет совершать все более длительные перелеты над Тихим океаном.

Правила авиаперелетов

Однако существуют определенные правила, которые ограничивают регулярные авиаперевозки пассажиров через Тихий океан.

  • Согласно нормам ETOPS, самолет должен находиться не более 3х часов полета от ближайшего аэропорта для экстренной посадки.
  • Рекомендуется летать как можно ближе к береговой линии, чтобы в случае ЧП оперативнее оказать помощь.
  • Над акваторией Тихого океана практически отсутствуют острова и аэропорты для вынужденных посадок самолетов.

Эти ограничения продиктованы соображениями безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов.

Безопасность полетов

Действительно, в случае возникновения аварийной ситуации над океаном значительно сложнее организовать спасение по сравнению с перелетом над сушей.

  1. Предотвратить инцидент или катастрофу намного сложнее, если рядом нет аэропортов для экстренного приземления.
  2. Если самолет совершил вынужденную посадку на воду, поисково-спасательная операция в открытом океане крайне затруднена из-за огромных пространств.
  3. Над водной поверхностью чаще возникают опасные метеоусловия - грозы, ураганы, обледенение, которые осложняют полет.

Поэтому понятно стремление авиакомпаний минимизировать время перелета самолетов над акваторией в целях безопасности.

Особенности маршрутов

Кроме того, есть некоторые особенности маршрутов, из-за которых перелет над Тихим океаном по прямой не является оптимальным.

  • Вопреки распространенному мнению, самолеты летают не по прямой траектории, а по кривым воздушным коридорам.
  • Поскольку Земля имеет форму шара, то кратчайший маршрут на плоской карте может не совпадать с оптимальным перелетом между пунктами.
  • Зачастую выгоднее совершать 1-2 дозаправки, чем нести огромный запас топлива для перелета через весь океан.

Таким образом, для авиакомпаний экономически более рентабельны маршруты в обход Тихого океана.

Воздействие на атмосферу

Как выяснили в ходе исследования специалисты Массачусетского технологического института, некоторые существующие маршруты через Тихий океан оказывают негативное влияние на состояние атмосферы.

Было выделено около 10 опасных маршрутов из Австралии и Новой Зеландии в Северную Америку, при следовании по которым в атмосфере происходит повышенное образование озона. Это связано с тем, что над акваторией Тихого океана выхлопные газы самолетов по-особенному взаимодействуют с воздушными массами, что приводит к нежелательным последствиям.

Поэтому в перспективе возможно внесение корректировок в существующую маршрутную сеть с целью снижения вредного воздействия выбросов авиации на атмосферу планеты.

Исключения из общих правил

Тем не менее, полностью исключить полеты пассажирских самолетов через воздушное пространство Тихого океана не представляется возможным.

Во-первых, существуют регулярные авиарейсы между островами Океании, например между Гавайями, Фиджи, Таити и другими. Без перелетов через океан здесь не обойтись.

Во-вторых, некоторые межконтинентальные рейсы, такие как из Австралии в Калифорнию, вынуждены на небольшом отрезке все-таки пересекать Тихий океан, делая остановку на Гавайях для дозаправки.

Поэтому в отдельных случаях гражданские самолеты по-прежнему совершают перелеты над этой огромной акваторией, несмотря на имеющиеся риски.

Современные технологии

С развитием авиационных технологий появляются новые возможности для организации более безопасных перелетов над Тихим океаном.

В частности, внедрение беспилотных летательных аппаратов позволит осуществлять мониторинг за пассажирскими самолетами на всем протяжении маршрутов, в том числе в удаленных районах над океаном.

А использование альтернативных источников энергии, таких как солнечные батареи, избавит воздушные суда от необходимости нести большие запасы авиатоплива.

Перспективы

Можно предположить, что в будущем появятся специальные плавающие аэропорты в центральных районах Тихого океана - например, на искусственных островах. Это позволит совершать в случае чрезвычайной ситуации вынужденную посадку самолетов и спасать пассажиров и экипажи.

А дальнейшее совершенствование конструкции воздушных судов и навигационного оборудования в целом повысит безопасность перелетов над океанскими просторами.

Риски перелетов над Тихим океаном

Как уже отмечалось, перелеты пассажирских самолетов над Тихим океаном сопряжены с определенными рисками, самолеты через тихий океан почему не летают.

Во-первых, это невозможность совершить экстренную посадку в случае отказа техники. Ближайшие острова могут находиться в тысячах километров, лететь до которых с отказавшим двигателем практически нереально.

Во-вторых, сложность поисково-спасательных работ в открытом океане. Найти упавший в воду самолет и спасти людей на огромном пространстве - задача крайне трудновыполнимая.

Факторы, влияющие на маршруты

На прокладку маршрутов гражданской авиации влияет целый ряд факторов.

Это могут быть политические соображения, когда воздушное пространство отдельных государств закрыто для иностранных перевозчиков.

Экономические факторы тоже важны - увеличение стоимости авиатоплива может заставить авиакомпании выбирать более короткие и выгодные маршруты.

Особые условия

Бывают случаи, когда пассажирские самолеты все же пересекают Тихий океан по самому короткому маршруту.

Например, при необходимости срочно доставить груз или людей, а все другие варианты перелета по каким-либо причинам не подходят.

Или, к примеру, если произошла глобальная техногенная катастрофа и весь мировой авиатрафик приходится срочно перенастраивать.

Перспективные направления

В будущем появятся, вероятно, новые авиационные технологии, которые позволят безопасно осуществлять регулярные перелеты пассажирских самолетов над Тихим океаном.

Это могут быть как новые средства связи и навигации, так и более совершенные конструкции планеров и двигателей воздушных судов.

А также специальные плавучие аэродромы в океане, как уже упоминалось ранее.

Комментарии