Краевая диагностическая работа - проверка знаний или репетиция перед экзаменом?
Каждый год российские школьники пишут десятки различных контрольных и диагностических работ. Но не все знают, чем краевая диагностическая работа отличается от других проверочных процедур и зачем она нужна. Давайте разберемся!
I. Цели и задачи краевой диагностической работы
Краевая диагностическая работа (КДР) - это контрольная работа, которая проводится ежегодно во всех регионах России под эгидой региональных органов управления образованием.
Основные цели КДР:
- Проверка уровня подготовки учащихся по ключевым предметам
- Выявление пробелов в знаниях отдельных учеников и классов
- Подготовка к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ
- Сравнение результатов между классами, школами, районами и регионами
В отличие от ЕГЭ и ОГЭ, краевые диагностические работы:
- Разрабатываются и проводятся на региональном уровне
- Не являются обязательными для всех учащихся
- Результаты КДР не влияют на итоговые оценки
II. Как проходит краевая диагностическая работа
Процедура проведения КДР включает несколько этапов.
1. Подготовка к краевой диагностической работе
За 1-2 месяца до написания краевой диагностической работы региональные органы образования:
- Разрабатывают контрольно-измерительные материалы (КИМы) - набор заданий с вариантами ответов
- Составляют инструкции для участников и организаторов
- Проводят апробацию заданий в ряде пилотных школ
Это позволяет заранее выявить и исправить возможные неточности или ошибки в формулировках задач.
2. Порядок проведения краевой диагностической работы
Сама процедура написания КДР проходит по правилам, максимально приближенным к ЕГЭ и ОГЭ:
- Единые условия проведения во всех аудиториях
- Рассадка по 1 человеку за партой
- Запрет на использование шпаргалок и гаджетов
- Контроль со стороны наблюдателей
Это позволяет смоделировать реальную экзаменационную обстановку.
"Краевые диагностические работы призваны оказать помощь в организации самостоятельной работы по систематизации итогового повторения, откорректировать индивидуальный образовательный маршрут учащихся и выявить проблемные темы в каждой предметной области с целью повышения качества сдачи ЕГЭ выпускниками Краснодарского края."
После написания работ результаты собираются в единую базу данных. Там проводится обезличивание работ и выставление баллов в соответствии с заранее подготовленными критериями оценивания ответов.
3. Участие детей с ограниченными возможностями здоровья
Для детей с ОВЗ предусмотрен особый порядок участия в краевых диагностических работах:
- Адаптированные КИМы, учитывающие особые образовательные потребности
- Увеличенное время на выполнение заданий
- Специально оборудованные аудитории
- Помощь ассистентов при необходимости
Это позволяет получить объективную картину уровня подготовки детей с ОВЗ.
4. Кейс: краевая диагностическая работа по русскому языку в Красноярском крае
Рассмотрим на конкретном примере, как проходила краевая диагностическая работа по русскому языку для учеников 9-х классов в Красноярском крае в 2023 году.
Цель работы - оценить готовность девятиклассников к итоговой аттестации за курс основной школы и выявить проблемные места по отдельным темам курса русского языка.
КДР по русскому языку проходила 24 января 2023 года со второго по третий урок во всех школах Красноярского края. Участие было обязательным для всех учеников, кроме отдельных категорий детей с ОВЗ.
5. Обработка результатов краевой диагностической работы и их использование
После проведения КДР начинается самый важный этап - обработка результатов и их практическое применение для совершенствования учебного процесса.
Данные КДР позволяют:
- Выявить пробелы в подготовке отдельных учеников для организации дополнительных индивидуальных занятий
- Скорректировать рабочие программы и методики преподавания конкретных предметов
- Спланировать комплекс мероприятий на уровне школы по ликвидации типичных затруднений учащихся