Экспериментальный метод, применяемый в психологии: возможности и ограничения

Экспериментальный метод широко применяется в психологических исследованиях. Однако насколько объективны получаемые с его помощью результаты? Попробуем разобраться и рассмотреть сильные и слабые стороны данного подхода.

Основные понятия

Что же из себя представляет экспериментальный метод в психологии?

Экспериментальный метод в психологии – это способ проведения исследования, при котором экспериментатор активно вмешивается в деятельность и функционирование объекта, подверженного испытанию, чтобы создать ситуацию и условия, при которых происходит выявление психологического фактора.

Суть данного метода заключается в активном воздействии исследователя на объект с целью выявления причинно-следственных связей.

Различают несколько основных видов психологических экспериментов:

Вид эксперимента Особенности
Лабораторный Проводится в специально созданных условиях с максимальным контролем переменных
Полевой Проводится в естественных условиях без ведома участников
Формирующий Направлен на развитие определенных качеств у испытуемых

В эксперименте задействованы следующие участники:

  • Экспериментатор
  • Испытуемые
  • Ассистенты

Ключевыми параметрами являются:

  • Независимая переменная – фактор, который изменяет экспериментатор
  • Зависимая переменная – реакция испытуемого на воздействие независимой переменной
  • Дополнительные переменные – другие влияющие факторы, которые необходимо контролировать

Преимущества метода

К достоинствам экспериментального метода в психологии можно отнести:

  • Возможность выявлять причинно-следственные связи между различными психологическими факторами. К примеру, в знаменитом эксперименте Милгрэма была показана зависимость поведения человека от внешних воздействий в виде команд авторитетного лица.
  • Контроль условий и активная позиция экспериментатора. В отличие от наблюдения, метод эксперимента позволяет управлять ситуацией и в случае необходимости ее воспроизводить.
  • Обоснованность результатов, которая подтверждается воспроизводимостью, объективностью данных и использованием научного инструментария.

Таким образом, данный метод дает исследователю широкие возможности для изучения психологических явлений.

Недостатки и ограничения

Однако у экспериментального подхода в психологии есть и существенные недостатки:

  1. Сложность в точном воссоздании реальных условий. Лаборатория отличается от обыденной обстановки, что влияет на поведение участников.
  2. Невозможность полностью контролировать ситуацию. Всегда присутствуют неконтролируемые переменные.
  3. Дороговизна экспериментальных исследований и затратность по времени.

Также существуют этические ограничения. Эксперимент может оказывать вредное воздействие на психику участников. Например, в случае формирующего эксперимента, когда преднамеренно изменяются личностные характеристики человека.

Таким образом, при работе с методом эксперимента необходимо учитывать его сильные и слабые стороны для получения объективных и этичных результатов.

Особенности видов экспериментов

Рассмотрим более детально особенности различных видов психологических экспериментов.

Лабораторный эксперимент

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, чаще всего в рамках научной лаборатории. Это позволяет максимально контролировать ситуацию и воздействовать только теми факторами, которые интересуют исследователя.

При организации лабораторного эксперимента осуществляют:

  • Контроль дополнительных переменных
  • Стандартизацию условий для всех испытуемых
  • Равноценность групп участников

Полевой эксперимент

В отличие от лабораторного, полевой эксперимент проводится в естественных условиях без изменения привычной для человека обстановки. Это позволяет изучать реальное поведение людей.

Однако возможности контроля ситуации при этом сильно ограничены. Учитывается только влияние независимой переменной, в то время как прочие факторы остаются вне контроля экспериментатора.

Формирующий эксперимент

Данный вид эксперимента направлен на активное воздействие с целью формирования у испытуемого новых или развития уже имеющихся качеств и характеристик.

Проведение формирующего эксперимента включает:

  1. Разделение испытуемых на экспериментальную и контрольную группы
  2. Воздействие на экспериментальную группу с помощью заданий или упражнений
  3. Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп

Такой подход широко используется, к примеру, в педагогической психологии при разработке развивающих методик.

Патопсихологический эксперимент

Данный вид эксперимента применяется в патопсихологии и направлен на выявление нарушений познавательной и эмоционально-волевой сфер человека.

Отличие патопсихологического эксперимента от традиционного тестирования:

  • Отсутствие временных ограничений на выполнение заданий
  • Анализ способа достижения результата, а не только самого результата
  • Возможность оказания помощи в ходе тестирования
  • Учет эмоциональных и речевых реакций испытуемого

Такой подход позволяет более точно и глубоко диагностировать имеющиеся отклонения в развитии или поведении человека.

Комментарии