Дети с задержкой психического развития: причины, классификация, диагностика, лечение
Задержка психического развития (ЗПР) - распространенная проблема среди детей. К счастью, с правильной помощью такие дети могут догнать сверстников в развитии. Давайте разберемся, в чем нуждаются дети с ЗПР и как родители и педагоги могут помочь им раскрыть свой потенциал.
Суть задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это темповое отставание развития психических функций ребенка, при котором сохраняется хороший потенциал для их компенсации в будущем. Для ЗПР характерны недостаточное развитие внимания, памяти, мышления, моторики, речи, а также незрелость эмоционально-волевой сферы.
Основные проявления ЗПР у детей проявляются как:
- плохая успеваемость в школе;
- трудности запоминания информации;
- быстрая отвлекаемость;
- моторная неловкость.
Важно понимать, что ЗПР - это обратимое состояние. При правильной грамотной коррекционной работе отставание в развитии может быть преодолено, и ребенок догонит своих сверстников.
Причины возникновения ЗПР
Среди основных причин задержки психического развития выделяют:
- Биологические факторы - негрубые повреждения головного мозга, возникающие во внутриутробном периоде или в раннем детстве. Например, в результате инфекций, травм, хронических заболеваний.
- Социальные факторы - неблагоприятные условия воспитания как причина отставания в психическом развитии. К ним относятся безнадзорность ребенка, недостаток общения и стимуляции, авторитарные методы воспитания.
Таким образом, ЗПР может иметь как биологические, так и социально-психологические предпосылки возникновения. Чаще всего речь идет о комплексном влиянии различных факторов.
Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.
Типы задержки психического развития
Существуют следующие основные типы ЗПР:
- Конституционального генеза - обусловлена замедленным созреванием нервной системы ребенка.
- Соматогенного генеза - результат перенесенных ребенком тяжелых хронических заболеваний.
- Психогенного генеза - связана с неблагоприятными условиями воспитания, дефицитом общения.
- Церебрально-органического генеза - обусловлена органическим поражением головного мозга.
Разные типы ЗПР имеют свои отличительные черты. Так, конституциональная задержка характеризуется инфантильностью и несоответствием возрасту. При соматогенной ЗПР возникает астения, снижение общей работоспособности. А психогенная ЗПР проявляется определенной неустойчивостью эмоций и поведения. Тем не менее, независимо от типа ЗПР все дети нуждаются в коррекционной помощи.
Нарушения познавательных функций при ЗПР
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности практически во всех сферах познавательной деятельности:
- Восприятие - фрагментарное, неточное из-за плохой работы отдельных анализаторов
- Внимание - кратковременное, неустойчивое, легко отвлекаемое
- Память - страдает избирательность и объем запоминания
- Мышление - преобладает наглядно-действенное мышление, затруднен анализ и обобщение информации
- Речь - ограниченный запас слов, аграмматизмы, нарушения фонетической стороны речи
В целом у детей с задержкой психического развития отмечается задержка формирования мыслительных операций, неспособность концентрировать внимание на решении поставленных задач.
Возраст | 7-8 лет | 9-10 лет |
Уровень развития психики по основным параметрам | как у здоровых детей 5-6 лет | как у здоровых детей 7-8 лет |
В таблице приведен пример отставания в психическом развитии при ЗПР.
Эмоционально-волевая сфера при ЗПР
Наряду с интеллектуальными трудностями у детей с ЗПР отмечаются проблемы в эмоционально-волевой и личностной сферах:
- Повышенная возбудимость, раздражительность или, наоборот, заторможенность
- Неустойчивость эмоций и настроения
- Пониженная мотивация к интеллектуальной деятельности
- Трудности произвольной регуляции поведения
Из-за этих особенностей детям с ЗПР сложно сосредоточиться на выполнении заданий, контролировать свои эмоции и желания. Это негативно сказывается на обучении и социализации.
Диагностика задержки психического развития
Диагноз "задержка психического развития" может быть поставлен только po результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка специалистами:
- Детским психологом
- Логопедом
- Дефектологом
- Педиатром
- Детским неврологом
Проводится тщательный анализ анамнеза, психического и речевого статуса ребенка, изучаются условия его развития. Это необходимо для понимания причин ЗПР и выработки стратегии коррекционной работы.
Помощь детям с задержкой психического развития
Комплексная коррекционная работа при ЗПР включает в себя:
- Специально организованное обучение в коррекционных группах и классах
- Занятия с логопедом, дефектологом, психологом
- Медикаментозная терапия и физиолечение при наличии органической симптоматики
- Консультирование и обучение родителей эффективным методам взаимодействия с ребенком
Только системный подход позволяет максимально скорректировать имеющиеся нарушения у ребенка с ЗПР и подготовить его к обучению.
Профилактика задержки психического развития
Для профилактики ЗПР необходимо:
- Тщательно планировать беременность, проходить регулярное наблюдение у врача
- Избегать вредных воздействий на плод во время беременности
- Проводить своевременную диагностику и лечение хронических заболеваний у ребенка
- Стимулировать психическое развитие ребенка, много с ним общаться и играть
Соблюдение этих рекомендаций поможет уберечь малыша от возникновения задержки психического развития.
Рекомендации родителям детей с ЗПР
Родители могут оказать неоценимую помощь своим детям с задержкой психического развития. Вот основные рекомендации для них:
- Создать дома спокойную, доброжелательную обстановку
- Поощрять малейшие успехи ребенка, не ругать за неудачи
- Развивать все стороны речи в повседневном общении
- Заниматься с ребенком по специальным коррекционным методикам
- Побуждать к разным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.)
Такая комплексная стимуляция в домашних условиях значительно ускорит преодоление имеющегося отставания в развитии.
Коррекционные игры и упражнения для детей с ЗПР
Для тренировки познавательных функций детей с задержкой психического развития рекомендуются следующие игры и упражнения:
- Головоломки, мозаики, пазлы - для развития мышления и мелкой моторики
- Игры с мячом, обручем, скакалкой - для улучшения координации движений
- Рисование, раскрашивание - для тренировки внимания и моторики
- Заучивание стихов, скороговорок - для улучшения памяти и речи
Такие игры могут проводить как педагоги на специальных занятиях, так и родители дома. Главное - регулярность занятий.
Перспективы обучения детей с задержкой психического развития
Своевременно начатая и правильно организованная коррекционно-развивающая работа позволяет добиться существенных успехов. По мере взросления отставание в психическом развитии у детей нивелируется. Многие из них успешно оканчивают школу, получают профессию в колледжах и даже поступают в вузы.
Таким образом, задержка психического развития - это состояние, требующее особых подходов, но вполне преодолимое. Ключевую роль играет ранняя диагностика, комплексная коррекция с участием разных специалистов и стимулирующее развитие ребенка обучение.
Особенности обучения детей с задержкой психического развития
Для преодоления имеющихся трудностей обучение детей с ЗПР должно иметь коррекционную направленность. Рекомендуется:
- Сокращение объема учебного материала
- Многократное объяснение и закрепление изучаемого
- Опора на наглядные методы обучения
- Использование специальных методик и пособий
- Щадящий режим работы, исключающий переутомление
Такой дифференцированный подход к обучению позволяет детям с ЗПР постепенно осваивать учебную программу.
Социализация детей с задержкой психического развития
Помимо трудностей обучения, дети с ЗПР часто испытывают проблемы в общении со сверстниками:
- Не умеют поддерживать беседу
- Не понимают юмора, иронии в речи
- Неправильно истолковывают поступки и эмоции других детей
Для преодоления этих трудностей проводятся специальные коррекционные занятия с психологом по развитию коммуникативных навыков.
Трудоустройство людей с задержкой психического развития
Несмотря на имеющиеся особенности психики, многие люди с ЗПР способны освоить профессию и трудоустроиться. Для них подходят такие виды деятельности как:
- Рабочие специальности, не требующие высокой квалификации
- Подсобные или вспомогательные работы на производстве
- Профессии, связанные с обслуживанием техники или механизмов
Главное, чтобы эта работа соответствовала интеллектуальным возможностям человека и не вызывала перенапряжения.
Задержка психического развития не приговор
Итак, задержка психического развития - состояние, абсолютно совместимое с полноценной жизнью человека. Дети с ЗПР при правильной коррекционной работе и поддержке близких вполне могут догнать в развитии своих сверстников, получить образование, освоить профессию и реализоваться.
Медикаментозная терапия при задержке психического развития
В комплексную коррекцию ЗПР при наличии выраженной органической симптоматики может включаться медикаментозное лечение. Назначаются препараты, улучшающие мозговое кровообращение, метаболизм нервной ткани, пластичность нейронных связей.
Однако медикаменты при ЗПР должны подбираться строго индивидуально с учетом сопутствующей патологии и переносимости. Кроме того, они играют вспомогательную роль - основу коррекции составляют психолого-педагогические методы.
Физиотерапия при задержке психического развития
Дополняют медикаментозную терапию методы физиотерапии, стимулирующие работу головного мозга, нормализующие возбудимость нейронов:
- Электрофорез лекарственных препаратов
- Амплипульстерапия
- Микрополяризация
- Лазерное освечивание головы
Курс физиотерапии, как правило, назначают 10-15 процедур, которые проводятся через день. Эффект накапливается постепенно.
Преодоление речевых нарушений при ЗПР
Характерные для ЗПР речевые расстройства (дизартрия, дислалия, ОНР) выраженно затрудняют общение и обучение ребенка. Для их коррекции проводятся индивидуальные и групповые логопедические занятия.
Они включают дыхательную гимнастику, упражнения для органов артикуляции, постановку и автоматизацию звуков, развитие фонематических процессов. Также вырабатываются правильное звукопроизношение и грамматический строй речи.
Психологическая помощь детям с ЗПР
Коррекционные занятия психолога необходимы детям с ЗПР для:
- Тренировки познавательных и эмоционально-волевых функций
- Формирования адекватной самооценки
- Преодоления тревожности, страхов, невротических реакций
- Обучения навыкам общения и взаимодействия
Такая психокоррекционная работа значительно облегчает адаптацию ребенка с ЗПР в социальной среде.