15 эффективных упражнений на развитие внимания для всех возрастов
Наше внимание подобно прожектору, выхватывающему нужные детали из окружающего мира. Но что, если прожектор то и дело гаснет или его луч рассеивается? Мы упускаем важные нюансы, допускаем ошибки, теряем контроль над ситуацией. К счастью, внимание можно и нужно тренировать. Как овладеть главным инструментом Шерлока Холмса — развитым вниманием? Тренировать его каждый день. Несложные упражнения помогут вам.
Давайте рассмотрим пятнадцать эффективных упражнений, которые помогут вам обрести фокус и ясность ума. Приступим?
1. Упражнение "Найди отличия"
Упражнение "Найди отличия" появилось еще в 19-м веке в детских журналах и книгах. Его популярность сохраняется и по сей день. Суть упражнения заключается в том, чтобы внимательно рассмотреть два очень похожих изображения и найти между ними как можно больше различий.
Для выполнения этого упражнения можно использовать специальные картинки из детских журналов и раскрасок с заданием "Найди 10 отличий". Можно также нарисовать два похожих рисунка самостоятельно или попросить ребенка нарисовать вторую копию с небольшими изменениями.
Рекомендуемая продолжительность упражнения - 5-10 минут. Выполнять его лучше ежедневно или несколько раз в неделю.
Упражнение "Найди отличия" развивает устойчивость, интенсивность и распределение внимания. Тренирует наблюдательность, внимание к деталям.
2. Упражнение "Пересказ"
Упражнение "Пересказ" берет свои корни из традиций устного пересказа текстов, широко используемого в обучении. Его суть заключается в том, чтобы максимально подробно и точно пересказать содержание прочитанного текста, прослушанной лекции или увиденного фильма/видеоролика.
Это упражнение можно выполнять, пересказывая содержание:
- Самому себе
- Другому человеку
- В паре или небольшой группе
Партнер или группа могут задавать уточняющие вопросы по ходу пересказа. Это поможет лучше сосредоточиться на деталях и запоминании фактов.
Рекомендуемая продолжительность упражнения - 10-15 минут. Выполнять пересказ лучше сразу после просмотра/прочтения материала или на следующий день, чтобы проверить, какие детали запомнились, а какие упущены.
Это упражнение тренирует объем, концентрацию, распределение внимания, развивает речь и память.
3. Упражнение "Таблицы Шульте"
Таблицы Шульте были разработаны в конце 19-го века немецким психологом и педагогом Эмилем Шульте для тренировки внимания и зрительной памяти.
В классическом варианте это квадрат 5×5, в котором случайным образом размещены числа от 1 до 25. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее находить числа по порядку. При этом взгляд должен быть прикован к центру таблицы, нельзя бегать глазами по клеткам.
Существуют разные варианты таблиц Шульте - с большим количеством ячеек (7×7, 10×10) или с цветными изображениями вместо цифр. Есть также онлайн-версии с возможностью отслеживания статистики.
Рекомендуется тренироваться с таблицами Шульте 5-10 минут в день. Это поможет улучшить концентрацию внимания, скорость реакции, разовьет периферическое зрение.
4. Упражнение "Лабиринт"
Лабиринты используются как инструмент развития внимания, логического мышления и пространственной ориентации с древних времен. Суть упражнения заключается в том, чтобы пройти лабиринт от входа до выхода, не упираясь в тупик.
Для выполнения упражнения можно использовать уже готовые лабиринты из детских журналов, книг, раскрасок или нарисовать простые варианты самостоятельно. Важно проходить лабиринт не карандашом на бумаге, а только взглядом!
Существуют разные уровни сложности лабиринтов. Для начинающих подойдут простые фигуры с минимумом перекрестков. По мере тренировки можно усложнять задачу.
Рекомендуется тренироваться с лабиринтами по 5-10 минут в день. Это поможет улучшить концентрацию внимания, разовьет зрительную память, логическое мышление.
5. Упражнение "Тест Струпа"
Данный тест, названный по имени его автора - американского психолога Джона Ридли Струпа, был разработан в 1930-х годах.
Суть теста заключается в том, что испытуемому предъявляется таблица со словами, обозначающими разные цвета. Однако сами эти слова написаны другими чернилами.
Например, слово "красный" может быть написано синими чернилами. Задача состоит в том, чтобы называть цвет чернил, а не само слово.
Существуют различные модификации теста Струпа - с использованием слов на других языках, с чередованием цветных изображений и слов и т.д.
Рекомендуется тренироваться с тестом Струпа по 5 минут в день. Это поможет улучшить избирательность внимания, скорость реакции, сопротивление интерференции.
6. Игра "Муха"
Эта игра для развития внимания встречается в разных культурах и имеет множество вариаций. Ее правила просты, но требуют полной концентрации.
На листе бумаги рисуется квадрат, разделенный на девять ячеек - игровое поле 3х3. В центральной клетке изображается "муха".
Затем игроки по очереди "передвигают" муху, называя направления - вверх, вниз, вправо, влево. Цель - не выпустить муху за пределы поля.
Упражнение можно усложнить, добавив еще одну "муху" или сделав игровое поле объемным.
7. Упражнение "Фотоаппарат"
Это упражнение основано на метафоре фотоаппарата, который фиксирует интересные объекты в окружающей действительности.
Мысленно настраиваем свой "фотоаппарат" на определенные объекты наблюдения и в течение дня обращаем на них особое внимание, как бы делая мысленные "фотоснимки".
Это могут быть элементы внешности или одежды людей, детали городского пейзажа, мимика и жесты окружающих нас людей - все то, на что обычно не обращаешь внимания в повседневной суете.
В конце дня полезно мысленно пролистать все сделанные «фотоснимки» и вспомнить подмеченные детали. Так тренируется наблюдательность и зрительная память.
8. Упражнение "Слушай и рисуй"
Это упражнение хорошо развивает слуховое внимание и воображение. Один человек описывает простую картинку или фигуру, используя только словесные описания, без визуальных подсказок. Второй слушает и пытается нарисовать услышанное.
Например: "Нарисуй круглую фигуру в центре листа. Внутри нее нарисуй маленький треугольник. Справа от круга нарисуй прямоугольник..." и т.д.
Это упражнение учит концентрации внимания, развивает воображение и зрительную память.
9. Упражнение "Запомни детали"
Для этого упражнения нужна хорошо знакомая обстановка и набор небольших предметов. Например, рабочий стол, классная комната или кухня и 10-15 разных мелких вещей на них.
Сядьте и в течение одной минуты внимательно рассмотрите все детали обстановки, постарайтесь запомнить как можно больше элементов. Затем закройте глаза и перечислите по памяти все, что запомнили.
Это упражнение хорошо тренирует наблюдательность, объем и избирательность зрительного внимания.
10. Упражнение "Найди букву"
Возьмите газету, книгу или любой печатный текст. Выберите какую-то букву и как можно быстрее просматривайте текст глазами, находя эту букву.
Подсчитайте, сколько раз вы нашли нужную букву за определенный промежуток времени, например за одну минуту. Постепенно усложняйте задачу, выбирая буквы, которые встречаются в тексте реже.
Это упражнение развивает концентрацию и избирательность зрительного внимания.
11. Упражнение "Запутанные линии"
Нарисуйте на листе бумаги пять переплетенных линий разного цвета. Линии могут пересекаться, но не соединяться друг с другом.
Затем выберите одну линию и ведите по ней взгляд или карандашом от начала до конца, стараясь ни разу не сбиться на другую.
Это упражнение хорошо тренирует избирательность и концентрацию зрительного внимания.
12. Упражнение "Запомни цифры"
Это упражнение направлено на тренировку слуховой памяти и внимания. Ведущий называет ряд из 5-10 цифр с интервалом в 1 секунду между цифрами. Задача - запомнить последовательность и повторить ее.
Для усложнения можно увеличивать количество цифр, ускорять темп, чередовать серии цифр и других элементов, например букв или слогов.
Регулярные тренировки этим упражнением улучшают объем и переключение слухового внимания, развивают оперативную память.
13. Упражнение "Найди совпадения"
Для этого упражнения понадобятся два одинаковых набора карточек с изображениями - цифры, фигуры, буквы или картинки. Карточки раскладываются на столе в произвольном порядке рубашкой вверх.
За определенное время нужно отыскать и сопоставить как можно больше идентичных карточек из разных наборов. Это развивает зрительную память, внимание к деталям, скорость переработки зрительной информации.
14. Упражнение "Что изменилось?"
Для выполнения этого упражнения необходим набор из 5-10 мелких предметов - карандаши, монетки, кубики и т.п. Предметы раскладываются на столе в определенном порядке.
В течение одной минуты запоминается их расположение и внешний вид. Затем закрываются глаза, а кто-то изменяет положение 2-3 предметов. Нужно определить, что именно изменилось.
Это хорошо тренирует наблюдательность и зрительную память.
15. Упражнение "Назови свойства"
Для этого упражнения потребуется любой небольшой предмет - ручка, карандаш, ластик и т.п. В течение одной минуты нужно максимально подробно описать его свойства и характеристики - цвет, форму, материал, размер, вес и т.д.
Задача - назвать как можно больше деталей, тем самым тренируя наблюдательность и устойчивость внимания.