Почему дизель дороже бензина: анализ ценообразования топлива в России

Почему в последние годы дизельное топливо (ДТ) в России стало дороже бензина? Давайте разберемся в причинах этого явления и что стоит за ростом цен на "солярку" у российских автовладельцев.

Историческая справка о соотношении цен на бензин и дизель

Еще совсем недавно, в 1990-2000-х годах, ситуация с соотношением цен на бензин и дизельное топливо в России кардинально отличалась от сегодняшней. Дело в том, что при переработке нефти традиционными способами (прямой перегонкой) получалось гораздо больше дизельного топлива, чем бензина. Поэтому ДТ считалось побочным продуктом и использовалось в основном в промышленности и грузовом транспорте.

В то же время в СССР дизель фактически не продавался в свободной розничной продаже - только государственным предприятиям и организациям. Цена его была минимальной, порядка 3-5 копеек за литр. Для сравнения - бензин АИ-76 на АЗС в то время стоил 15-20 копеек.

Главной причиной дешевизны ДТ было его большое количество как побочного нефтепродукта, невысокий спрос со стороны населения при госрегулировании цен.

Ситуация стала меняться в 1990-х годах с началом рыночных реформ в России. Цены на все виды топлива выросли, но дизель по-прежнему оставался дешевле бензина. И только в середине 2000-х годов произошел перелом - стоимость ДТ стала опережать цену на бензин АИ-95. Давайте подробнее разберемся, что послужило причиной таких изменений.

Основные экономические факторы роста цены дизтоплива

Среди экономических причин роста стоимости дизельного топлива в России можно выделить несколько ключевых:

  1. Высокий устойчивый спрос на ДТ как со стороны автовладельцев, так и промышленности
  2. Сезонное увеличение спроса в период уборочных работ и зимой
  3. Ужесточение экологических требований к качеству ДТ
  4. Экспортная ориентация российских производителей топлива

Рассмотрим эти факторы подробнее.

Высокий спрос на дизельное топливо

За последние 10-15 лет спрос на дизельное топливо в России значительно вырос как со стороны коммерческого транспорта, так и обычных автовладельцев. Причины этого:

  • Увеличение парка грузовиков, автобусов, спецтехники, работающей на ДТ
  • Рост популярности дизельных легковых автомобилей у населения
  • Общее увеличение автомобилизации в стране

В условиях рыночной экономики рост спроса ведет к повышению цен. Именно это мы наблюдаем с дизельным топливом в России в последние годы.

Сезонность спроса на ДТ

Характерной особенностью российского рынка дизтоплива является сильная сезонность спроса:

  1. Летом, в период уборочных работ, резко возрастает потребность в ДТ для всей сельхозтехники
  2. Зимой увеличиваются объемы закупки зимнего ДТ для грузовиков и спецтехники

Такая неравномерность приводит к периодическим всплескам цен на этот вид топлива, что в конечном итоге сказывается на среднегодовых показателях.

Экологические требования к дизельному топливу

Еще один важный фактор, повлиявший на рост стоимости ДТ в России - ужесточение экологических требований к качеству этого вида топлива. В частности, с 2015 года вступил в силу новый экологический стандарт "Евро-5", существенно снизивший допустимую концентрацию серы в выхлопных газах автомобилей.

Для выполнения этих требований российским нефтеперерабатывающим заводам пришлось модернизировать производства и внедрять новые технологии очистки ДТ. А это, в свою очередь, повлекло рост его себестоимости и цены для потребителей.

Экспорт дизельного топлива из России

Немаловажный фактор стоимости ДТ на внутреннем рынке - объемы его экспорта из России. По разным оценкам, на экспорт идет от 30% до 50% производимого в РФ дизтоплива. Причины этого:

  • Высокий мировой спрос в связи с распространением дизельных двигателей
  • Выгодные цены для иностранных покупателей из-за слабого рубля
  • Ориентация российских производителей на более прибыльные внешние рынки

В итоге на внутреннем российском рынке образуется дефицит, который и приводит к росту цен на ДТ.

Почему солярка дороже бензина

Таким образом, по приведенным причинам розничная цена дизельного топлива сегодня практически сравнялась или даже обогнала стоимость АИ-95 на многих заправках по всей России. Если говорить упрощенно, спрос рождает предложение и цены.

Однако на этом анализ факторов стоимости "солярки" не заканчивается. Давайте рассмотрим также технологические и государственные аспекты ценообразования дизельного топлива.

Технологические аспекты производства и ценообразования дизтоплива

Кроме спроса и предложения, на стоимость дизельного топлива влияют также технологические особенности его производства из нефти. Рассмотрим основные моменты.

Соотношение объемов производства бензина и дизтоплива

Хотя еще 15-20 лет назад доля дизельного топлива при переработке нефти была выше, чем у бензина, сегодня ситуация выровнялась. Современные технологии позволяют гибко менять соотношение получаемых нефтепродуктов. Но в целом по-прежнему объемы производства ДТ не ниже, чем у бензина.

Затраты на производство различных видов топлива

Часто можно услышать мнение, что дизельное топливо дешевле в производстве, чем бензин. Однако это не совсем так. С учетом современных экологических стандартов, затраты на выпуск качественного ДТ теперь примерно такие же, как при производстве АИ-95.

Влияние качества дизтоплива на цену

Большое значение имеет соответствие дизельного топлива современным экологическим нормам по содержанию серы, температуре вспышки, цетановому числу и др. показателям. Чем жестче требования - тем выше стоимость его производства.

Также на цену влияют различные присадки в составе ДТ - моющие, антибактериальные, антистатические и прочие. А для зимнего ДТ еще необходимы дополнительные затраты на депрессорные присадки.

Налогообложение и состав цены топлива

Значительную долю в цене дизельного топлива на АЗС составляют различные налоги - акцизы, НДС и др. По некоторым оценкам, налоги формируют около 60% стоимости.

Таможенная политика в отношении экспорта ДТ

Государству невыгодно существенно удешевлять внутренние цены на дизтопливо, так как это уменьшит его экспорт и соответствующие бюджетные доходы.

Мировые тенденции на рынке дизельного топлива

Для полноты анализа стоимости дизеля в России нужно учитывать и глобальные тренды на мировом рынке этого вида топлива.

Мировые цены на бензин и дизельное топливо

По данным международного агентства GlobalPetrolPrices, в 2022 году средняя цена за литр дизельного топлива в мире составила 1,39 доллара. Для сравнения - средняя стоимость бензина была на уровне 1,26 доллара.

То есть в глобальном масштабе цена на дизель также обгоняет бензин. Хотя разница не столь существенная, как в России.

Спрос на дизельное топливо по регионам мира

Наибольший спрос на дизель и соответственно более высокие цены наблюдаются в Европе. По данным Евростата, почти 60% легковых автомобилей в ЕС сегодня работают на дизельном топливе.

Также активно растет потребление ДТ в Азии, особенно в Китае и Индии. В США же преобладают бензиновые двигатели, что сказывается на более низких ценах дизеля.

Прогнозы аналитиков относительно мирового рынка ДТ

По прогнозам аналитиков, несмотря на глобальный тренд на электрификацию транспорта, в ближайшие 10-15 лет дизельные двигатели сохранят свои позиции.

А значит, цены на это топливо также вряд ли существенно снизятся. Скорее возможен постепенный рост стоимости с учетом инфляции и удорожания сырья.

Влияние глобального рынка ДТ на Россию

Мировая конъюнктура оказывает определенное давление и на российский рынок дизтоплива. С одной стороны, экспортные поставки из РФ растут из-за внешнего спроса.

С другой стороны, отечественным производителям приходится ориентировать цены на мировые, чтобы сохранять конкурентоспособность.

Комментарии