"Преступление и наказание": теория Раскольникова и ее крах в романе Достоевского
"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского - глубокий психологический роман, раскрывающий сложные нравственные вопросы. Ключом к пониманию произведения служит теория Раскольникова о праве сильной личности на преступление. На примере главного героя писатель показывает, к чему приводит отрицание общечеловеческой морали.
Зарождение теории Раскольникова
Теория Раскольникова зародилась на фоне его тяжелого материального положения и беспросветной нищеты. Будучи талантливым студентом, Раскольников вынужден был оставить учебу в университете из-за отсутствия средств. Он снимал крошечную каморку, едва сводил концы с концами. В таких условиях Раскольников ощущал свое полное бессилие что-либо изменить в собственной судьбе.
Одновременно герой был убежден в собственной исключительности и превосходстве над окружающими. Это породило в нем мысль о том, что обычные правила и законы не распространяются на таких людей, как он. Так зародилась теория Раскольникова.
Согласно этой теории, люди делятся на две неравные части: «толпу», живущую по заданным правилам и воспроизводящую человечество как биологический вид, и немногочисленных «сверхлюдей», которые двигают историю вперед и имеют право на преступление ради великой цели.
Постепенно эта идея полностью завладела сознанием Раскольникова, заставив его поверить, что он может стать таким «сверхчеловеком»:
Теория настолько поглотила Раскольникова, как будто «кто-то взял за руку и потянул за собой... Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».
Мотивы убийства старухи-процентщицы
Одержимый своей теорией, Раскольников решает проверить ее на практике, совершив убийство. Его жертвой становится ненавистная ему старуха-процентщица, которая давала в долг под большие проценты:
- Во-первых, Раскольников видел в ней воплощение зла и несправедливости, из-за которых страдали многие бедняки;
- Во-вторых, он намеревался завладеть ее деньгами и потратить их на помощь нуждающимся;
- В-третьих, убийство должно было подтвердить принадлежность Раскольникова к избранным «сверхлюдям».
Таким образом, Раскольников убивал не только ради денег, но и во имя собственного честолюбия, желая доказать правоту своих взглядов.
Описание убийства в романе
Убийство старухи-процентщицы описано Достоевским предельно натуралистично и детально. Раскольников тщательно готовится:
- Делает пробный визит к жертве под видом закладчика;
- Приобретает топор;
- Выбирает момент, когда старуха останется одна.
Однако в процессе убийства Раскольников теряет контроль над ситуацией. Он убивает не только намеченную им старуху, но и случайно зашедшую ее сестру Лизавету. Это уже отступление от первоначального плана, свидетельствующее о начинающемся крахе теории.
Старуха-процентщица | Лизавета |
Злая, алчная | Кроткая, безобидная |
Являлась объектом ненависти Раскольникова | Была случайной жертвой |
Поведение Раскольникова после убийства
После совершения преступления Раскольников погружается в состояние шока и паники. Вместо чувства триумфа от осознания собственного могущества герой испытывает лишь ужас и растерянность:
Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой.
Помимо физических страданий, Раскольникова мучают тяжелейшие душевные терзания. Он резко отдаляется от близких, чувствует себя отверженным и никому не нужным. Вместо активной жизни герой целыми днями лежит на диване, уйдя в себя.
Роль Сони Мармеладовой
Единственным человеком, которому Раскольников открывается в своем преступлении, становится Соня Мармеладова. Это связано с тем, что:
- Во-первых, Соня проявила к Раскольникову искреннее сочувствие и понимание;
- Во-вторых, она сама нарушила моральные нормы ради спасения семьи;
- В-третьих, ее абсолютная вера в Бога и готовность к самопожертвованию резко контрастировали с циничной теорией Раскольникова.
Так Соня становится живым воплощением идеалов, которые были чужды герою.
Беседа Раскольникова и Порфирия
В беседе со следователем Порфирием Раскольников пытается обосновать свою теорию, однако его аргументация оказывается весьма шаткой. Когда Порфирий задает вопрос:
Каким же образом можно отличить необычного человека от обычного?
У Раскольникова не находится вразумительного ответа. Это ставит под сомнение саму основу его взглядов: если любой человек может считать себя "сверхчеловеком", то общество погрузится в хаос бесконтрольного насилия.
Причины краха теории
Ключевую роль в опровержении теории Раскольникова играет его собственная совесть. Герой просто не способен забыть о содеянном и жить дальше, как ни в чем не бывало:
Невозможность для Раскольникова забыть о содеянном, муки совести как доказательство его человечности.
В конечном итоге Раскольников осознает всю бесчеловечность своих взглядов, попирающих главные моральные ценности. Теория терпит крах при столкновении с реальностью человеческой природы.
Путь духовного возрождения героя
После признания вины и раскаяния в содеянном Раскольников отправляется в Сибирь отбывать наказание. Там при поддержке Сони он проходит путь духовного перерождения:
- Постепенно избавляется от гордыни и эгоизма;
- Учится состраданию и милосердию;
- Обретает веру в Бога и людей.
Так Раскольников возвращается к традиционным нравственным ценностям, которые когда-то полностью отвергал.
Реакция общества на теорию Раскольникова
Теория Раскольникова вызывает резко негативную реакцию в обществе. Когда статья Раскольникова публикуется в газете, это воспринимается как вызов традиционным ценностям:
Когда его детище опубликовали в другой газете. В то время теория еще казалась ему игрой, она не поработила сознание Раскольникова.
Однако по мере распространения идей Раскольникова в обществе нарастает тревога и возмущение. Люди интуитивно чувствуют опасность подобных взглядов:
- Они разрушают традиционные нравственные нормы;
- Оправдывают насилие и убийства;
- Угрожают целостности и стабильности общества.
Параллели с современностью
Идеи, подобные теории Раскольникова, периодически возникают и в наши дни. К сожалению, они находят отклик в умах и сердцах некоторых молодых людей.
Причины появления таких взглядов те же:
- Социальная несправедливость;
- Чувство собственной ущемленности и невостребованности;
- Утрата связи с религиозно-культурной традицией общества.
К сожалению, и сегодня есть примеры трагических судеб людей, которые пошли по стопам Раскольникова, совершив преступления.
Значение образа Раскольникова
Несмотря на всю трагичность судьбы Раскольникова, его образ несет в себе глубокий гуманистический смысл:
- Демонстрирует опасность безнравственных теорий, проповедующих культ силы;
- Показывает, что даже самый заблудший человек способен к духовному возрождению;
- Утверждает вечные ценности любви, милосердия и веры.
В этом универсальность и актуальность образа Раскольникова, созданного гением Достоевского в 19 веке.
Трактовки образа Раскольникова в литературоведении
В научных исследованиях образ Раскольникова получил множество интерпретаций. Рассмотрим некоторые из них:
- Раскольников как воплощение революционных идей своего времени;
- Раскольников как выражение философии индивидуализма и теории сверхчеловека;
- Религиозно-этическая трактовка: богоборчество и духовное перерождение героя.
Очевидно, что ни одна из этих концепций не исчерпывает всей глубины образа. Раскольников сочетает в себе черты социального бунтаря, сторонника культа силы и религиозного искателя.
"Преступление и наказание" в контексте творчества Достоевского
Во многих произведениях Достоевского поднимается тема преступления и его мотивов:
- "Бедные люди": мечты Макара Девушкина о возможном преступлении;
- "Братья Карамазовы": теория "все дозволено" и ее опровержение;
- "Записки из подполья": апология эгоизма и всепрощения.
Однако лишь в образе Раскольникова Достоевский воплотил свои представления о трагедии "сильной мысли", оборачивающейся преступлением. И о пути искупления через страдание и возрождение души.
Влияние романа на последующую литературу
"Преступление и наказание" оказало огромное влияние на всю последующую русскую и мировую литературу. Это видно в таких произведениях, как:
- "Бесы" Достоевского: тема "демонического" преступления;
- "Накипь" Шмелева: духовный путь героя-убийцы;
- Романы Камю: философия абсурда и бессмысленного бунта.
Таким образом, мотивы и идеи романа Достоевского не утратили актуальности и по сей день.