Профилактика девиантного поведения подростков: пути решения проблемы

Девиантное поведение подростков - серьезная социальная проблема. Как же обществу справиться с этим явлением и не допустить развития негативных тенденций? В статье мы разберем основные методы профилактики девиантного поведения и пути решения этой актуальной проблемы.

Понятие девиантного поведения подростков

Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией (Н.Я. Копыт).

К основным формам девиантного поведения подростков относят:

  • прогулы школы;
  • систематическое нарушение дисциплины;
  • агрессивное поведение;
  • хулиганство;
  • употребление алкоголя и наркотиков;
  • сексуальные девиации.

Причинами возникновения девиантного поведения могут быть как социальные факторы (неблагополучие в семье, отрицательное влияние окружения), так и индивидуально-психологические особенности подростка (агрессивность, импульсивность, низкая самооценка).

Последствия девиантного поведения в подростковом возрасте очень серьезны. Это приводит к социальной дезадаптации, правонарушениям, риску приобретения вредных привычек, проблемам с получением образования и трудоустройством в будущем.

Необходимость профилактики девиантного поведения

По данным статистики, девиантное поведение в той или иной форме демонстрируют от 25% до 40% подростков. Это очень высокий показатель. Без профилактической работы эта цифра будет только расти.

Многочисленные исследования показывают прямую связь между девиациями в подростковом возрасте и последующей преступностью и асоциальным поведением во взрослой жизни. Предупреждение и коррекция отклонений в развитии и поведении детей и подростков - это профилактика правонарушений в обществе.

Девиантное поведение опасно для здоровья самих подростков - повышается риск инфицирования инфекциями, алкогольной и наркотической зависимости, психических расстройств. Кроме того, оно нарушает нормальный процесс социализации молодого поколения, мешает успешному вхождению подростков во взрослую жизнь.

Таким образом, профилактика девиаций в подростковой среде крайне важна для обеспечения социальной стабильности и безопасности общества.

Факторы риска развития девиантного поведения

Существует ряд факторов, которые повышают вероятность проявления отклоняющегося поведения у подростков.

Проблемы в семейных отношениях:

  • Конфликты между родителями.
  • Жестокое обращение в семье.
  • Гипоопека или чрезмерная опека.
  • Недостаток родительского внимания и заботы.

Неблагополучное окружение:

  • "Плохие" компании.
  • Криминогенные районы.
  • Отрицательное влияние старших по возрасту.

Трудности в школе:

  • Неуспеваемость.
  • Конфликты с учителями и сверстниками.
  • Отчуждение в классе.

Влияние СМИ:

  • Пропаганда насилия и аморального поведения.
  • Манипулирование сознанием молодежи.

Чем больше негативных факторов действует на подростка, тем выше риск возникновения отклонений в его поведении. Поэтому так важна своевременная профилактика.

Профилактики девиантного поведения подростков

Профилактика девиаций должна проводиться комплексно, с участием семьи, школы и других социальных институтов:

  • Работа с семьей. Нормализация детско-родительских отношений, повышение педагогической культуры родителей, привлечение их к совместной деятельности с детьми.
  • Воспитательная работа в школе. Формирование коллектива класса, развитие ученического самоуправления, проведение тематических мероприятий, индивидуальная работа с трудными подростками.
  • Организация досуга подростков. Вовлечение в кружки, секции, клубы по интересам, проведение познавательных и развлекательных мероприятий, организация летнего отдыха.
  • Пропаганда здорового образа жизни. Формирование ценности здоровья и ответственного отношения к себе, профилактика вредных привычек, популяризация физкультуры и спорта.

Методы работы с подростками группы риска

С подростками, уже имеющими признаки девиантного поведения, проводится индивидуальная профилактическая работа:

  • Диагностика личностных особенностей. Выявление склонностей, мотивов, установок, ценностных ориентиров. Определение "мишеней" для коррекционного воздействия.
  • Коррекция эмоционально-волевой сферы. Развитие самоконтроля, снижение агрессивности и тревожности, повышение стрессоустойчивости.
  • Формирование социальных навыков. Обучение навыкам общения, разрешения конфликтов, сотрудничества, принятия решений.
  • Повышение самооценки и уверенности в себе. Поощрение успехов, развитие способностей и талантов, формирование позитивного образа Я.

Взаимодействие с родителями девиантных подростков

Работа с семьей девиантного подростка направлена на:

  • Просвещение родителей. Повышение психолого-педагогической компетентности, информирование о возрастных особенностях.
  • Обучение методам воспитания. Тренинг родительских навыков, выработка стратегии взаимодействия с подростком.
  • Преодоление детско-родительских конфликтов. Оптимизация общения в семье, снятие напряженности, налаживание взаимопонимания.
  • Привлечение к совместной деятельности. Проведение мероприятий для родителей и детей, раскрытие творческого потенциала семьи.

Такой комплексный подход позволяет добиться позитивных изменений в семейных отношениях и поведении подростка.

Профилактики девиантного поведения подростков в школе

Школа играет важную роль в предупреждении отклоняющегося поведения учащихся. Основные направления работы:

  • Выявление учащихся группы риска. Анализ поведения, успеваемости, социального статуса в классе. Диагностика личностных особенностей.
  • Создание благоприятного психологического климата. Сплочение коллектива, профилактика конфликтов, создание атмосферы взаимопомощи и сотрудничества.
  • Вовлечение во внеурочную деятельность. Кружки, секции, клубы, творческие объединения. Раскрытие и развитие интересов и способностей.
  • Индивидуальный подход к обучению и развитию. Учет особенностей и возможностей каждого ученика, помощь в преодолении трудностей, поддержка успехов.

Такая целенаправленная воспитательная работа в условиях школы является эффективной мерой профилактики девиантного поведения.

Роль социальных служб в профилактике девиантного поведения

Важную роль в предупреждении девиаций играют учреждения социальной сферы:

  • Патронаж семей группы риска. Регулярные посещения специалистами, оказание психолого-педагогической помощи, контроль условий воспитания детей.
  • Организация досуга и занятости подростков. Клубы по месту жительства, лагеря труда и отдыха, трудоустройство в каникулярный период.
  • Оказание психологической и юридической помощи. Консультации специалистов, горячие линии, представительство интересов подростков.
  • Взаимодействие с правоохранительными органами. Совместное патрулирование, рейды по неблагополучным семьям, профилактические беседы.

Законодательное регулирование профилактики девиантного поведения

Правовые основы профилактики девиаций определены рядом нормативных актов:

  • Нормативно-правовая база. Законы "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Об образовании" и др.
  • Ответственность за девиантное поведение. Меры административного и уголовного наказания за правонарушения подростков.
  • Права подростков с девиантным поведением. Право на помощь государства, защиту от насилия, получение образования.
  • Полномочия органов профилактики. Права комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства и др.

Эффективность мер профилактики девиантного поведения

Важно оценивать результаты профилактической работы:

  • Критерии оценки эффективности. Снижение уровня девиантного поведения, повышение социальной адаптации подростков.
  • Мониторинг девиантного поведения. Сбор и анализ статистических данных, социологические опросы.
  • Анализ и корректировка мероприятий. Выявление недостатков, внесение изменений в программы профилактики.
  • Примеры успешных программ профилактики. "Старший брат", волонтерское движение, психологические тренинги.

Для улучшения результатов профилактической работы необходим комплексный подход с участием всех заинтересованных сторон.

Комментарии