История и методология науки: в поисках истины
На протяжении истории человечества великие умы стремились познать окружающий мир и найти объективную истину о его устройстве. Этот поиск истины породил науку со своей методологией. Как менялись представления об истине на разных этапах развития научного знания? Приглашаем вас в увлекательное путешествие сквозь века!
Зарождение научного знания в античности
Первые рациональные попытки объяснить устройство мира предприняли древнегреческие философы в 6 веке до н.э. Они отказались от мифологических представлений и стали искать в природе разумные причины всего сущего.
Скептики первыми осознали важность проблемы критерия истины и сочли верным подход, когда истина заключается именно в соответствии мышления и действительности.
Аристотель предложил два основных метода познания:
- логико-дедуктивный метод - от общих рассуждений переходить к частным выводам;
- экспериментально-индуктивный метод - от наблюдений отдельных фактов восходить к обобщениям.
Эти классические методы и сегодня лежат в основе научного познания. Римские ученые развили идею о важности практического применения
научных знаний.
Развитие науки в Новое время
Начиная с 17 века наука интенсивно развивается в Европе. Английский философ Фрэнсис Бэкон настаивал на опытном изучении природы путем постановки экспериментов и сбора фактов.
Новые знания, по Бэкону, нужны не ради удовлетворения любопытства, а для улучшения жизни людей.
Французский ученый Рене Декарт был убежден, что истина постигается разумом, а математика - универсальный язык для описания мира. Он заложил традицию математического естествознания .
Немецкий мыслитель Иммануил Кант проанализировал познавательные возможности и границы человеческого разума. Он разделил знание на априорное (до опыта) и апостериорное (из опыта).
Априорные формы | Апостериорное содержание |
Пространство, время | Ощущения, восприятие конкретных вещей |
Объективное научное знание, по Канту, возникает из сочетания этих элементов при активной роли рассудка. Философы-позитивисты 19 века провозгласили целью науки решение насущных социальных проблем с помощью разума и фактов.
Позитивизм и социология
Основоположник социологии Огюст Конт полагал, что общество развивается по объективным законам, подобно миру природы. Позитивное (научное) знание о социальных процессах поможет регулировать жизнь общества и решать его проблемы.
Герберт Спенсер применил идеи эволюции и прогресса из биологии к изучению общества. Социальная эволюция, по его мнению, ведет человечество к совершенному гармоничному строя.
Метод социологии, сформулированный Эмилем Дюркгеймом, заключался в сборе массовых статистических данных и их анализе для выявления социальных закономерностей.
Кризис классики
Физические открытия на рубеже 19-20 веков показали ограниченность классической ньютоновской картины мира, что привело к "кризису оснований" в естествознании.
Ключевую роль в становлении неклассической науки сыграли теория относительности Эйнштейна и квантовая механика. Новые теории оперировали зачастую абстрактными математическими конструкциями, резко расходившимися с "здравым смыслом".
Революция в гуманитарной сфере
Радикальные изменения произошли и в науках о человеке. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд предложил заглянуть в бессознательные глубины психики, открыв иррациональную природу мотивов человеческого поведения.
Были выдвинуты новые философские концепции научного знания, в частности фальсификационизм Карла Поппера. Он утверждал, что научным можно считать лишь такое знание, которое может быть опровергнуто опытом.
Таким образом, в процессе своего развития история и методология науки не раз переживала глубокие изменения в понимании истины.