Коррекционная школа 8 вида: в чем особенности и перспективы
Коррекционные школы 8 вида - это особый мир, где каждый ребенок, независимо от своих возможностей, может получить необходимые знания и навыки для дальнейшей жизни в обществе. Давайте разберемся, что представляют собой эти учебные заведения и какую помощь они оказывают детям с ограниченными возможностями здоровья.
1. Что такое коррекционная школа 8 вида
Коррекционные школы VIII вида предназначены для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. Такие школы еще называют специальными (коррекционными) общеобразовательными учреждениями VIII вида.
В таких школах учатся дети в возрасте от 6,5 до 18 лет с разной степенью умственной отсталости - от незначительной до выраженной. Главная цель школ VIII вида - обучение детей элементарным навыкам чтения, письма и счета, а также их социальная адаптация.
Коррекционная школа 8 вида дает возможность получить образование детям, которым по медицинским показаниям противопоказано обучение в массовой школе.
Обучение ведется по специальной программе, адаптированной для детей с нарушением интеллекта. Программа рассчитана на 9 лет - с 1 по 9 класс. После окончания выдается свидетельство об образовании, но не аттестат.
Параллельно с общеобразовательными предметами в школе VIII вида детей обучают различным трудовым навыкам и ремеслам. Это позволяет выпускникам найти работу и частично обеспечивать себя в будущем.
Классы | 1-4 | 5-9 |
Продолжительность обучения | 4 года | 5 лет |
2. Каких детей принимают в школу 8 вида
В коррекционную школу VIII вида принимают детей со следующими медицинскими показаниями:
- олигофрения в степени дебильности;
- задержка психического развития;
- умственная отсталость легкой и умеренной степени;
- органическое поражение центральной нервной системы;
- диффузное поражение коры головного мозга.
Поступление в школу VIII вида осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Родители имеют право самостоятельно принимать решение о выборе образовательного учреждения для ребенка.
Помимо ПМПК, рекомендуется проконсультироваться с врачами - психиатром, неврологом, педиатром. Они помогут определить степень нарушения интеллекта и дадут рекомендации по выбору школы.
Прием в школу осуществляется с 6,5 лет при наличии медицинских документов. Набор ведется в 1 класс.
3. Особенности учебной программы
Учебная программа коррекционной школы VIII вида отличается от программы обычной массовой школы.
Обучение ведется по специально разработанным программам для детей с нарушением интеллекта. Эти программы прошли апробацию и утверждены Министерством образования.
Программа адаптирована с учетом особенностей развития и возможностей детей с нарушением интеллекта. Упрощено содержание учебного материала, снижены требования к объему знаний, введены разделы социально-бытовой ориентировки.
Основные предметы: чтение, письмо, счет, трудовое обучение. Большое внимание уделяется развитию речи и мышления.
Дополнительно вводятся коррекционные занятия: логопедические, сенсорное развитие, формирование социально-бытовых навыков.
Продолжительность обучения в школе VIII вида - 9 лет (с 1 по 9 класс).
Примерное соотношение учебных часов в неделю:
- Общеобразовательные предметы - 60%
- Трудовое обучение - 25%
- Коррекционные занятия - 15%
Таким образом, учебный план коррекционной школы VIII вида отличается от обычной школы большим объемом трудового обучения, введением коррекционных занятий и упрощением общеобразовательной программы с учетом возможностей учеников.
4. Методы обучения и воспитания
В коррекционных школах VIII вида применяются специальные методы и приемы обучения детей с нарушением интеллекта.
Основные методические принципы:
- Поэтапность в усвоении знаний
- Повторяемость материала
- Использование наглядности
- Связь обучения с жизнью
Приемы коррекционного обучения:
- Опора на сохранные анализаторы
- Формирование ведущей деятельности
- Развитие познавательных процессов
- Дозирование учебной нагрузки
Большое внимание уделяется нравственному воспитанию, развитию коммуникативных навыков, социально-бытовой адаптации детей.
Проводятся воспитательные мероприятия: праздники, экскурсии, трудовые десанты. Организуется кружковая работа.
Таким образом, методика обучения и воспитания в коррекционной школе VIII вида учитывает психофизические особенности детей с нарушением интеллекта.
Благодаря специальным методам и приемам обучения дети с нарушением интеллекта могут получить доступное образование и адаптироваться в обществе.
5. Специалисты, работающие в школе
В штат коррекционной школы VIII вида входят специалисты, имеющие соответствующую квалификацию для работы с детьми с нарушением интеллекта.
Основные специалисты:
- Дефектолог
- Логопед
- Психолог
- Социальный педагог
Также в школе работают учителя-предметники, воспитатели, медицинский персонал.
Каждый специалист выполняет определенные функции, направленные на обучение, развитие и социальную адаптацию детей с нарушением интеллекта. Например:
- Дефектолог проводит коррекционные занятия
- Логопед занимается развитием речи
- Психолог осуществляет психологическое сопровождение детей
Комплексный подход специалистов разного профиля позволяет добиться максимально возможных результатов в обучении и развитии детей с нарушением интеллекта.
6. Дополнительные занятия и кружки
Помимо основных учебных занятий, в коррекционной школе VIII вида организуется внеклассная воспитательная работа - кружки, секции, экскурсии.
Цель внеклассных занятий:
- Раскрытие творческих способностей детей
- Формирование полезных навыков и умений
- Социализация и адаптация детей
Направления внеклассной работы:
Спортивно-оздоровительное | Художественно-эстетическое |
Трудовое | Социально-педагогическое |
Наиболее распространенные кружки:
- Спортивные секции
- Танцевальные кружки
- Театральная студия
- Кружки прикладного творчества
Таким образом, внеклассная работа направлена на всестороннее развитие детей с нарушением интеллекта, раскрытие их возможностей и способностей.
7. Условия для проживания в интернате
Большинство коррекционных школ VIII вида работают в режиме школы-интерната. Это значит, что дети могут проживать в интернате при школе.
Для проживания оборудуются спальные комнаты, игровые, бытовые помещения. Создаются условия, максимально приближенные к домашним.
Преимущества проживания в интернате:
- Полный контроль режима дня
- Организация досуга и развития ребенка
- Круглосуточный медицинский надзор
Однако родители могут забирать детей домой на выходные и праздники. Также возможно частичное проживание в интернате.
Питание в интернате организуется в соответствии с нормами для школ-интернатов - 5 раз в день. Меню составляется с учетом возраста детей.
Таким образом, проживание в интернате при коррекционной школе создает оптимальные условия для обучения, развития, медицинского наблюдения и досуга детей.
8. Возможность получения профессии
Важной задачей коррекционной школы VIII вида является профессионально-трудовая подготовка обучающихся.
С 5 по 9 класс трудовому обучению уделяется значительная часть времени. Детей обучают различным профессиям:
- Швея
- Столяр
- Садовник
- Рабочий зеленого хозяйства
- Слесарь
Профессиональная подготовка ведется на базе школьных мастерских под руководством опытных педагогов.
Обучение конкретной профессии определяется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика.
Получение профессиональных навыков повышает шансы выпускников школы VIII вида найти работу и частично обеспечивать себя в будущем.
9. Перспективы после окончания школы
После окончания коррекционной школы VIII вида выпускники получают свидетельство об образовании.
Дальнейшее обучение в средних специальных учебных заведениях для них закрыто. Однако есть несколько вариантов дальнейшего жизненного пути:
- Трудоустройство по полученной в школе профессии
- Обучение в профессиональном училище
- Посещение курсов допрофессиональной подготовки
- Работа в специализированных мастерских, цехах
Главная цель коррекционной школы VIII вида - подготовить выпускников к самостоятельной жизни в обществе в соответствии с их возможностями.
Большинство выпускников начинают трудовую деятельность. Работа позволяет им чувствовать свою социальную значимость и вести максимально самостоятельный образ жизни.
10. Как выбрать подходящую школу в Москве
При выборе коррекционной школы VIII вида в Москве рекомендуется:
- Получить заключение ПМПК
- Проконсультироваться с врачами
- Изучить рейтинги школ
- Посетить школы лично
- Поговорить с родителями учеников
Стоит обратить внимание на материально-техническую базу, квалификацию педагогов, наличие специалистов, условия содержания детей.
Важно выбрать школу, максимально учитывающую индивидуальные особенности и возможности конкретного ребенка.
Некоторые из лучших коррекционных школ VIII вида в Москве:
- Школа No 108 (ЮЗАО)
- Школа No 567 (ЮАО)
- Школа No 991 (ЮАО)
Таким образом, грамотный выбор школы повышает шансы ребенка получить образование в комфортных условиях и успешно адаптироваться в жизни.
11. Общение с другими родителями
Родителям детей, поступающих в коррекционную школу VIII вида, рекомендуется пообщаться с родителями, чьи дети уже обучаются в этой школе.
Такое общение поможет:
- Узнать мнение о школе из первых рук
- Задать вопросы о процессе обучения и воспитания
- Получить советы по адаптации ребенка
Можно общаться как лично, так и на тематических форумах в интернете. Большинство родителей могут проделиться своим опытом.
Общение с другими родителями поможет сделать первые шаги в непростом пути воспитания особенного ребенка чуть легче.
12. Защита прав детей с ограниченными возможностями
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья имеют право защищать интересы своих детей, в том числе:
- Выбирать форму получения образования
- Выбирать образовательную организацию
- Защищать достоинство и интересы ребенка
- Принимать участие в управлении организацией
Эти права закреплены Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
Если права ребенка нарушаются, родители могут:
- Обратиться с жалобой к учредителю школы
- Сообщить в органы опеки и попечительства
- Обжаловать неправомерные действия в суд
Защита прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ является обязанностью родителей и государства.
13. Как помочь ребенку адаптироваться в школе
Чтобы облегчить адаптацию ребенка с нарушением интеллекта в коррекционной школе VIII вида, рекомендуется:
- Познакомить с учителями и одноклассниками
- Посещать школу вместе в приемные часы
- Стимулировать общение со сверстниками
- Интересоваться школьными делами ребенка
- Поощрять даже минимальные успехи
Терпеливое и внимательное отношение родителей и педагогов поможет ребенку привыкнуть к новым условиям и почувствовать себя в школе комфортно.
14. Поддержка семьи особого ребенка
Воспитание ребенка с нарушением интеллекта требует огромных душевных и физических сил от родителей. Им важно получать поддержку и помощь.
Для семей особых детей существуют:
- Социально-реабилитационные центры
- Службы психолого-педагогической помощи
- Организации родительской взаимопомощи
- Программы повышения родительской компетентности
Благодаря такой поддержке, родители могут восстановить силы и продолжать помогать своим детям развиваться и социализироваться.
15. Роль общества в судьбе особых детей
Для успешной социализации детей с нарушением интеллекта важна поддержка и принятие со стороны общества. Необходимо:
- Формировать толерантное отношение к таким людям
- Создавать доступную среду в городе
- Поддерживать их трудоустройство
- Включать в общественную жизнь
Гуманное отношение к людям с инвалидностью, готовность помочь и поддержать - залог успешной интеграции особых детей в социум.