Коррекционная школа 8 вида: в чем особенности и перспективы

Коррекционные школы 8 вида - это особый мир, где каждый ребенок, независимо от своих возможностей, может получить необходимые знания и навыки для дальнейшей жизни в обществе. Давайте разберемся, что представляют собой эти учебные заведения и какую помощь они оказывают детям с ограниченными возможностями здоровья.

1. Что такое коррекционная школа 8 вида

Коррекционные школы VIII вида предназначены для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. Такие школы еще называют специальными (коррекционными) общеобразовательными учреждениями VIII вида.

В таких школах учатся дети в возрасте от 6,5 до 18 лет с разной степенью умственной отсталости - от незначительной до выраженной. Главная цель школ VIII вида - обучение детей элементарным навыкам чтения, письма и счета, а также их социальная адаптация.

Коррекционная школа 8 вида дает возможность получить образование детям, которым по медицинским показаниям противопоказано обучение в массовой школе.

Обучение ведется по специальной программе, адаптированной для детей с нарушением интеллекта. Программа рассчитана на 9 лет - с 1 по 9 класс. После окончания выдается свидетельство об образовании, но не аттестат.

Параллельно с общеобразовательными предметами в школе VIII вида детей обучают различным трудовым навыкам и ремеслам. Это позволяет выпускникам найти работу и частично обеспечивать себя в будущем.

Классы 1-4 5-9
Продолжительность обучения 4 года 5 лет

2. Каких детей принимают в школу 8 вида

В коррекционную школу VIII вида принимают детей со следующими медицинскими показаниями:

  • олигофрения в степени дебильности;
  • задержка психического развития;
  • умственная отсталость легкой и умеренной степени;
  • органическое поражение центральной нервной системы;
  • диффузное поражение коры головного мозга.

Поступление в школу VIII вида осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Родители имеют право самостоятельно принимать решение о выборе образовательного учреждения для ребенка.

Помимо ПМПК, рекомендуется проконсультироваться с врачами - психиатром, неврологом, педиатром. Они помогут определить степень нарушения интеллекта и дадут рекомендации по выбору школы.

Прием в школу осуществляется с 6,5 лет при наличии медицинских документов. Набор ведется в 1 класс.

3. Особенности учебной программы

Учебная программа коррекционной школы VIII вида отличается от программы обычной массовой школы.

Обучение ведется по специально разработанным программам для детей с нарушением интеллекта. Эти программы прошли апробацию и утверждены Министерством образования.

Программа адаптирована с учетом особенностей развития и возможностей детей с нарушением интеллекта. Упрощено содержание учебного материала, снижены требования к объему знаний, введены разделы социально-бытовой ориентировки.

Основные предметы: чтение, письмо, счет, трудовое обучение. Большое внимание уделяется развитию речи и мышления.

Дополнительно вводятся коррекционные занятия: логопедические, сенсорное развитие, формирование социально-бытовых навыков.

Продолжительность обучения в школе VIII вида - 9 лет (с 1 по 9 класс).

Примерное соотношение учебных часов в неделю:

  • Общеобразовательные предметы - 60%
  • Трудовое обучение - 25%
  • Коррекционные занятия - 15%

Таким образом, учебный план коррекционной школы VIII вида отличается от обычной школы большим объемом трудового обучения, введением коррекционных занятий и упрощением общеобразовательной программы с учетом возможностей учеников.

4. Методы обучения и воспитания

В коррекционных школах VIII вида применяются специальные методы и приемы обучения детей с нарушением интеллекта.

Основные методические принципы:

  • Поэтапность в усвоении знаний
  • Повторяемость материала
  • Использование наглядности
  • Связь обучения с жизнью

Приемы коррекционного обучения:

  1. Опора на сохранные анализаторы
  2. Формирование ведущей деятельности
  3. Развитие познавательных процессов
  4. Дозирование учебной нагрузки

Большое внимание уделяется нравственному воспитанию, развитию коммуникативных навыков, социально-бытовой адаптации детей.

Проводятся воспитательные мероприятия: праздники, экскурсии, трудовые десанты. Организуется кружковая работа.

Таким образом, методика обучения и воспитания в коррекционной школе VIII вида учитывает психофизические особенности детей с нарушением интеллекта.

Благодаря специальным методам и приемам обучения дети с нарушением интеллекта могут получить доступное образование и адаптироваться в обществе.

5. Специалисты, работающие в школе

В штат коррекционной школы VIII вида входят специалисты, имеющие соответствующую квалификацию для работы с детьми с нарушением интеллекта.

Основные специалисты:

  • Дефектолог
  • Логопед
  • Психолог
  • Социальный педагог

Также в школе работают учителя-предметники, воспитатели, медицинский персонал.

Каждый специалист выполняет определенные функции, направленные на обучение, развитие и социальную адаптацию детей с нарушением интеллекта. Например:

  • Дефектолог проводит коррекционные занятия
  • Логопед занимается развитием речи
  • Психолог осуществляет психологическое сопровождение детей

Комплексный подход специалистов разного профиля позволяет добиться максимально возможных результатов в обучении и развитии детей с нарушением интеллекта.

6. Дополнительные занятия и кружки

Помимо основных учебных занятий, в коррекционной школе VIII вида организуется внеклассная воспитательная работа - кружки, секции, экскурсии.

Цель внеклассных занятий:

  • Раскрытие творческих способностей детей
  • Формирование полезных навыков и умений
  • Социализация и адаптация детей

Направления внеклассной работы:

Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое
Трудовое Социально-педагогическое

Наиболее распространенные кружки:

  • Спортивные секции
  • Танцевальные кружки
  • Театральная студия
  • Кружки прикладного творчества

Таким образом, внеклассная работа направлена на всестороннее развитие детей с нарушением интеллекта, раскрытие их возможностей и способностей.

7. Условия для проживания в интернате

Большинство коррекционных школ VIII вида работают в режиме школы-интерната. Это значит, что дети могут проживать в интернате при школе.

Для проживания оборудуются спальные комнаты, игровые, бытовые помещения. Создаются условия, максимально приближенные к домашним.

Преимущества проживания в интернате:

  • Полный контроль режима дня
  • Организация досуга и развития ребенка
  • Круглосуточный медицинский надзор

Однако родители могут забирать детей домой на выходные и праздники. Также возможно частичное проживание в интернате.

Питание в интернате организуется в соответствии с нормами для школ-интернатов - 5 раз в день. Меню составляется с учетом возраста детей.

Таким образом, проживание в интернате при коррекционной школе создает оптимальные условия для обучения, развития, медицинского наблюдения и досуга детей.

8. Возможность получения профессии

Важной задачей коррекционной школы VIII вида является профессионально-трудовая подготовка обучающихся.

С 5 по 9 класс трудовому обучению уделяется значительная часть времени. Детей обучают различным профессиям:

  • Швея
  • Столяр
  • Садовник
  • Рабочий зеленого хозяйства
  • Слесарь

Профессиональная подготовка ведется на базе школьных мастерских под руководством опытных педагогов.

Обучение конкретной профессии определяется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика.

Получение профессиональных навыков повышает шансы выпускников школы VIII вида найти работу и частично обеспечивать себя в будущем.

9. Перспективы после окончания школы

После окончания коррекционной школы VIII вида выпускники получают свидетельство об образовании.

Дальнейшее обучение в средних специальных учебных заведениях для них закрыто. Однако есть несколько вариантов дальнейшего жизненного пути:

  • Трудоустройство по полученной в школе профессии
  • Обучение в профессиональном училище
  • Посещение курсов допрофессиональной подготовки
  • Работа в специализированных мастерских, цехах
Главная цель коррекционной школы VIII вида - подготовить выпускников к самостоятельной жизни в обществе в соответствии с их возможностями.

Большинство выпускников начинают трудовую деятельность. Работа позволяет им чувствовать свою социальную значимость и вести максимально самостоятельный образ жизни.

10. Как выбрать подходящую школу в Москве

При выборе коррекционной школы VIII вида в Москве рекомендуется:

  1. Получить заключение ПМПК
  2. Проконсультироваться с врачами
  3. Изучить рейтинги школ
  4. Посетить школы лично
  5. Поговорить с родителями учеников

Стоит обратить внимание на материально-техническую базу, квалификацию педагогов, наличие специалистов, условия содержания детей.

Важно выбрать школу, максимально учитывающую индивидуальные особенности и возможности конкретного ребенка.

Некоторые из лучших коррекционных школ VIII вида в Москве:

  • Школа No 108 (ЮЗАО)
  • Школа No 567 (ЮАО)
  • Школа No 991 (ЮАО)

Таким образом, грамотный выбор школы повышает шансы ребенка получить образование в комфортных условиях и успешно адаптироваться в жизни.

11. Общение с другими родителями

Родителям детей, поступающих в коррекционную школу VIII вида, рекомендуется пообщаться с родителями, чьи дети уже обучаются в этой школе.

Такое общение поможет:

  • Узнать мнение о школе из первых рук
  • Задать вопросы о процессе обучения и воспитания
  • Получить советы по адаптации ребенка

Можно общаться как лично, так и на тематических форумах в интернете. Большинство родителей могут проделиться своим опытом.

Общение с другими родителями поможет сделать первые шаги в непростом пути воспитания особенного ребенка чуть легче.

12. Защита прав детей с ограниченными возможностями

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья имеют право защищать интересы своих детей, в том числе:

  • Выбирать форму получения образования
  • Выбирать образовательную организацию
  • Защищать достоинство и интересы ребенка
  • Принимать участие в управлении организацией

Эти права закреплены Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".

Если права ребенка нарушаются, родители могут:

  1. Обратиться с жалобой к учредителю школы
  2. Сообщить в органы опеки и попечительства
  3. Обжаловать неправомерные действия в суд

Защита прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ является обязанностью родителей и государства.

13. Как помочь ребенку адаптироваться в школе

Чтобы облегчить адаптацию ребенка с нарушением интеллекта в коррекционной школе VIII вида, рекомендуется:

  • Познакомить с учителями и одноклассниками
  • Посещать школу вместе в приемные часы
  • Стимулировать общение со сверстниками
  • Интересоваться школьными делами ребенка
  • Поощрять даже минимальные успехи

Терпеливое и внимательное отношение родителей и педагогов поможет ребенку привыкнуть к новым условиям и почувствовать себя в школе комфортно.

14. Поддержка семьи особого ребенка

Воспитание ребенка с нарушением интеллекта требует огромных душевных и физических сил от родителей. Им важно получать поддержку и помощь.

Для семей особых детей существуют:

  • Социально-реабилитационные центры
  • Службы психолого-педагогической помощи
  • Организации родительской взаимопомощи
  • Программы повышения родительской компетентности

Благодаря такой поддержке, родители могут восстановить силы и продолжать помогать своим детям развиваться и социализироваться.

15. Роль общества в судьбе особых детей

Для успешной социализации детей с нарушением интеллекта важна поддержка и принятие со стороны общества. Необходимо:

  1. Формировать толерантное отношение к таким людям
  2. Создавать доступную среду в городе
  3. Поддерживать их трудоустройство
  4. Включать в общественную жизнь

Гуманное отношение к людям с инвалидностью, готовность помочь и поддержать - залог успешной интеграции особых детей в социум.

Комментарии