Какие ассоциации у Вас вызывает слово «Египет»? Наверняка Вы тут же подумали о пирамидах в Гизе, верблюдах, фараонах, мумиях и горячем песке. А знаете ли Вы, что в северо-восточной части Египта расположен Порт-Саид, возле которого начинается Суэцкий канал? Планируя посетить Египет, где находится такой известный курорт, как Шарм-эль-Шейх, и не менее популярный Хургада, нужно обязательно увидеть эту любопытную достопримечательность.
Суэцкий канал, фото которого должно быть в альбоме каждого уважающего себя туриста, побывавшего в Египте, тянется прямой, как стрела, голубой лентой, начинаясь от Порт-Саида и заканчиваясь
заливом Суэц, который расположен между берегом Африки и
Синайским полуостровом. Другими словами, данный канал является прямым путем из Красного в Средиземное море и служит общепринятой границей между Африкой и Азией. Его длина равна 168 км (с учетом подходных каналов к его главному руслу), ширина местами достигает 169 метров, а глубина позволяет судам с осадкой свыше 16 метров беспрепятственно проходить между его берегов, не беспокоясь о возможной мели.
Любопытно, что идея прорыть судоходный канал от берегов Нила до самого Красного моря пришла в голову еще древним египтянам свыше 32 тысячелетий тому назад, еще когда правили фараоны Сети I и Рамзес II. Некоторая часть оставшегося старого русла пригодилась для подведения пресноводной воды до места стройки – речь идет о пресноводной артерии Исмаилия.
Примерно в 500 году до н.э. Дарий, тогдашний царь Персии, после завоевания Египта вновь соединил Красное и Средиземное моря. Есть основания полагать, что Суэцкий канал того времени позволял двум лодкам плыть рядом друг с другом.
Затем пришел черед европейцев. В конце XV в. идея нового канала не давала покоя многим торговца, в частности венецианским купцам. Причиной тому – выгоды торговли с Индией. Индийские пряности приносили немалую прибыль, однако, на то время было лишь два способа доставить их в Европу. Первый, морской путь, предполагал длительное путешествие в обход южной части африканского континента, а второй, сухопутный способ, состоял в транспортировке товаров по пескам от берега Красного моря до побережья Средиземного. Оба способа были крайне неудобными. Несколько веков они собирались с силами и наконец решились действовать.
Неизвестно, что больше, красноречие, талант дипломата или предпринимательская хватка, помогли французу Ф. Лессепсу убедить правительство Египта дать «зеленый свет» новому грандиозному проекту. Реализация проекта заняла больше десяти лет. Причем, кирками и лопатами махали в подавляющем большинстве египтяне – ежемесячно на строительные работы правительство набирало шестьдесят тысяч человек. Европейские страны финансировали эти работы ну и, конечно же, большую часть дохода с канала получать собирались тоже они.
Для судоходства Суэцкий канал был открыт в ноябре 1869 года. На это торжественное событие в Порт-Саид прибыло 48 кораблей с 6 тысячами пассажиров. Прошло несколько лет, в Египте начались экономические проблемы, и Англия с Францией решили воспользоваться этой возможностью: они выкупили у Египта 15% дохода от пользования каналом. Прибыль египтян от судов, проходящих Суэцким каналом, свелась к нулю. Такое безобразие, конечно же, не могло долго продолжаться. В 1956 году правительство Египта вернуло канал в собственность государства, что очень разозлило французов и англичан. Еще бы, пропал такой лакомый кусочек! Они не пожелали смириться с данным решением и начали военную агрессию против египтян, подключив для верности Израиль.
Этот международный конфликт продолжался с осени 1965 г. по март 1967 г. Благодаря решимости своих граждан и поддержке СССР Египет все-таки смог защитить свои интересы и после проведения работ по дальнейшему совершенствованию, начиная с 1981 года, Суэцкий канал вновь стал работать и по нему стали проходить суда, осадка которых достигала 16 метров.